Международное сотрудничество в целях охраны природы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество в целях охраны природы.



Человечество наконец осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы. Сегодня становится всё более очевидной необходимость более серьёзного взаимодействия между различным экологическими организациями для максимально действенной охраны окружающей среды. Приведены примеры лишь наиболее известных организаций, деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организаций создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организации системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.

Международные организации системы ООН, системы мониторинга.

ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ

ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union.

ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).

ФАО- Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).

Всемирный центр мониторинга охраны природы - World Conservation Monitoring Centre (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.

 

63.Природные рес-сы,принципы классиф-ии.Формы исп-ия ПР.ПР-средства,необходимые для существования чел-ка,имеющиеся в природе.Класс-ия ПР:1.Рес-сы экосферы-только возобновляемые рес-сы в-в,Е и инф-ии,наход-ся под контролем живых орг-ов;2.Рес-сы техносферы.кот.кроме части рес-ов экосферы,захваченных чел-ом и вырванных им из биотич-х кугов-в,входят и невозобновимые рес-сы,добываемые из недр.3.По общности происхождения и местоположения:Е-ие,атмосферно-газовые,водные,климат-ие,рекреац-ые,рес-сы лит-ры и т.д.4.По скорости исчерпаемости и возм-ти самовосст-ия:а)неисчерпаемые-недостаток кот. не ожидается в наст-ем и ближ-ем будущем:космические-солн-ая радиация,Е морских приливов и отливов;климат-ие-атм-ый воздух,Е ветра;Е земных недр;водные рес-сы.б)исчерпаемые-запасы кот. под деят-ю чел-ка уменьш-ся и могут исчезнуть:а)невозобновимые-уничтож-ие полезных иск-х;б)относит-но возоб-ые-почва,некот-ое мин-ое сырье;в)возобновимые-раст-й и жив-ый мир.5.По заменимости:а)заменимые-уголь,нефть,газ;б)незаменимые-живая природа,вода,атм-ра,среда обитания.6.Природно-генетич-ая классиф-ия:1.рес-сы природ-х комп-ов:а)мин-ые-полезные иск-ые;б)климатич-ие-атмос-ый воздух,Е ветра;в)водные;г)растит-ые;д)земельные;е)почвенные;ж)животного мира.2.рес-сы ПТК:горнопромыш-е,химич-ой пром-ти,с/х-ые,водохоз-ые.7.Хоз-ая классиф-ия:1.рес-сы промыш-го произ-ва:а).Еие:горючие пол-е иск-е,ист-ки ядерной Е,биоэнергия,гидроэнергорес-сы,б)неЕие:рудные и нерудные;2.рес-сы с/х-го произ-ва:агроклимат-ие,почвенно-земельные,растит-е,водные.8.Рыночная классиф-ия:1.рес-сы,имеющие стратегическое зн-ие,торговля кот.должна быть ограничена,т.к. ведет к подрыву обороны и мощи гос-ва(урановая руда);2.рес-сы,имеющие широкое экспортное зн-ие и обесп-ие основное валютное поступление(нефть,газ,алмазы,золото);3.рес-сы внутреннего рынка,имеющие повсеместное распрост-ие(глина,песок).Формы исп-ия ПР:ПР исп-ся на основе:1.лицензирования;2.лимитирования;3.на основе договорных форм.Лицензирование-проявление админ-х прав путем регулирования экол.отнош-ий мет-ми запрета,разрешения и уполномочивания.Лицензия на природопольз-е:1.явл-ся актом собст. или его владельца;2.явл-ся формой проявления контроля гос-ва за рац-е исп-ие ПР;3.явл-ся средством регулирования рац-го природ-ия.Лицензия выдается на каждый вид деят-ти.В природоп-ии сущ-т более 30 видов лицензий(н-р:природо-ресурсовая,на исп-ие земель,недр,вод).Лимитирование-сис-ма ограничений:Vпредельного изъятия ПР выбросов или сбросов в ОС загр-их в-в,размещение отходов.Осущ-ся в направ-ях:1.изъятие прир-го в-ва из природы;2.внесение антропог-го в-ва в природу.Лимиты на изъятие прир-го в-ва осущ-ся:1.по землям-действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог,для аэропортов и т.д. 2.по водным объектам-утверждены лимиты потр-ия вод для орошаемого произ-ва,для пром-ти,коммун-го хоз-ва;3.в области охраны-расчетная лесосека,кот.определяет равенство между кол-ом ежегодного прироста леса и вырубкой в порядке заготовки древесины.Зн-ие лимит-ия по изъятию-природо-охранное и эконом-ое-сбор платы за нормативное,сверхнормат-ое потребление рес-ов.Договорые формы-в бывшем СССР договор относили к числу вспомогательных ср-в.Он уточнял права и обязанности по:1.хранению и исп-ию плодородного слоя земли;2.рекультивации зем-го уч-ка;3.осущ-ию порядка проведения расчетов и ответ-ти сторон за ненадлежащее исполнение договорных усл-ий.Наиб-ее развтие получает тип договора-аренда(от 2 до 5 лет).

