ТЕМА 2. Основы построения налоговых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Основы построения налоговых отношений



КУРС ЛЕКЦИЙ

(краткий конспект)

по дисциплине «Налоги и налогообложение предприятия»

 

направление подготовки (специальности): 38.03.02 «Менеджмент»

(код) (направление подготовки (специальность))

 

 

форма обучения очная

(форма обучения – очная, очно-заочная, заочная)

 

Волгодонск 2015

 


УДК 336.221 (075.8)

Рецензент к.э.н., доцент, Н.М. Фоменко

 

Составитель Г.П. Гапоненко

 

Курс лекций по дисциплине «Налоги и налогообложение предприятия» (краткий конспект) ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2015.

 

Предназначены для студентов очной формы обучения направления подготовки (специальности) 38.03.02.62 – Менеджмент

 

ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2015

ã Г. П. Гапоненко, 2015


ТЕМА 1. Введение в теорию налога и налогообложения.

1.1 Сущность и функции налогов.

1.2 Принципы налогообложения.

 

1.1 Сущность и функции налогов.

Налоговая политика -система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.

Под налогом понимается обязательный принудительный безвозмездный платеж, взимаемый с организации, граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных организаций.

Признаками налога являются:

- императивность, т. е. безусловность, категоричность, которая означает, что субъект налога не в праве отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода согласно закона государству. В случае не выполнения обязанностей последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию.

- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению.

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода означает, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, и в том числе на распределение отданной части дохода.

- легитимность означает не только признание налогов, но и их изымание только с законных операций.

Российская наука выделяет пять функций налогов:

-фискальная

-распределительная

-регулирующая

-контрольная

-поощрительная

1.2. Принципы налогообложения.

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.

Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы:

- простота алгоритма расчета отдельных налогов.

- отсутствие дублирования.

- простота и экономичность системы сбора налогов.

- стабильность налогообложения.

- законодательное регламентирование.

- пропорциональность налоговых сборов выгоде, которых может предоставлять государство.

- равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равными налогами.

- приемлемый размер общего налогового давления.

- справедливость по горизонтали и вертикали. Справедливость по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и не равные должны платить не равные налоги. Справедливость по горизонтали предусматривает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги.

Тяжесть налогового бремени (НБ) оценивается отношением всех уплачиваемых предприятием налогов(Нобщ) к выручке от реализации продукции включая выручку от прочей реализации (Вобщ)

НБ = Нобщ / Вобщ *100%

Показатель налоговой нагрузки предприятия рассчитывается в процентах и позволяет определить долю налогов в выручке от реализации.

Налоговая политика государства базируется не только на принципах, но и учитывает социально- экономические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.

 

ТЕМА 3. Налоговая система РФ

3.1Принципы построения налоговой системы.

3.2Состав и структура налоговой системы РФ.

3.3 Налоговый федерализм.

3.4 Эффективность налоговой системы.

 

3.1. Принципы построения налоговой системы.

Налоговая система- совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм, и методов их установления, изменения или отмены уплаты, обеспечение мер по их уплате, осуществление налогового контроля, привлечение к ответственности и меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран формировалась столетиями под воздействием экономических, политических и социальных условий. Для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальную налоговую систему.

Принципами выступают

- детальная структурированность и целостность системы, которая обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Этот принцип предполагает тесную взаимосвязь налогов, исключая двойное налогообложение и право выбора в отдельных случаях налогоплательщиками отдельных видов налогов, а также строгое деление налогов на центральные и местные.

- гибкость налоговой системы, которая обеспечивает возможность ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической ситуации. Изменения могут производиться при принятии федерального закона “О бюджете” на очередной год.

- социальная направленность налоговой системы связанной со стимулированием социально-экономического развития страны с учетом таких факторов как темпы развития.

- финансовое положение отраслей экономики.

- уровень инфляции и безработицы.

- выравнивание развития экономики.

 

3.2 Состав и структура налоговой системы РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трех уровневой в зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают:

- федеральные

- региональные

-местные.

