Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ управления затратами на охрану окружающей среды

Поиск

Анализ природоохранных затрат в Российской Федерации

Затраты на охрану окружающей среды - сумма расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования [9].

В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.

Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды - все расходы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счет собственных или заемных средств предприятия, либо средств государственного бюджета. [21]

К ним относятся следующие затраты: по содержанию и эксплуатации основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на научно-исследовательские работы и работы по экологическому образованию кадров.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации.

В таблице 2.1 представлены данные, отражающие текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды Вологодской области, а также субъектов Северо-Западного федерального округа, которые находятся по соседству с Вологодской областью.

Таблица 2.1 – Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды субъектов Северо-Западного федерального округа, млн. руб. [8]

Показатели Годы Относительное отклонение 2013 г. к 2011 г., % Относительно отклонение 2013 г. к 2012 г., %
     
Российская Федерация 222598,5 247797,3 254433,2 114,3 102,7
Северо-Западный федеральный округ 22641,5 29867,8 27468,1 121,3 91,9
Республика Карелия 1255,3 1056,7 1681,9 133,9 159,2
Республика Коми 1757,3 1621,1 2085,4 118,7 128,6
Архангельская область 4711,5 7172,8   67,8 44,5
Вологодская область 1647,8 2181,2 2690,7 163,3 123,4
Ленинградская область 3412,9 5688,8 5518,5 161,7  
Новгородская область 771,8 1041,3 902,1 116,9 86,6

 

Текущие (эксплуатационные) затраты по Российской Федерации в целом в 2013 году составили 254433,2 млн. руб.

Почти во всех субъектах наблюдается увеличение текущих (эксплуатационных) затрат. Общее снижение заметно в показателях затрат Северо-Западного федерального округа: в 2012 году затраты составили 29867,8 млн. руб., а в 2013 году 27468,1 млн. руб. Также в 2013 году наблюдается снижение текущих (эксплуатационных) затрат в Архангельской области, Ленинградской области и Новгородской области.

 

В таблице 2.2 мы рассмотрим инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вологодской области и соседних субъектов Северо-Западного федерального округа, а также Российскую Федерацию в целом.

Данные представлены за 2009-2013 года.

Таблица 2.2 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов субъектов Северо-Западного федерального округа, млн. руб. [8]

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Относительное отклонение 2013 г. к 2009 г.
Российская Федерация 81914,2 89093,9 95661,8 116407,9 124049,9 151,4
Северо-Западный федеральный округ 15132,2 13010,1 14042,5 18067,4 25790,2 170,4
Республика Карелия 453,02 1120,4 950,3 137,6 100,4 22,2
Республика Коми 4254,9 1519,4 383,6 2716,8 6962,7 163,6
Архангельская область 889,3 889,6 1281,8 385,2 1036,1 116,5
Вологодская область 1408,8 453,1 2273,7 1718,8 3370,7 239,3
Ленинградская область 945,1 283,03 1332,5 5412,3 4443,6 470,2
Новгородская область 110,2 61,7 132,2 190,9 325,05 294,9

 

Мы видим увеличение количества инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по всей Российской Федерации с 81914,2 млн. руб. до 124049,9 млн. руб.

Данные по Северо-Западному федеральному округу также возрастают, начиная с 2010 года.

Наибольшая часть инвестиций находится в республике Коми, Ленинградской и Вологодской областях. Наименьшее количество инвестиций в Архангельской области.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду.

 

Анализ природоохранных затрат по Вологодской области

В таблице 2.3 рассмотрим затраты предприятий на охрану окружающей среды по Вологодской области в миллионах рублей за 2005 год и 2009-2013 года. Также проведем относительное сравнение показателей 2013 года с 2005 годом и с 2011 годом.

