Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Поиск

Действующим законодательством Законом "Об охране окружающей природной среды" - определены следующие задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

  1. планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  3. установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  4. предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  5. возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

  1. федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  2. средств предприятий, учреждений и организаций;
  3. федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
  4. фондов экологического страхования;
  5. кредитов банков;
  6. добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников

Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы взимается:

  1. за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  2. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  3. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается:

  1. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов;
  2. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений сверх установленных лимитов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

  1. установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
  2. освобождения от налогообложения экологических фондов;
  3. передачи части средств, экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  4. установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
  5. применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
  6. введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
  7. применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Приведенный перечень мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные предприятиям - природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.

Законом "Об охране окружающей природной среды" предусматривается осуществление добровольного и обязательного экологического страхования предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности, доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139, страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. В нерыночной системе хозяйствования, отмечается в данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели, система страхования играла вспомогательную роль. Для современной же России ускоренное развитие страхования как механизма зашиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым.
В связи с этим особенно важным является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:

  1. реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
  2. формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
  3. максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.006 с.)