 

64 Источники финансирования природоохранной деятельности. Принципы рационального природопользования.
Источники финансирования охраны ОС: В СССР финан-е природо-охр.вопросов провод-сь централизовано и имело ур-нь ниже необх.потреб-тей(9-11млрд руб за пятилетку=1%всех бюд.расх.). После суверинизации Росс.из федер.бюдж.строка на охрану ОС вообще исчезла.И в 1994г впервые было выделено также <1%всех расходов.Эта сумма даже не компен-ет ущерба от выбросов. Нов.Зак.об охр.ОС 10.01.02г четко не опред-т ист-ки финан-я прир.-охр.деят-ти.На основании ст.11,12,14,15,16 это м.б.средства:1)из фед.бюдж.РФ,бюдж.суб-тов РФ;2)ср-в предпр-й,учреж-й,орган-й.Это экол.платежи за загр-ние и плат.за польз.пр.рес.(за загр-е – экол.налоги);3)внебюдж.фонды:общ.и иные некоммерч.объед.;4)фонды экол.страх-я;5)кредиты банков;6)за счет техн-кой помощи и кредитов междунар-х орг-ии.Напр.,Рос.получила гранд на финн-е перевода пром-ты за озонобезопасные хлодона. Фонд ЮНЕП,СФЕСа сами фикс-ли прохождение денег.
??Платность п/п и возмещение вреда ОС: Плат.-следствие рын-х реформ.,т.е.след.отмены исключ-й,гос-й монополии на зем.и др.пр.рес.в об-т купли-продажи.Зад.платн.за польз-е пр.рес.

Современные принципы п/п. Исторически сложилось,что произ-во пред-ет собой открытую на входе сист.,построенную в соот-ии с принц.одноразового исп-я пр.рес.,когда с кажд. Циклом пр-ва данной продукции,в него вовлек-ся новые прир.рес. Это экстенсивный тип п/п.Такая сист.откр.и в самом процессе пр-ва и на выходе – человек выбрасывает на свалки падавл-ую ч.предметов потр-я,утрат-х свои потреб-е св-ва. Такой тип пр-ва может сущ-ть дост.долго лишь в малых об-х. С ростом пр-ва эта сист.рано/позд.приход.в противоречие с общим принц. – прин.рециркуляции. Всякое загр-е выз-ют у прир.защ-ю р-цию,напр-ю на его нейтрализацию->спос-ть к самоочищению. Проз-во пред-ет в основ.открытые системы без учета возд-я на ОС.Столетиями склад-сь практика шир.исп-я спос-ти атм.и гидросф.к самоочищению.Отх.пр-ва и потребл.выбрас-сь в атм.и сбрасыв-сь в гидросф.в расчете на то,что все они в итоге будут обезврежены и перераб.самой природой.Кол-во отх-в длит.вр.увел-сь про-но росту пр-ва и населения.Пока,в кач-ве сырья шир.исп-сь в-ва раст-го и жив-го происх.(древ.,лен,хлопок,жиры),обр-ся отх.вовлекались в ест-й кругов.в-ва,природа обесп-ла самооичищение.В наст.вр.обр-ся огром.кол-во отх.синтет-го происх-я,кот.прир.сист.не в сост-ии самост-но переработать.Кроме первич.загр-лей,поступ-х в прир.от предпр-й,набл-ся эфф.сенсибилизации – усиление техногенного возд.при вз/д хим-х выбр.)физич.полей от разных пр-в.Нек.вред.в-ва промыш.отходов,кот.попад.в биос.,не нейтрал-ся в биол.круговороте и пребыв.в нем,не распад-сь годами.Они наруш.прир.равновесие,газовый,водн.и геохим.режимы биосф.Т.о.,экстенсивное п/п и откр.сист.пр-ва привели к возн-ю громад.кол-ва тв.,жид.,г/о отх.к истощ.б-ва невозобн-х прир.рес.,к разруш.и загр-ю ОС,к экол-му кризису. Для коренного изм-я сложив-ся сит.необ-мо изменить принципы п/п.Росс.ученые И.П.Бардин,А.Е.Ферсман пред-ли 2 фундам-х принципа: 1-закл-ся в том,что для получения опред-го вида продукции,соотв-щий произв-й проц.необх.подбирать к сырью,чтобы его комплексно использовать.. 2-сост.в необх-ти разработки последов-й цепи производ-х проц-в,в кот.отходы 1-го пр-ва служили бы сырьем для другого.Реализация 2-го принц.-переход от откр.системы связи пр-ва м ОС к рециркуляционной сист. (!!!!5принц.рациан-го исп-я!!!). Сущность рац-го исп-я возобновл-ся пр.рес.сост-т в потр-ии их годичного прироста.Недопотребленеи ресурса целесообр-но с позиции оптим-го п/п,но не им.отриц.последс.для самого ресурса. Чрезмерное же потр-е рес.сопров-ся его сокращ.,а при длит-й излишне интенс.эксплуатации мож.вызвать его деград. Сущность рац-го исп-я невозобновл-ся пр.рес.сост-т в их многократ.вкл-ии в циклы,где примен-ся ресурсосберег-щие технологии.На 1-м эт.они пред-ют собой прир-е в-ва,а на послед-х – природно-техногенные,т.к.в отличие от прир-х,они форм-ся в сист. «произ.-продук.-отх.». В этой сист.пон-е «отходы» прежде отраж.не внеш.пр.-рес.усл-я,а технологич.,эконим-е и организац.первопричино недоиспользования.Для ряда не возоб-ся пр.рес.глав.зад.сост-т не в продолжающемся наращив.добыче,а в разработке технол.,позв-х многократ.и эфф-но перераб-ть их – в этом суть интенсивного типа пр-ва – комплексное и полное исп-е пр.рес.,рециркуляц.подход к исп-ю пр.ресурсов. След-но,потенциал пр.рес.имеет опр-ные границы,обуслов-ные технич-ми,эконом-ми и экол-ми факт.,кажд.из кот.явл-ся отн-но самост-м регулятором процесса п/п.

