Тема 14: налоги, сборы и прочие Платежи в сфере природопользования, охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14: налоги, сборы и прочие Платежи в сфере природопользования, охраны окружающей среды



14.1.Значение платежей за природные ресурсы.

14.2. Водный налог

14.3. Налог на добычу полезных ископаемых

14.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

14.5. Лесные подати

14.6. Плата за загрязнение окружающей среды

14.1.Значение платежей за природные ресурсы.

Целями установленных платежей за природные ресурсы является:

1. Экономическое регулирование природопользованием;

2. Стимулирование рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охрану окружающей среды;

3. Формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Концепция государственной экологической политики изложено в Федеральном законе «Об охране природной окружающей среды» от 19 декабря 1991г. № 2060. Согласно этому федеральному закону плата за природные ресурсы должна взиматься:

– за право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

– за сверхлимитное и не рациональное использование природных ресурсов;

– за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Т.о. природные ресурсы должны вовлекаться в оборот на платной основе.

Существует группировка методов экономической оценки природных ресурсов и установление размера платы за их использование:

1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение и использование.

2. Результативный метод. Экономическую оценку или стоимость имеют лишь те природные ресурсы которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первоначальной продукции ресурса либо разницей между получаемым доходом и текущими затратами.

3. Затратно ресурсный. При определение стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и дохода от его использования.

4. Рентный метод. Лучший ресурс (использование которого дает большой относительный доход при одинаковых затратах) получает большую стоимость.

5. Воспроизводственный метод. ИСтоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат необходимых для воспроизводства (компенсационных потерь) ресурса на определенный период.

6. Монопольно – ведомственный. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных служб осуществляющих монопольное распространение (управление) природными ресурсами.

 

14.2 Водный налог

 

Плательщиками являются все пользователи вод: организации и физические лица, имеющие лицензии на водопользование. Объектом платы признаются четыре вида водопользования:

1. Забор воды из водных объектов для ее использования в производственном технологическом процессе для собственных хозяйственных и бытовых нужд;

2. Использование акваторий, водных объектов за исключением лесосплава;

3. Использование водных объектов без забора воды для целей электроэнергетики;

4. Использование водных объектов для целей лесосплава.

При использовании водных объектов в целях забора воды при ликвидации стихийных бедствий плата не взимается.

Налоговый период – квартал; Налоговая база и ставка налога определяется в зависимости от вида пользования водными. При заборе воды сверх лимитов ставки увеличиваются в 5 раз.

Сумма платы по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом. В эти сроки плательщик представляет и налоговую декларацию. Сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции. Объем воды забранный из водных объектов определяется по показателям водоотведения, а также по показателям рабочих насосов и т.д.

14.3 Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налог на добычу полезных ископаемых – федеральный налог. Его должны платить организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр. В большинстве случаев пользование недрами это лицензированная деятельность. Налогом определяется полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей пользование.

Объектом обложения являются:

полезные ископаемые добытые из недр на территории РФ, за пределами РФ, а также извлеченные из отходов или потерь добываемого производства при условии, что это извлечение подлежит лицензированию.

Полезные ископаемые в целях налогообложения считается продукция добывающих отраслей промышленности содержащаяся в минеральном сырье, породе, жидкости или других смесей.

Законом установлен закрытый перечень видов добытого полученного ископаемого.

Налоговая база по налогу полезных ископаемых представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости одной единицы.

Налоговую базу определяют по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых дифференцированы по их видам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговая ставка процентная доля налоговой базы. Сумма налога по газу определяется как произведение ставки и величины налоговой базы.

Налоговый период - месяц. Срок уплаты до 25 числа месяца следующего за налоговым периодом. Налог поступает в федеральный бюджет.

 

14.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются все организации и лица, получившие лицензии на вылов рыбы, отстрел животных и т.п. Определен закрытый перечень объектов животного мира за охрану, на который уплачивается сбор. Ставки сбора определены по каждому виду объектов в абсолютной величине в рублях за 1 дикое животное.

Ставки сбора единые и от места обитания конкретного вида животного не зависят.

Предусмотрены две льготные ставки: 0 и в размере 50% от общественной ставки сбора.

0% применяется в тех случаях, когда объекты животного мира используются в определенных условиях, должны быть указаны в лицензии.50%-ный сбор исчисляется из среды обитания молодняка, т.е. копытных животных до 1 года. Чтобы определить общую сумму сбора за пользование объектами животного мира необходимо количество животных умножить на соответствующую ставку сбора в рублях.

Сборы уплачиваются единовременно в полном объеме при получении лицензии.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, начисленной ставки и налоговых льгот.

 

14.5.Лесные подати.