Таблица 2.3 - Затраты предприятий на охрану окружающей среды по Вологодской области (млн. рублей) [3]

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. / 2005 г. 2013 г. / 2011 г.
Всего 1755,7 1912,8 2310,8 3204,8 4207,9 239,7 182,1
В том числе: текущие затраты на охрану 1596,6 1781,1 2001,4 2579,9 3065,6   153,2
-водных ресурсов 1065,2 1160,1 1254,4 1151,3 1486,3 139,5 118,5
-атмосферного воздуха 184,8 262,4 299,6 442,2 494,1 267,4 164,9
-земли от загрязнения отходами производства 343,2 349,5 429,9 624,3 995,5 290,1 231,6
-реабилитация земель 3,3   17,5 68,6 31,9 966,7 182,3
Капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды 159,1 131,7 309,4 624,9 1142,3 717,9 369,2

 

Из данных, представленных в таблице 2.3, можно сделать следующий вывод: текущие затраты предприятий на охрану окружающей среды из года в год растут.

Например, общие затраты на охрану окружающей среды в 2005 году составили 1755,7 млн. рублей, в 2010 году 1912,8 млн. рублей, а в 2013 году 4207,9 млн. руб.

Наименьшее количество средств затрачивается на рекультивацию земель: в 2013 году затраты по данному направлению составили 31,9 млн. руб.

Наибольшее количество средств затрачивается на охрану водных ресурсов: в 2013 году затраты составили 1486,3 млн. руб.

В таблице 2.4 представлены данные, отражающие текущие затраты на охрану окружающей среды по Вологодской области, которые включают в себя затраты на охрану атмосферного воздуха, затраты на охрану водных ресурсов и очистку сточных вод и затраты на рекультивацию земель.

Таблица 2.4 – Текущие затраты на охрану окружающей среды по Вологодской области, млн. руб. [3]

Показатели Годы Относительное отклонение 2013 г. к 2011 г., % Относительно отклонение 2013 г. к 2012 г., %
     
Всего, в том числе: 1571,5 1375,5 1770,1 112,6 128,7
- на охрану атмосферного воздуха 299,6 421,7 458,6 153,1 108,7
- на охрану водных ресурсов и очистку сточных вод 1254,4 902,8   102,7 142,6
- на рекультивацию земель 17,5   23,5 134,3 46,1

 

Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод, что текущие затраты на охрану атмосферного воздуха в 2013 году увеличились до 458,6 млн. руб., затраты на охрану водных ресурсов и очистку сточных вод в 2013 году увеличились до 1288 млн. руб., затраты на рекультивацию земель в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшились больше, чем в 2 раза, а по сравнению с 2011 годом выросли.

В таблице 2.5 представлены данные, характеризующие инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вологодской области за 2000 год, 2005 год, 2010 год и 2012-2013 года.

Данные отражают инвестиции на охрану водных ресурсов, на охрану атмосферного воздуха, на рациональное использование земель, на воспроизводство рыбных ресурсов, на установки для утилизации и переработки отходов производства, на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов и инвестиции на охрану лесных ресурсов.

Таблица 2.5 – Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн. руб. [3]

Показатель           Отклонение 2013 г. к 2005 г. Отклонение 2013 г. к 2012 г.
Всего 180,6 3825,8 453,1 1718,8 3370,7 88,1 196,1
-охрана водных ресурсов 54,4 1588,7   633,6 552,8 34,8 87,2
-охрана атмосферного воздуха 39,5 2148,8 153,6 709,9 1978,1 92,1 278,6
-рациональное использование земель 52,9 76,4 162,8 232,6 569,3 745,2 244,7
-воспроизводство рыбных ресурсов - 11,9 - 0,1 - - -
- установки для утилизации и переработки отходов производства   - 6,3 137,6 270,6 - 196,7
- предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов 4,5 - 0,4 0,2 - - -
- охрана лесных ресурсов 0,3 - - 4,8 - - -

 

Можно сказать, что с 2010 года наблюдается увеличение количества инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вологодской области.

Наблюдается отсутствие в 2013 году инвестиций на воспроизводство рыбных ресурсов, на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов, а также инвестиций на охрану лесных ресурсов.

Большую часть инвестиций в 2013 году составляют инвестиции на охрану атмосферного воздуха (1978,1 млн. руб.). Инвестиции на охрану водных ресурсов и рациональное использование земель приблизительно равны, и составляют соответственно 552,8 млн. руб. и 569,3 млн. руб.