Федеральные налоги основа налоговой системы РФ: налог на добавленную стоимость (гл.21), акцизы (гл.22), налог на доход физических лиц (гл.23), налог на прибыль организации (гл.25), налог на добычу полезных ископаемых (гл.26), вводный налог (гл.25.2), сборы на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов (гл.25.1), государственная пошлина (гл.25.3). Федеральные налоги вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы обеспечивают бюджет республик, краев, областей собственными источниками финансирования своих расходов. Налоговый кодекс (часть 2) содержит следующие региональные налоги: транспортный налог (гл.28), налог на игорный бизнес (гл.29), налог на имущество организации (гл.30).

Региональные налоги вводятся на территории региона решением законодательных органов. При этом субъекты РФ устанавливают конкретные элементы налогообложения, налоговой ставки(в пределах, установленных Налоговым кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, собственные формы отчетности по региональным налогам.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ введены специальные налоговые режимы:

- гл.26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог»

- гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения»

гл.26.3 «Единый налог на вмененный доход»

-гл.26.4 «Система налогообложения для участников соглашения о разделе продукции»

- гл.26.5 «Патентная система налогообложения»

 

3.3. Налоговый федерализм

Федеративное государство -это союзное государство. Перед членами федерации стоит сложная задача распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств согласно федеральному законодательству.

Налоговая практика зарубежных стран выработала нескольких методов налогового регулирования:

1. Закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разного уровня. Это четкое разграничение всех налогов между бюджетами каждого уровня. Налоговый кодекс РФ закрепил все налоги за соответствующими уровнями власти: федеральными, региональными, местными.

2. Установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет. Этоустановление норматива отчислений от конкретных федеральных налогов региональным бюджетом. Доли отчислений определяются при принятии федерального бюджета на предстоящий год.

3. Распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня в форме трансфертных платежей. Трансфертные платежи – суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему безвозвратно и бесплатно. Существуют в виде дотаций и субвенций. Дотация - субсидия, выделяемая нижестоящему бюджету на покрытие его дефицита без заранее договорных условий. Субвенция -целевая субсидия. Она предоставляется на определенных условиях и, если не используется, то возвращается вышестоящему бюджету. Кроме того, используются бюджетные кредиты, когда члены федерации получают из центра суммы на условиях возврата и оплаты процентов.

Трансферты могут быть:

1)в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

2) субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы крайнего Севера;

3)субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию отдельным территориям Федеральный бюджет за счет налоговых поступлений представляет бюджетные кредиты юридическим лицам под банковские гарантии и залог имущества.

 

3.4. Эффективность налоговой системы.

Качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, т.е. мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества.

Налоговая система считается эффективной при выполнении двух условий:

- если обеспечивает налоговые доходы в объемах для выполнения государством своих функций;

- если она способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов в экономике

Действует две группы показателей эффективности налоговой системы: общие и специальные частные показатели.

Общие научно обоснованные показатели включают:

– доля налогов в ВВП;

– доля налоговых поступлений в доходах бюджета;

– доля косвенных налогов в налоговых поступлениях бюджета;

– Доля налогов от внешней торговли налогового бюджета;

– уровень собираемости основных налогов;

– структура налоговых доходов бюджета.

Эти показатели в совокупности дают представление в целом об эффективности налоговой системы страны.

Специальные частные показатели:

– удельный вес налога в объеме ВВП регионов;

– коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов;

– соотношение налогов, собранных с физических и юридических лиц;

– устойчивость налогового законодательства;

– уровень и размеры налоговых льгот;

– уровень сложности расчета налоговой базы;

– налоговое правонарушение и налоговые санкции.

ТЕМА 4. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1 Понятие налогового права

4.2 Принципы налогового права

4.3 Налоговое законодательство

 

4.1 Понятие налогового права

 

Налоговое право – система финансово-правовых норм (общеобяза­тельных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджет­ных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

Существуют общие и особенные нормы налогового права.

Общие нормы имеют значение для всех налогов, характеризуют основ­ные положения налогообложения, содержатся в I части Налогового кодекса РФ.

Особенные нормы налогового права регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов (во II части НК РФ).

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу ус­тановления, введения и взимания налогов. Эти отношения всегда свя­заны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственную казну.

Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложе­ния.

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права.

