Тема 3. Налоговая система РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Налоговая система РФ



3.1Принципы построения налоговой системы.

3.2Состав и структура налоговой системы РФ.

3.3 Налоговый федерализм.

3.4 Эффективность налоговой системы.

 

3.1. Принципы построения налоговой системы.

Налоговая система- совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм, и методов их установления, изменения или отмены уплаты, обеспечение мер по их уплате, осуществление налогового контроля, привлечение к ответственности и меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран формировалась столетиями под воздействием экономических, политических и социальных условий. Для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальную налоговую систему.

Принципами выступают

- детальная структурированность и целостность системы, которая обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Этот принцип предполагает тесную взаимосвязь налогов, исключая двойное налогообложение и право выбора в отдельных случаях налогоплательщиками отдельных видов налогов, а также строгое деление налогов на центральные и местные.

- гибкость налоговой системы, которая обеспечивает возможность ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической ситуации. Изменения могут производиться при принятии федерального закона “О бюджете” на очередной год.

- социальная направленность налоговой системы связанной со стимулированием социально-экономического развития страны с учетом таких факторов как темпы развития.

- финансовое положение отраслей экономики.

- уровень инфляции и безработицы.

- выравнивание развития экономики.

 

3.2 Состав и структура налоговой системы РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трех уровневой в зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают:

- федеральные

- региональные

-местные.

Федеральные налоги основа налоговой системы РФ: налог на добавленную стоимость (гл.21), акцизы (гл.22), налог на доход физических лиц (гл.23), налог на прибыль организации (гл.25), налог на добычу полезных ископаемых (гл.26), вводный налог (гл.25.2), сборы на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов (гл.25.1), государственная пошлина (гл.25.3). Федеральные налоги вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы обеспечивают бюджет республик, краев, областей собственными источниками финансирования своих расходов. Налоговый кодекс (часть 2) содержит следующие региональные налоги: транспортный налог (гл.28), налог на игорный бизнес (гл.29), налог на имущество организации (гл.30).

Региональные налоги вводятся на территории региона решением законодательных органов. При этом субъекты РФ устанавливают конкретные элементы налогообложения, налоговой ставки(в пределах, установленных Налоговым кодексом), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, собственные формы отчетности по региональным налогам.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ введены специальные налоговые режимы:

- гл.26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог»

- гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения»

гл.26.3 «Единый налог на вмененный доход»

-гл.26.4 «Система налогообложения для участников соглашения о разделе продукции»

- гл.26.5 «Патентная система налогообложения»

 

3.3. Налоговый федерализм

Федеративное государство -это союзное государство. Перед членами федерации стоит сложная задача распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств согласно федеральному законодательству.

Налоговая практика зарубежных стран выработала нескольких методов налогового регулирования:

1. Закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разного уровня. Это четкое разграничение всех налогов между бюджетами каждого уровня. Налоговый кодекс РФ закрепил все налоги за соответствующими уровнями власти: федеральными, региональными, местными.

2. Установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет. Этоустановление норматива отчислений от конкретных федеральных налогов региональным бюджетом. Доли отчислений определяются при принятии федерального бюджета на предстоящий год.

3. Распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня в форме трансфертных платежей. Трансфертные платежи – суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему безвозвратно и бесплатно. Существуют в виде дотаций и субвенций. Дотация - субсидия, выделяемая нижестоящему бюджету на покрытие его дефицита без заранее договорных условий. Субвенция -целевая субсидия. Она предоставляется на определенных условиях и, если не используется, то возвращается вышестоящему бюджету. Кроме того, используются бюджетные кредиты, когда члены федерации получают из центра суммы на условиях возврата и оплаты процентов.

Трансферты могут быть:

1)в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

2) субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы крайнего Севера;

3)субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию отдельным территориям Федеральный бюджет за счет налоговых поступлений представляет бюджетные кредиты юридическим лицам под банковские гарантии и залог имущества.