В 2013 г. от природопользователей области в бюджеты различных уровней поступило доходов от платы за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3498,3 млн. руб. Большая часть доходов от этих платежей 2741,1 млн. руб. или 78,4 % (в 2012 году -75,9 %) осталась на территории области, в том числе: 528,3 млн. руб. или 15,1 % поступило в областной бюджет и 2212,8 млн. руб. или 63,3 % в бюджеты муниципальных образований. В федеральный бюджет перечислено 757,2 млн. руб. или 21,6%.

Платежи за пользование природными ресурсами и негативное воздействие на окружающую среду взимались в соответствии с существующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Вологодской области. На основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 7. № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632; нормативами платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и изменений к нему, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1.07.2005 № 410.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» нормативы платы, установленные в 2003 году, применялись с коэффициентом 2,2, а нормативы платы, установленные в 2005 году - с коэффициентом 1,79.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» платежи вносятся до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

По состоянию на 31.12.2013 года в базе плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду зарегистрировано 9958 юридических и физических лица или 108% к 2012 году. За 2013 год на учет поставлено 737 плательщиков и снято с учета 15.

В соответствии с планом поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 году в бюджеты всех уровней должно было поступить 152,318 млн.руб., в том числе в областной бюджет – 60,927 млн.руб., такая же сумма в бюджеты муниципальных районов и городских округов (г. Вологда и г. Череповец). Фактически поступило 175,629 млн.руб., из них доля областного бюджета составила 70,251 млн.руб. (115,3 % от плана). В том числе поступления от 21 крупного природопользователя составили 100,978 млн.руб. или 57,5 % (в 2007 году -102,1 млн. руб. или 62,7%, в 2008 году – 90,1 млн.руб. или 58%, в 2009 году -89,3 млн.руб. или 57,8%, в 2010 году - 77 млн.руб. или 56,9 %, в 2011 году – 90,8 млн.руб. или 58%, в 2012 году -77,9 млн.руб. или 49,9%).

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доля платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами увеличилась на 8,7% за счет уменьшения доля платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами на 0,1%, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – на 3%, за размещение отходов производства и потребления – на 5,6%.

В 2013 году финансирование природоохранных мероприятий из областного бюджета по Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области осуществлялось в рамках подпрограмм «Вода Вологодчины», «Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами» и «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области» государственной программы Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1228.

Расходы из областного бюджета на природоохранные мероприятия по Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области составили 28,4 млн. руб. или 68,3 % от утвержденных в законе области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Из областного бюджета дополнительно к расходам по Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области на природоохранные мероприятия было направлено 394,114 млн.руб.

В 2013 году финансирование геологоразведочных работ осуществлялось в рамках подпрограмм «Вода Вологодчины» и «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области» государственной программы Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1228.

В 2013 году на выполнение геологоразведочных работ из областного бюджета планировалось направить 1895,0 тыс. руб., фактически освоено 1894,9 тыс. руб., что составляет 99,99 % от утвержденного годового объема.

Полученные средства направлены на финансирование:

− выполненных работ по разработке проектно-сметной документации на проведение поисковых и оценочных работ на подземные рассолы бальнеологического назначения для ГП Вологодской области «Санаторий «Леденгск» Бабушкинского района;

− выполненных работ по оценке запасов питьевых подземных вод по действующему водозабору для водоснабжения д. Марфино Вологодского района Вологодской области;

− выполненных работ по оценке запасов питьевых подземных вод по действующему водозабору для водоснабжения п. Федотово Вологодского района Вологодской области;

− выполненных поисковых и оценочных работ на питьевые подземные воды для водоснабжения п. Октябрьский Саминского муниципального образования Вытегорского района Вологодской области;

− выполненных работ по разработке проектно-сметной документации на проведение поисковых и оценочных работ на питьевые подземные воды для водоснабжения н.п. Чуровское и Подгорный Чуровского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области;

− выполненных работ на поисковые и оценочные работы на питьевые подземные воды для водоснабжения д. Богородское, д. Заднее, д. Никольское Усть-Кубинского района Вологодской области;