Субъекты налоговых правоотношений — государственные налого­вые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты).

Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная на­логовая служба и ее подразделения. Отдельными полномочиями в части взимания таможенных платежей наделяются таможенные органы.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными на­логовым законодательством правилами. Объект налогового правоот­ношения и объект налогообложения — связанные, но не идентичные понятия.

Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые преду­смотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).

 

4.2 Принципы налогового права

 

Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.

1. Равное налоговое бремя (нейтральность) — предусматривает все­общность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Налоги и сборы не могут различно применять­ся исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональ­ных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уп­лате налога исходя из принципа справедливости.

2. Установление налогов законами - конституционный принцип, означающий, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются толь­ко Налоговым кодексом.

3. Отрицание обратной силы налоговых законов — общеотрасле­вой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

4. Приоритет налогового закона над неналоговыми законами — явля­ется специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нор­мам налогового законодательства. В случае коллизии норм конституционное право имеет приоритет перед налоговым, при взаимодействии с другими отраслями права применяются положения именно налогового законодательства.

5. Наличие всех элементов налога в налоговом законе — отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

6. Сочетание интересов государства и обязанных субъектов — прису­ще любой системе налогового законодательства и предполагает неравен­ство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуп­равления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство прояв­ляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыска­нии недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов.

 

4.3 Налоговое законодательство

 

Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, образует систему налогового законода­тельства. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ, где сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

Источниками налогового права являются законы, указы, поста­новления, межведомственные и ведомственные нормативные документы, а также акты других отраслей законодательства, если они содержат нор­мы, применяемые к налоговым отношениям. Центральное место в этой системе занимает Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 1999 г (I часть, II часть введена в действие с 1 января 2001 г.).

Налоговый кодекс РФ устанавливает общие принципы налогообложения,
а также систему налогов, взимаемых в бюджет. Остальное законодатель­ство в налоговой сфере принимается только с учетом его положений.

Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин, индекс инфляции и т.д.

Актами Министерства финансов РФ устанавливаются формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.

Акты Федеральной налоговой службы в основном разъясняют методики ввода в действие закона.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регламентируются также международно-правовыми договорами.

Освобождение от уплаты НДС.

2. Освобождение от уплаты НДС, связанное с пороговой суммой выручки.

3. Правильное оформление расчетов.

4. Следует правильно планировать налоговый поток. Задача налогового планирования — оприходовать в отчетном периоде все, что в этом же периоде оплачено.

5. Необходимо своевременно предъявлять к вычету входящий НДС.

6. В отдельных случаях использование посреднических договоров
позволяет снизить налогообложение.

7.Предприятиям розничной торговли выгоден вариант, когда они бе­рут на реализацию товар у лиц, не уплачивающих НДС по договору комиссии. В этом случае НДС начисляется со стоимости только комиссионного вознаграждения, а покупателю нет раз­ницы, по какому виду договора был приобретен товар.

Субъект налогообложения.

Налогоплательщики акцизов:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Объектом налогообложения является:

- реализация на территории РФ подакцизных товаров (алкогольной продукции, табака, нефтепродуктов, легковых автомобилей и мотоциклов), в том числе и передача прав собственности на эти товары на безвозмездной основе или при их натуральной оплате;

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др.

Льготы. Не подлежат налогообложению операции:

- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому;

- экспорт подакцизных товаров;

- первичная реализация конфискованных подакцизных товаров на промышленную переработку и т.д.

Налоговая база установлена по видам подакцизных товаров:

- по товарам, на которые установлены твердые ставки – объем реализованных (ввезенных на территорию РФ) подакцизных товаров в натуральном выражении;

- по товарам, на которые установлены адвалорные (в %) ставки - стоимость объем реализованных (ввезенных) подакцизных товаров (без акциза и НДС);

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки: твердые (специфические) – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения; комбинированные.