 

3.4. Эффективность налоговой системы.

Качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, т.е. мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества.

Налоговая система считается эффективной при выполнении двух условий:

- если обеспечивает налоговые доходы в объемах для выполнения государством своих функций;

- если она способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов в экономике

Действует две группы показателей эффективности налоговой системы: общие и специальные частные показатели.

Общие научно обоснованные показатели включают:

– доля налогов в ВВП;

– доля налоговых поступлений в доходах бюджета;

– доля косвенных налогов в налоговых поступлениях бюджета;

– Доля налогов от внешней торговли налогового бюджета;

– уровень собираемости основных налогов;

– структура налоговых доходов бюджета.

Эти показатели в совокупности дают представление в целом об эффективности налоговой системы страны.

Специальные частные показатели:

– удельный вес налога в объеме ВВП регионов;

– коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов;

– соотношение налогов, собранных с физических и юридических лиц;

– устойчивость налогового законодательства;

– уровень и размеры налоговых льгот;

– уровень сложности расчета налоговой базы;

– налоговое правонарушение и налоговые санкции.

ТЕМА 4. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1 Понятие налогового права

4.2 Принципы налогового права

4.3 Налоговое законодательство

 

4.1 Понятие налогового права

 

Налоговое право – система финансово-правовых норм (общеобяза­тельных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджет­ных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

Существуют общие и особенные нормы налогового права.

Общие нормы имеют значение для всех налогов, характеризуют основ­ные положения налогообложения, содержатся в I части Налогового кодекса РФ.

Особенные нормы налогового права регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов (во II части НК РФ).

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу ус­тановления, введения и взимания налогов. Эти отношения всегда свя­заны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственную казну.

Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложе­ния.

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права.

Субъекты налоговых правоотношений — государственные налого­вые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты).

Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная на­логовая служба и ее подразделения. Отдельными полномочиями в части взимания таможенных платежей наделяются таможенные органы.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными на­логовым законодательством правилами. Объект налогового правоот­ношения и объект налогообложения — связанные, но не идентичные понятия.

Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые преду­смотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).

 

4.2 Принципы налогового права

 

Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.

1. Равное налоговое бремя (нейтральность) — предусматривает все­общность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Налоги и сборы не могут различно применять­ся исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональ­ных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уп­лате налога исходя из принципа справедливости.

2. Установление налогов законами - конституционный принцип, означающий, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются толь­ко Налоговым кодексом.

3. Отрицание обратной силы налоговых законов — общеотрасле­вой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

4. Приоритет налогового закона над неналоговыми законами — явля­ется специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нор­мам налогового законодательства. В случае коллизии норм конституционное право имеет приоритет перед налоговым, при взаимодействии с другими отраслями права применяются положения именно налогового законодательства.

5. Наличие всех элементов налога в налоговом законе — отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

6. Сочетание интересов государства и обязанных субъектов — прису­ще любой системе налогового законодательства и предполагает неравен­ство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуп­равления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство прояв­ляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыска­нии недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов.

 

4.3 Налоговое законодательство

 

Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, образует систему налогового законода­тельства. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ, где сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

Источниками налогового права являются законы, указы, поста­новления, межведомственные и ведомственные нормативные документы, а также акты других отраслей законодательства, если они содержат нор­мы, применяемые к налоговым отношениям. Центральное место в этой системе занимает Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 1999 г (I часть, II часть введена в действие с 1 января 2001 г.).

Налоговый кодекс РФ устанавливает общие принципы налогообложения,
а также систему налогов, взимаемых в бюджет. Остальное законодатель­ство в налоговой сфере принимается только с учетом его положений.

Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин, индекс инфляции и т.д.

Актами Министерства финансов РФ устанавливаются формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.

Акты Федеральной налоговой службы в основном разъясняют методики ввода в действие закона.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регламентируются также международно-правовыми договорами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.03 с.)