− выполненных работ на разработку проектно-сметной документации на поисковые и оценочные работы на питьевые подземные воды для водоснабжения п. Октябрьский Вытегорского района;

− областной геологической олимпиады школьников;

− на производство маркшейдерских работ для проведения аукциона на предоставление в пользование месторождения песков «Остров» в Вашкинском районе Вологодской области и «Малое Восное» участок № 1 (северо-восточный) в Устюженском районе. [7]

Подводя общий итог, можно сказать, что затраты предприятий на охрану окружающей среды по Вологодской области, текущие затраты на охрану окружающей среды по Вологодской области и инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Основополагающим принципом при решении многих экономических, экологических и социально-экономических проблем, по мнению Петрова В. В. [18], является принцип устойчивого развития. Условиями перехода к устойчивому развитию, наряду с формированием экологически безопасной модели рыночных отношений и утверждением экологически чувствительных моделей производства и потребления, также является комплекс общегуманитарных предпосылок. В их числе - формирование в обществе новой системы ценностных приоритетов, изменение массовых культурных представлений и стереотипов, этнических норм, утверждение социально-политической структуры общества, обеспечивающей возможно более полное участие всех заинтересованных лиц в выработке социально и природоохранных решений.

Усиление интеграции экономических и экологических процессов в мире привело к более широкому пониманию устойчивого развития, к расширению его социально-экономической составляющей. В соответствии с данным подходом достижение устойчивого социально-экономического развития требует согласования стратегий, нацеленных на ускорение экономического роста и охрану окружающей среды. Важнейшую роль при этом играют инвестиции.

Оценка эффективности инвестирования природоохранных программ с каждым годом становится все более актуальной. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий производится с целью технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов природоохранных мероприятий, различающихся между собой по воздействию на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты предприятий, объединений, министерств, осуществляющих эти мероприятия. При этом имеет место обоснование экономически целесообразных масштабов и очередности вложений в природоохранные мероприятия при реконструкции и модернизации действующих мероприятий; распределение капитальных вложений между одноцелевыми природоохранными мероприятиями; обоснование эффективности новых технологических решений в области ликвидации загрязнения. Ожидаемая чистая экономическая эффективность определяется на этапах формирования планов НИОКР, проектирования, создания и освоения новой природоохранной техники с целью выбора варианта природоохранных мероприятий.

3.1 Основные направления бюджетной политики Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов

Бюджетная политика в области на 2015 - 2017 годы ориентирована на:

1) обеспечение сбалансированности областного бюджета в условиях высокой долговой нагрузки;

2) обеспечение сбалансированности и устойчивости системы муниципальных финансов;

3) последовательное снижение дефицита бюджета;

4) реализацию указов Президента Российской Федерации, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны;

5) сохранение социальной направленности консолидированного бюджета области;

6) повышение эффективности бюджетных расходов;

7) определение приоритетных направлений и целей использования финансовых ресурсов в условиях режима экономии бюджетных средств;

8) создание условий для привлечения инвестиций в экономику области;

9) повышение доступности и качества государственных услуг;

10) формирование "программного бюджета" и использование программно-целевых методов для формирования местных бюджетов;

11) обеспечение открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан;

12) совершенствование системы межбюджетных отношений;

13) эффективное управление государственным долгом области и последовательное снижение государственного долга.

Осуществление бюджетной политики в области охраны окружающей среды направлено на обеспечение экологической безопасности и сохранение природных систем.

Для достижения наибольшей эффективности реализации природоохранных мероприятий на территории области в приоритетном порядке средства будут направляться на завершение строительства природоохранных объектов, позволяющих максимально сократить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Следует обеспечить постоянный государственный экологический надзор и мониторинг, своевременное, полное и достоверное информирование граждан, организаций о состоянии окружающей природной среды и экологической безопасности.

В целях осуществления охраны объектов животного мира и среды их обитания необходима реализация мероприятий по созданию оптимальных условий для сохранения, восстановления и увеличения численности, организации воспроизводства объектов животного мира; совершенствования системы планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; сохранения и воспроизводства популяционной группировки зубров, живущей в вольных условиях на территории области, а также реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.