ТЕМА 16 Местные налоги

16.1 Налог на имущество физических лиц

16.2 Земельный налог

 

16.1 Налог на имущество физических лиц

 

Установлен главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» с 1 января 2015 годаи нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ (могут снижать базовые ставки до 0 процентов или повышать, но не более чем в три раза), могут добавить свои налоговые льготы и иные особенности уплаты налога

Налогоплательщики: физические лица — физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объекты налогообложения: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Не признается объектом налогообложен ия имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Льготы. Федеральное законодательство предоставляет широкий пе­речень льгот. Так, например, освобождаются от уплаты налога следую­щие категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп инвалидности; инвалиды с детства; физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др.

Налоговая база - кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год.

Максимальные ставки налога:

- жилые дома, квартиры, комнаты, незавершенное строительство под жилье, гаражи, место на парковке, хозяйственные строения на земле, предоставленной для ведения дачного хозяйства – 0,1%;

- имущество, которое относится к торговым или офисным комплексам или стоимостью свыше 300 млн руб – 2%;

- прочие объекты – 0,5%.

Налоговый вычет. У каждого собственника есть право на налоговый вычет. Из общей площади недвижимости инспекторы должны будут вычесть необлагаемую часть: 20 кв. м по квартире; 10 кв. м по комнате; 50 кв. м по жилому дому; 1 000 000 руб. в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) – налоговая база в этом случае определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Порядок исчисления налога. Исчисление налога производится на­логовыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно предоставляют необходимые документы в налоговые органы.

Порядок и сроки уплаты. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

15.2 Земельный налог

 

Правовой основой для исчисления и уплаты местного налога явля­ются положения гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками выступают организации и физические лица в случае обладания ими земельными участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого вве­ден налог.

Не являются объектом обложения земельные участки: изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; ограниченные в обо­роте в соответствии с законодательством РФ, например, занятые осо­бо ценными объектами культурного наследия, историко-культурны­ми заповедниками, объектами археологического наследия.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земель­ных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она выяв­ляется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 ян­варя года, являющегося налоговым периодом.

Законодательство устанавливает не облагаемую налогом сумму в раз­мере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, нахо­дящегося в его собственности (Герои СССР и РФ, инвалиды, ветераны ВОВ, лица, получившие лучевую болезнь и т. д.).

Налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными право­выми актами представительных органов муниципальных образований. В зависимости от назначения (вида) земли ставки подразделяются на две группы, и они не могут превышать:

1) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельско­хозяйственного назначения, — 0,3%;

2) в отношении прочих земельных участков — 1,5%. (Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависи­мости от категорий земель.)

Льготы. Кроме установления для отдельных категорий налогопла­тельщиков необлагаемой налогом суммы (10 тыс. руб.) полное освобож­дение от налога распространяется на некоторые организации и физиче­ские лица в отношении земельных участков специального назначения или используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. п. Например, по данному основанию с учетом некоторых условий льготами пользуются организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции.

Порядок исчисления налога. Сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процент­ная доля налоговой базы. В отношении налогоплательщиков — физиче­ских лиц эта обязанность возложена на налоговые органы. Для граждан, уплачивающих земельный налог на основании налогового уведомления, может быть предусмотрена уплата авансовых платежей, но не более двух в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты. Налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым перио­дом, а расчеты сумм по авансовым платежам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговый учет и отчетность

ИП, применяющие патентную УСН, ведут налоговый учет доходов от реализации в книге учета доходов ИП, применяющего патентную систему налогообложения. Книга утверждается Минфином РФ (на данный момент не утверждена). Книга ведется по каждому патенту отдельно.

 

17.3. Единый сельскохозяйственный налог

 

Уплата единого с/х налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товара на таможенную территорию РФ), налог на доход физических лиц, налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц, ЕСН.

Иные налоги и сборы уплачиваются в общеустановленном порядке. Кроме того, налогоплательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые производят сельскохозяйственную продукцию и выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и последующую промышленную переработку и реализующие эту продукцию и рыбу, при этом доля дохода от продажи производимой продукции и выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки должна составить по итогам прошлого календарного года не менее 70%.

Не имеют право применять ЕСХН следующие сельскохозяйственные товаропроизводители:

– занимающиеся производством подакцизных товаров;

– организации, имеющие филиалы и представительства.

Объектом налогообложения признается доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов. Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговая ставка- 6%.

В целях обложения ЕСХН учитывается следующие доходы:

- доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (ст.29 НК РФ).