 

С 1997г. действует Лесной кодекс РФ. Этим документом регулируется порядок исчисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом. Система платежей включает лесные подати и арендную плату.

Лесные подати включают:

– плату за древесину, отпускаемую на корню, за заготовку живицы, за заготовку живицы, за заготовку лесных второстепенных материалов, за сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, за размещение пассик, за пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, культурно оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Размер лесной подати устанавливается региональными или местными органами власти.

Плательщиками лесных податей являются пользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ.

Объектом обложения лесными податями признаются юридически фактические права на различные виды лесопользования. Лесопользование осуществляется только на основе лесорубочного билета, ордена или лесного билета.

Предметом обложения лесной податью являются лесные ресурсы.

Налоговая база определяется как объем лесных ресурсов, который фактически изъят налогоплательщиком, или как площадь, представленного в пользование плотника участка лесного фонда.

Арендная плата взимается на основе арендного договора. Размер арендной платы и сроки ее внесения устанавливается региональными органами власти по согласованию с органами лесного самоуправления на базе соответствующих ставок лесных податей.

Затраты предприятия на уплату лесных податей и арендные платы включается в стоимость продукции.

 

14.6 Платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» введена плата на негативное воздействие на окружающую среду и определены виды этого воздействия.

Плата за загрязнение окружающей среды взимается за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов, а также за выбросы, сбросы, размещение отходов сверх установленных лимитов.

Налогооблагаемой базой при расчете платежей является: объемы вредного воздействия за выброс и сброс одной тонны загрязняющих веществ; размещение одной тонны или одного метра кубического отходов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется по ставкам утвержденным правительством РФ от 12.06.04г. № 344 «О нормативах платы за выбросы».

При исчислении конкретной суммы данной платы к ставкам могут применять ежегодные повышающие коэффициенты, учитывающие уровень инфляции.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся на себестоимость продукции. Отчетный период – квартал.

 

ТЕМА 15 Региональные налоги.

15.1.Налог на имущество организации.

15.2.Транспортный налог.

15.3.Налог на игорный бизнес.

 

15.1.Налог на имущество организации.

Согласно п.3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ «О налогах» и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся и прекращают действовать на территории субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ «О налогах».

Налогоплательщиками признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения являются основные средства, находящиеся на балансе налогоплательщика, за исключением земли и иных объектов природопользования, а также имущество, принадлежащее государству и использованного для нужд обороны, безопасности и охраны порядка.

Налоговая база по налогу на имущество организации определяется как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Среднегодовая стоимость рассчитывается следующим образом: суммируют остаточную стоимость основных средств на начало каждого месячного отчетного периода и остаточная стоимость имущества на первое число месяца следующего за отчетным.

Результат надо разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на 1.

Налоговый период – календарный год.

Отчетные периоды - квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая ставка - 2,2%.

Региональные власти имеют право устанавливать свою ставку в пределах от 0 до максимальной.

Перечислять квартальные авансовые платежи по налогу на имущество организации нужно в том случае, если это установлено региональным законом. В этом случае по итогам 1 квартала, 6 месяцев, 9 месяцев надо заплатить ¼ рассчитанной суммы.

По итогам отчетных периодов представляются декларации по авансовым платежам до 30 числа месяца следующим за отчетным периодом. Платежи по налогам на имущество относятся на финансовые результаты деятельности организации и уплачиваются за счет прочих доходов организации.

15. 2.Транспортный налог.

Транспортный налог взимается на основании гл.28 НК РФ. Налог относится к региональным и вводится в действие законами о налогах соответствующего субъекта РФ и обязателен к уплате на территории этих субъектов.

Налогоплательщиками являются лица, на которых в соответствие с законодательством РФ зарегистрированного транспортного средства, являющиеся объектом налогообложения, т.е. плательщики являющиеся как юридическими, так и физическими лицами.

Объекты налогообложения - зарегистрированные в установленном порядке автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры, снегоходы, мотосани и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, прочие транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения: моторные лодки с двигателем до 5 лошадиных сил, спецавтотранспорт для инвалидов, легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил полученные через органы социальной защиты, промысловые речные и морские суда, пассажирские и грузовые, воздушные суда, находящиеся в собственности организации, основным видом деятельности, которых являются пассажирские и грузовые перевозки, специальные машины для сельскохозяйственных работ, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей, транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база определяется:

- как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- как валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении водных буксирных транспортных средств;

- как единица транспортного средства в отношении не перечисленных выше транспортных средств.

Налоговый период - год.

Налоговые ставки в зависимости от мощности, категории или валовой вместимости в расчете на одну лошадиную силу, одну тонну вместимости или за одно транспортное средство.

Налоговые ставки, установленные НК, могут быть изменены, но не более чем в 5 раз законами РФ субъектов.