Финансирование расходов в области охраны окружающей среды с 2013 года осуществляется в рамках государственной программы области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы". [14]

 

 

3.2 Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы

Об утверждении государственной программы Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы» (с изменениями на: 02.09.2014).

Объем финансового обеспечения государственной программы: общий объем средств областного бюджета на реализацию программы - 9763732.6 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 206298.6 тыс. рублей; 2014 год - 371681.6 тыс. рублей; 2015 год - 242322.4 тыс. рублей; 2016 год - 239100.6 тыс. рублей; 2017 год - 1907405.8 тыс. рублей; 2018 год - 2263828.5 тыс. рублей; 2019 год - 2171724.7 тыс. рублей; 2020 год - 2361370.4 тыс. рублей, из них: собственные доходы областного бюджета - 9535683.1 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 206298.6 тыс. рублей; 2014 год - 219143.7 тыс. рублей; 2015 год - 204566.6 тыс. рублей; 2016 год - 201344.8 тыс. рублей; 2017 год - 1907405.8 тыс. рублей; 2018 год - 2263828.5 тыс. рублей; 2019 год - 2171724.7 тыс. рублей; 2020 год - 2361370.4 тыс. рублей; субсидии и субвенции из федерального бюджета - 228049.5 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 152537.9 тыс. рублей, 2015 год - 37755.8 тыс. рублей, 2016 год - 37755.8 тыс. рублей, из них: субвенция на осуществление переданных полномочий Российской Федерации - 113191.8 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 37680.2 тыс. рублей, 2015 год - 37755.8 тыс. рублей, 2016 год - 37755.8 тыс. рублей; субсидии на реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" на 2014 год - 98888.3 тыс. рублей; субсидии на реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы на 2014 год - 15969.4 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение программы, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы

Расходы на реализацию программы формируются за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий бюджетам муниципальных образований области на финансирование мероприятий по строительству и реконструкции объектов муниципальной собственности и субвенций органам местного самоуправления области на осуществление переданных полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Общий объем финансирования программы из областного бюджета в 2013 - 2020 годах предусмотрен в размере 9763732.6 тыс. рублей, из них:

собственные доходы областного бюджета - 9535683.1 тыс. рублей,

субсидии и субвенции из федерального бюджета - 228049.5 тыс. рублей, в том числе:

субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации - 113191.8 тыс. рублей;

субсидии на реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" на 2014 год - 98888.3 тыс. рублей;

субсидии на реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы на 2014 год - 15969.4 тыс. рублей.

Основанием для определения объемов средств, необходимых для реализации мероприятий программы, являются данные проектно-сметной документации на объекты реконструкции и строительства, смет расходов и расчетов объемов расходов тех или иных мероприятий программы.

Основанием для определения объема финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета служит софинансирование ряда мероприятий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".

Ресурсное обеспечение программы за счет средств областного бюджета рассмотрим в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Ресурсное обеспечение программы за счет средств областного бюджета [15]

Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник Расходы (млн. руб.)
  2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Итого по государственной программе 206,3 371,7 242,3 239,1 1907,4 2263,8 2171,7 2361,4
Ответственный исполнитель программы - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области 68,4 213,01 76,2 74,1 514,2 465,01 469,1 655,7
Соисполнитель 1 - Департамент строительства и ЖКХ области 55,3 30,3 64,5 64,5 1278,4 1681,2 1592,9 1595,8
Соисполнитель 2 - Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области 82,6 120,1 93,3 92,2 114,8 117,6 109,7 109,8
Соисполнитель 3 - Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией области   8,3 8,3 8,3        

 

Таким образом, ресурсное обеспечение программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы» к 2016 году должно составить 239,1 млн.рублей, а к 2020 году – 2361,4 млн. рублей.

 

3.3 Использование ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий

Малоотходная технология

Принципиально новых подход к развитию любого производства - создание малоотходной и безотходной технологии.

Понятие безотходной технологии, в соответствии с Декларацией Европейской экономической комиссии ООН (1979) означает практическое применение знаний, методов и средств с тем, чтобы в рамках потребностей человека обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов и защитить окружающую среду.

