Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты охраны окружающей среды

Поиск

ñ Объекты охраны

ñ Объекты охраны в первоочередном порядке (нетронутые человеком природные ландшафты и природные комплексы)

ñ Объекты охраны в исключительном порядке (ООПТ — списки всемирного природного и всемирного культурного наследия), животные, занесенные в Красные Книги, традиционное природопользование коренных малочисленных народов.

 

Не являются объектами экологических отношений объекты, изъятые из окружающей среды (тк они утратили связь с природой)

 

Содержание — совокупность прав и обязанностей субъектами

 

 

6. Понятие и система источников экологического права.

Источники - объективные носители норм.

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

По юридической силе:

Законы

подзаконные акты

По предмету регулирования:

Общие

Специальные

По направленности правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

По характеру:

Кодифицированные

Некодифицированные

 

 

7. Природоохранительное законодательство как источник экологического права.

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Для того чтобы получить самое общее представление о системе российского природоохранного законодательства, обратимся к перечню федеральных (и приравненных к ним) законов. Как указывалось выше, в их числе можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты. В качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

- охрану атмосферного воздуха, климата - Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "О гидрометеорологической службе";

- охрану животного мира и заповедных территорий - Федеральные законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране озера Байкал", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- охрану морской среды - Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

- охрану земель (почв) - Федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном земельном кадастре";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ…, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Что касается оценки состояния российского природоохранного законодательства в целом, то надо сказать, что отдельные пробелы до сих пор все еще не устранены. Так, не приняты федеральные законы о растительном мире, питьевой воде, опасных веществах. Некоторые акты слишком декларативны (например, Федеральный закон "Об охране озера Байкал") либо регулируют чересчур узкие вопросы, которые в принципе должны быть решены в крупном законе. Во многих актах воспроизводятся не только отдельные нормы, но и целые институты. Требуется, как минимум, систематизация природоохранного законодательства, как максимум - его кодификация. Еще более остро стоит вопрос о системе государственного экологического управления в стране, не сводящийся к воссозданию независимого надведомственного органа, а подразумевающий продуманное совершенствование информационного обеспечения, контроля и других функций. И, конечно, актуальна разработка нормативных требований к процессам принятия экологически значимых решений, особенно тех, последствия которых будут сказываться на будущих поколениях, к расчетам экологических рисков, к гарантиям экологических прав граждан.

 

 

8. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Принят ГД РФ 20.12.2001, одобрен ФС РФ 26.12.2001

Структура Федерального закона включает:

• глава I. Общие положения;

• глава П. Основы управления в области охраны окружающей среды;

• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

• глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

• глава XI. Государственный экологический надзор окружающей среды. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды;

• глава XII. Научные исследования в области охраны ОС;

• глава XIII. Основы формирования экологической культуры

• глава XIV.; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окр среды.

Глава XVI. Заключительные положения

ОН действует в 20 редакции. В этом законе дается ряд основных понятий для экологического права, такие как: окружающая среда, вред причиненный окружающей среде. Перечислены основные принципы: например принцип устойчивого развития, сохранение био разнообразия и т.п.

 

9. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду. Впервые вопрос о праве человека на благоприятные условия жизни был затронут на Стокгольмской конференции ООН в 1972г.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Таким образом, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повседневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

 

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Источники экологической информации.

Согласно ст.3 ФЗ об охране, каждый имеет право на информацию ос состоянии окружающей среды. В РФ понятие экологической информации отсутствует. Данное понятие четко раскрыт в Орхусской Конвенции о праве на экологическую информацию и доступе к правосудию по экологическим делам. Данная конвенция была обсуждена и принята в Дании в 1998. РФ принимала активное участие в разработке этой конвенции. РФ отказалась ее ратифицировать. Понятие экологической информации очень широкое - окружающая среда, состояние природных объектах, о производственных процессах, что практически не остается для информации скрытой, тайны. Ратификация планируется в 2013г.Планируется создать орхусский центр, который будет работать в течении 4 лет и этот цнт разработает изменения в законодательство о тайне.

 

Родовое понятие "информация" - 27.07.06 "об информации"

"...1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;..."

 

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Общедоступная

Ограниченного доступа (тайна)

Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.

 

"... государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;..."

 

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.11.2011)
"О государственной тайне"

 

"...1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;..."

 

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 11.07.2011)
"О коммерческой тайне"

 

Не может быть коммерческой тайной информация о состоянии окружающей среды, состоянии санэпид обстановки

Критерии

1. Полнота

2. Достоверность

 

Основная роль по информации возложена на Росгидромет (Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе").

а) Глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды

б) Единство и сопоставимость наблюдения

в) Безопасность проведения работ по наблюдению

г) Интеграция с государственными и межгосударственными структурами

д) Обеспечение достоверности информации

е) Деятельность гидрометеорологической службы должна соответствовать принципам охраны окружающей среды

 

Сведения, полученные в результате мониторинга

· информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

· специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;

 

Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (Статья 15.) - ПП от 14.02.2000 - регулирует порядок

 

ЦЕЛИ

Сбор информации для ФЛ и ЮЛ\

Своевременное выявление и прогнозирование загрязнение окружающей среды

Ведение единого госфонда данных (ПП 21.12.1999 №1410) - упорядоченная совокупность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, полученный в результате деятельности Росгидромета, госорганов, ОМС, ФЛ и ЮЛ и области метеорологии и смежных с ней областях. Приоритет у бумажных носителей.

 

1. Источники информации

2. Нормативные акты

3. Кадастры природных ресурсов

4. Данные мониторинга окружающей среды

5. ЕГФД

6. Материалы государственного статистического учета

7. Декларации промышленной безопасности

8. Системы учетов опасных объектов

9. Государственный каталог агрохимикатов и пестицидов

10. Результаты экологической экспертизы

 

 

11. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»)

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

 

12. Меры обеспечения экологической безопасности.

В 50-е годы 20 века появилось понятие экологической опасности, в часности сформулировал понятие эколог Ремерс. Раз возникла опасность, то второй шаг необходимость в разработке мер по обеспечению безопасности. Начиная с 60-70х годов стало разрабатываться понятие экологической безопасности. Первый шаг принятие закона «О безопасности» от 1992г. В научной литературе стал вопрос определить дифеницию ЭБ. К середине 90х годов слодилось 3 точки зрения. Все сводились к тому что это состояние защищенности. А дальше специалисты расходились во мнении.

1 тз (Петров, МГУ) ЭБ - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, личности и гоударства.

2 тз (Жевлаков) ЭБ – состояние защищенности биологических основ жизни здоровья и развития человека.

3 тз (Винокуров) ЭБ – состояние защищенности населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного характера, а так же от стихийных бедствий и катастроф.

В 1995 году был разработан проект ФЗ об экологической безопасности. Разработчики определили что ЭБ – это состояние защищенности жизненно важных интересов личночти, общества, природной среды от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее. Данный законопроект был принят лишь в первом чтении, на этом его судьба закончилась.

Принятие закона об охране окруж среды. Действующая дифениция понятия содержится в статье первой закона и определяется как ЭБ – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности чрезвычайных ситуаций природного и техногогенного характера, их последствий.

Содержание ЭБ:

складывается на нескольких уровнях:

- международный (м\ународнвые договоры)

- федеарльный уровень (К РФ(анализ 2х статей 41 и 42 ст), ФЗ о безопасности; ФЗ об охране окружающей среды; нормы регулирующие обеспечение безопасности в различных сферах (см вопросы со 2-6); подзаконные акты)

- межрегиональный (регулирование вопроса в рамках федеральных округов)

- региональный

- уровень субъектов (глава исполнительной власти в субъекте – ответственный за документы)

- муниципальный уровень (глава муниц образования)

- локальный уровень (производственные субъекты).

Меры по обеспечению экологической безопасности

действия, снижающие уровень экологической опасности или направленные на снижение потенциальной возможности возникновения экологической опасности. М по о..э.б. включают в себя комплекс экологических, экономических, юридических и социальных законов и нормативов, обеспечивающих снижение экологической опасности, а также деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями.

 

 

13. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «о радиационной безопасности» 09.01.1996 N 3-ФЗ

радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Так же в данной сфере предусмотрены: государственное планирование, нормирование, лизензирование и контроль/надзор.

 

 

14. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

1. Общие экологические требования к хозяйственной деятельности

Все законодательство на сегодняшний день направлено на использование наилучших существующих технологий

 

Гл 7 ФЗ об охране ОС - требования к разработке, консервации, размещению, проектированию, вводу в эксплуатацию, вывода из эксплуатации

 

1. Все эти мероприятия подлежат ОВОС

2. Обязательно проведение ЭЭ

3. Все объекты, функционирующие с нарушением требований тех регламентов и эк. стандартов - деятельность д.б. приостановлена. невыполнение требований привести в соответствие - прекращение - ТОЛЬКО СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК.

4. при размещении зданий, строений, сооружений обязательно должны быть учтены требования по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов должны быть соблюдены правила по экологической безопасности, биоразнообразия.

1. При проектировании хоз. объектов обязательно учитываются:

- нормативы антропогенной нагрузки

- способы размещения отходов производства и потребления

- максимально должны учитываться наилучшие технологии

- существует прямой правовой запрет снижения стоимости за счет сокращения объема мероприятий по охране ОС.

- при размещении полигонов ТГО, в обязательном порядке утверждаются проекты культивации земли

= технический этап - разрабатывается проект рекультивации, проводятся почвенные, гидрологические, почвенные и иные изыскания, обязательно проект рекультивации подлежит ГЭЭ

= биологический этап - осуществление самих рекультивационных мероприятий - снятие, нанесение почвенного слоя, нанесение откосов - результат - акт передачи-приема некультивированных земель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.01 с.)