Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие налоговой системы РФ. Принципы ее организации.

Поиск

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Отсутствие собственного опыта в области налогообложения и необходимость формировать налоговую систему с нуля привели к тому, что она создавалась методом проб и ошибок, часто путем механического перенесения некоторых черт современных западных налоговых систем на российскую почву без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

В конце 1991 г.был принят, а в 1992 г. введен в действие Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”, который определил основные принципы новой, коренным образом отличной от системы платежей в бюджет советского периода, налоговой системы. В 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была сделана попытка создать налоговую систему, отвечавшую требованиям рыночной экономики. Данный закон являлся базовым документом в сфере налогообложения вплоть до 1999 г. С 1 января 1999 г. была принята государственной думой и введена Часть 1 Налогового Кодекса РФ, документ регламентирующий концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы России. C 5 августа 2000 г.была принята и вступила в действие с 1 января 2001 г. Часть 2 Налогового кодекса, которая раскрывает систему налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизами, подоходным налогом с физических лиц, единым социальным налогом, налога на прибыль организаций. В результате принятия Налогового кодекса, который на сегодняшний день является основным законодательным актом о налогах, снижено общее количество налогов, вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов установлено 28 видов налогов и сборов.

Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании- это отчисления от федеральных налогов. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы РФ. Налоговая система РФ дополняется системой целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них- это Государственный пенсионный фонд. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Введение в НК РФ установило закрытый перечень региональных и местных налогов. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (утверждают формы налоговых деклараций,налоговых расчетов и т.д.).

Порядок взимания таможенных платежей устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, что является отдельной отраслью права, а в случаях, оговоренных НК РФ, и Налоговым Кодексом.

Согласно ст.7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов взимания.

Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

В современных условиях в РФ Налоговый Кодекс(ст. 3) устанавливает принципы налоговой системы РФ:

1) Принцип законности - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
2) Принцип всеобщности и равенства - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

3) Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
4) Принцип единства экономического пространства РФ -не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5) Принцип понятности - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
6) Принцип соразмерности - при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

 

Налоговый Кодекс РФ (ст.1) устанавливает основные элементы налоговой системы РФ:

1. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

2. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
3. Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

6. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.012 с.)