Эта формулировка не должна восприниматься абсолютно, т. е. не надо думать, что производство возможно без отходов. Представить себе абсолютно безотходное производство просто невозможно, такого и в природе нет, оно противоречит второму началу термодинамики (вторам началом термодинамики считается полученное опытным путем утверждение о невозможности построения периодически действующего устройства, которое совершает работу за счет охлаждения одного источника теплоты, т.е. вечного двигателя второго рода). Однако отходы не должны нарушать нормальное функционирование природных систем. Другими словами, мы должны выработать критерии ненарушенного состояния природы. Создание безотходных производств относится к весьма сложному и длительному процессу, промежуточным этапом которого является малоотходное производство. Под малоотходным производством следует понимать такое производство, результаты которого при воздействии их на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, т. е. ПДК. При этом по техническим, экономическим, организационным или другим причинам часть сырья и материалов может переходить в отходы и направляться на длительное хранение или захоронение. На современном этапе развития научно-технического прогресса она является наиболее реальной.

Принципами для становления малоотходного или безотходного производства должны являться:

1. принцип системности - самый основной. В соответствии с ним каждый отдельный процесс или производство рассматривается как элемент динамичной системы всего промышленного производства в регионе (ТПК) и на более высоком уровне как элемент эколого-экономической системы в целом, включающей кроме материального производства и другой хозяйственно-экономической деятельности человека, природную среду (популяции живых организмов, атмосферу, гидросферу, литосферу, биогеоценозы, ландшафты), а также человека и среду его обитания.

2. комплексность использования ресурсов. Этот принцип требует максимального использования всех компонентов сырья и потенциала энергоресурсов. Как известно, практически все сырье является комплексным, и в среднем более трети его количества составляют сопутствующие элементы, которые могут быть извлечены только при комплексной его переработке. Так, уже в настоящее время почти все серебро, висмут, платина и платиноиды, а также более 20% золота получают попутно при переработке комплексных руд.

3. комплексного экономного использования сырья в России возведен в ранг государственной задачи и четко сформулирован в ряде постановлений правительства. Конкретные формы его реализации в первую очередь будут зависеть от уровня организации безотходного производства на стадии процесса, отдельного производства, производственного комплекса и эколого-экономической системы.

4. цикличность материальных потоков. К простейшим примерам цикличных материальных потоков можно отнести замкнутые водо- и газооборотные циклы. В конечном итоге последовательное применение этого принципа должно привести к формированию сначала в отдельных регионах, а впоследствии и во всей техносфере сознательно организованного и регулируемого техногенного круговорота вещества и связанных с ним превращений энергии.

 

5. требование ограничения воздействия производства на окружающую природную и социальную среду с учетом планомерного и целенаправленного роста его объемов и экологического совершенства. Этот принцип в первую очередь связан с сохранением таких природных и социальных ресурсов, как атмосферный воздух, вода, поверхность земли, рекреационные ресурсы, здоровье населения.

Во всей совокупности работ, связанных с охраной окружающей среды и рациональным освоением природных ресурсов, необходимо выделить главные направления создания мало- и безотходных производств. К ним относятся комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов; усовершенствование существующих и разработки принципиально новых технологических процессов и производств и соответствующего оборудования; внедрение водо- и газооборотных циклов (на базе эффективных газо- и водоочистных методов); кооперация производства с использованием отходов одних производств в качестве сырья для других и создания безотходных ТПК.

Имеются некоторые направления и разработки безотходной и малоотходной технологии в отдельных отраслях промышленности.

1. Энергетика.

В энергетике необходимо шире использовать новые способы сжигания топлива, например, такие, как сжигание в кипящем слое, которое способствует снижению содержания загрязняющих веществ в отходящих газах, внедрение разработок по очистке от оксидов серы и азота газовых выбросов; добиваться эксплуатации пылеочистного оборудования с максимально возможным КПД, при этом образующуюся золу эффективно использовать в качестве сырья при производстве строительных материалов и в других производствах.

2. Горная промышленность.

В горной промышленнпо полной утилизации отходов, как при открытом, так и при подземном способе добычи п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.011 с.)