Налогоплательщики - организации транспортный налог рассчитывающие самостоятельно, а физическим лицам - налогоплательщикам налог рассчитывают налоговые органы. Налоговые органы направляют физическим лицам уведомление об уплате налога в срок не позднее 1 июня года, за который налог уплачивается, с указанием суммы и срока уплаты налога. Организации представляют налоговые декларации в сроки, установленные законами субъектов РФ.

15.3.Налог на игорный бизнес.

Налог на игорный бизнес установлен гл.29НК РФ с 1 января 2004г.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальнее предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом.

Объектом налогообложения признается: игровой стол, игровые автоматы, касса тотализатора букмекерской конторы. Объекты игрового бизнеса нужно регистрировать в налоговых органах за два дня до того момента, когда объект будет установлен. Дата регистрации считается день подачи заявления. Регистрировать необходимо также любое изменение количества объектов.

Для расчета налога надо умножить количество объектов соответствующего вида на налоговую ставку. Гл.29 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные ставки устанавливают региональные законы субъектов РФ в интервале от минимальной до максимальной. Если региональным законам на установлен размер ставки, то налог уплачивается по минимальной ставке.

Налоговый период - месяц. Декларация сдается до двадцатого числа следующего месяца.

ТЕМА 16 Местные налоги

16.1 Налог на имущество физических лиц

16.2 Земельный налог

 

16.1 Налог на имущество физических лиц

 

Установлен главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» с 1 января 2015 годаи нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ (могут снижать базовые ставки до 0 процентов или повышать, но не более чем в три раза), могут добавить свои налоговые льготы и иные особенности уплаты налога

Налогоплательщики: физические лица — физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объекты налогообложения: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Не признается объектом налогообложен ия имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Льготы. Федеральное законодательство предоставляет широкий пе­речень льгот. Так, например, освобождаются от уплаты налога следую­щие категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп инвалидности; инвалиды с детства; физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др.

Налоговая база - кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год.

Максимальные ставки налога:

- жилые дома, квартиры, комнаты, незавершенное строительство под жилье, гаражи, место на парковке, хозяйственные строения на земле, предоставленной для ведения дачного хозяйства – 0,1%;

- имущество, которое относится к торговым или офисным комплексам или стоимостью свыше 300 млн руб – 2%;

- прочие объекты – 0,5%.

Налоговый вычет. У каждого собственника есть право на налоговый вычет. Из общей площади недвижимости инспекторы должны будут вычесть необлагаемую часть: 20 кв. м по квартире; 10 кв. м по комнате; 50 кв. м по жилому дому; 1 000 000 руб. в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) – налоговая база в этом случае определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

Порядок исчисления налога. Исчисление налога производится на­логовыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно предоставляют необходимые документы в налоговые органы.

Порядок и сроки уплаты. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

15.2 Земельный налог

 

Правовой основой для исчисления и уплаты местного налога явля­ются положения гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками выступают организации и физические лица в случае обладания ими земельными участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого вве­ден налог.

Не являются объектом обложения земельные участки: изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; ограниченные в обо­роте в соответствии с законодательством РФ, например, занятые осо­бо ценными объектами культурного наследия, историко-культурны­ми заповедниками, объектами археологического наследия.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земель­ных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она выяв­ляется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 ян­варя года, являющегося налоговым периодом.

Законодательство устанавливает не облагаемую налогом сумму в раз­мере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, нахо­дящегося в его собственности (Герои СССР и РФ, инвалиды, ветераны ВОВ, лица, получившие лучевую болезнь и т. д.).

Налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными право­выми актами представительных органов муниципальных образований. В зависимости от назначения (вида) земли ставки подразделяются на две группы, и они не могут превышать:

1) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельско­хозяйственного назначения, — 0,3%;

2) в отношении прочих земельных участков — 1,5%. (Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависи­мости от категорий земель.)

Льготы. Кроме установления для отдельных категорий налогопла­тельщиков необлагаемой налогом суммы (10 тыс. руб.) полное освобож­дение от налога распространяется на некоторые организации и физиче­ские лица в отношении земельных участков специального назначения или используемых ими для осуществления уставной деятельности и т. п. Например, по данному основанию с учетом некоторых условий льготами пользуются организации и учреждения уголовно-исполнительной сис­темы Министерства юстиции.

Порядок исчисления налога. Сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процент­ная доля налоговой базы. В отношении налогоплательщиков — физиче­ских лиц эта обязанность возложена на налоговые органы. Для граждан, уплачивающих земельный налог на основании налогового уведомления, может быть предусмотрена уплата авансовых платежей, но не более двух в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты. Налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым перио­дом, а расчеты сумм по авансовым платежам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.048 с.)