- внереализационные доходы ст.250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями не учитывается доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и кассу, получение иного имущества и имущественных прав (кассовый метод).

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: на приобретение основных средств, нематериальных активов, ремонт основных средств, арендные платежи, материальные расходы, расходы на оплату труда, выплату пособий по временной не трудоспособности, расходы на обязательное страхование работников и имущества и др.

Налоговый период – год. Отчетный период – полугодие.

Организации по истечении налогового (отчетного) периода представ­ляют в налоговые органы налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода). Индивидуальные предприниматели пред­ставляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее срока, уста­новленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий на­логовый период.

 

17.4. Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусматривает уплату единого налога вместо трех налогов (налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимате­лей — НДФЛ), НДС, налога на имущество).

Действует для ИП и организаций.

Вводится в действие законами муниципальных органов власти, которые определяют: порядок введения еди­ного налога на территории субъекта РФ; конкретные виды предпринима­тельской деятельности, в отношении которых вводится единый налог; значения корректирующего коэффициента базовой доходности.

С 1 января 2013 года переход на ЕНВД является добровольным.

Действие единого налога распро­страняется на следующие виды предпринимательской деятельности: оказание и ветеринарных бытовых услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мой­ке автотранспортных средств и т.п.

В данной системе налогообложения используются следующие спе­цифические понятия:

вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплатель­щика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности фак­торов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установ­ленной ставке;

базовая доходность — условная месячная доходность в стоимост­ном выражении на ту или иную единицу физического показате­ля, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая ис­пользуется для расчета величины вмененного дохода;

корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэф­фициенты, показывающие степень влияния того или иного фак­тора на результат предпринимательской деятельности, осуще-ствляемой на основе свидетельства об уплате единого налога, а именно:

- К1 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу измене­ния потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, устанавливается ежегодно на федеральном уровне.

- К2 — коэффициент, учитывающий совокупность особенно­стей ведения предпринимательской деятельности. Устанавливается местными органами власти, например, в Ростове-на-Дону его значение колеблется от 0,3 до 1.

Объект налогообложения — вмененный доход налогоплательщи­ка. Этот показатель формируется на основе базовой доходности с по­мощью системы повышающих или понижающих коэффициентов.

Налоговой базой является величина вмененного дохода, определяемая следующим образом:

ВД = БД × ФП × К1 × К2

где БД – базовая доходность;

ФП – величина физического показателя;

К1, К2 – корректирующие коэффициенты.

Налоговый период — квартал.

Ставка единого налога составляет 15% вмененного дохода.

Сроки уплаты. Уплата единого налога производится налогоплатель­щиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации по итогам квартала представляются налого­плательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

КУРС ЛЕКЦИЙ

(краткий конспект)

по дисциплине «Налоги и налогообложение предприятия»

 

направление подготовки (специальности): 38.03.02 «Менеджмент»

(код) (направление подготовки (специальность))

 

 

форма обучения очная

(форма обучения – очная, очно-заочная, заочная)

 

Волгодонск 2015

 


УДК 336.221 (075.8)

Рецензент к.э.н., доцент, Н.М. Фоменко

 

Составитель Г.П. Гапоненко

 

Курс лекций по дисциплине «Налоги и налогообложение предприятия» (краткий конспект) ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2015.

 

Предназначены для студентов очной формы обучения направления подготовки (специальности) 38.03.02.62 – Менеджмент

 

ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2015

ã Г. П. Гапоненко, 2015


ТЕМА 1. Введение в теорию налога и налогообложения.

1.1 Сущность и функции налогов.

1.2 Принципы налогообложения.

 

1.1 Сущность и функции налогов.

Налоговая политика -система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.

Под налогом понимается обязательный принудительный безвозмездный платеж, взимаемый с организации, граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных организаций.

Признаками налога являются:

- императивность, т. е. безусловность, категоричность, которая означает, что субъект налога не в праве отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода согласно закона государству. В случае не выполнения обязанностей последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию.

- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению.

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода означает, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, и в том числе на распределение отданной части дохода.

- легитимность означает не только признание налогов, но и их изымание только с законных операций.

Российс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.152 с.)