Принципы рационального природопользования.
1)Принцип сист-го подхода – компл-я оц-ка возд-я произ-ва на среду и тветные р-ции среды.Прим.,если план-ся сброс отх.в реку,то должно просчитыв-ся не т-ко возд-е этих отх.на рыбу,но и на всеь водоем и на всю сист.водообеспеч.района,где прот.река,вкл-я куда впадает.
2)Принцип оптимизации п/п – принятие наиб.целесообраз.реш-й в исп-ии пр.рес.на основе сочет.экол-го и экон-го подхода,прогноза разв-я разл-х отраслей и географ-х регионов,->принцип целесообразности. Прим.,лесоперераб-е предпр-я надо строить недалеко от леса.
3)Прин.опережение темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полез.продукции.Основан на сниж-ии кол-ва образ-ся отходов в проц.произ-ва,на>полном исп-ии одного и того же кол-ва исходного сырья.Этот прин.предпол-т прирост продукц.не за счет вовлеч-я нов.масс в пр.рес.,а за сч.>полного их исп-я путем ресурсосбережения и соверш-я технологич-х проц-в.
4)Прин.гармонизации отнош.прир.и произ-ва – это созд.прир.-технических,геотехнич.или эколого-экономич.сист.,кот.пред-ют собой сов-ть к.-либо произ-ва и вз-щих с ним элем-в прир-й сист.и обесп-х с 1стор.высокие произв-ные показ-ли,а с др.-поддерж-е в зоне своего вл-я благоприятной экол-й обстановки.В таких сист.предусм-ся прогнозир-е нежелат-х сит.Сист.им.службу управ-я,зад.кот.явл-ся своеврем.выявление возм-х вред.возд-й и внес-е соот-щих коррективов – система мониторинга.Получ.инфо анал-ся руков-м предпр.
5)Прин.комплексного исп-я пр.рес.и конц-ция произв-ва.На базе,имеющ.в данн.экон-ком р-не сырьевых и Е-ких ресурсов создаются терр-но – производственные комп.,кот.смогут более полно исп-ть эти рес.Такие ТПК им-т специализацию,сконцентрированы на опр-й терр-ии,облад-ют единой,производ-й и соц-ной инфрастр-рой(коммун-ми,системой просвящ.,здравоохран.). Прим.,Канско-Ачинский теплоЕ-кий компл.(КАТЭК)на базе угольных залежей.Конечно,такие компл.оказ-т негат.возд-е на ОС,но за сч.компл-го исп-я ее ресурсов на основе конц-ций произ-ва,оптимиз-ии прир-я,гармониз-ии вз-я с ОС,увел-ся вложения в комплексац-е меропр.для обесп-я кач-ва ОС.

 

65)Основы экологического менеджмента и экологического аудита.
В повестке дня на 21в принятой в Рио-де-Жанейро подчеркивалось,что экол.менедж.след.отнести к ключевой домин-те устойч-го разв-я и к высшим приоритетам пром-й деят-ти и препр-ва.Экол.менед.-планир.,упр-е,контр.всей деят-ти предприятия,направ-й на реализ.экол-х целей,проектов,программ. В зав-ти от цели подр-ся на:Актив.и пассивный. Актив.им.четкую цель,охватывает различные фун-ции,облад.сп-ю самоопред-ся во времени,ориент-н на рынок.Пассив.(реактивный)реаг-т на треб.общ-ва,в част.законод-ные. Экол.менед.явл-ся отраслью сист.менед-та,выстроенной с ориент.на опред-й об-т.Целевым об-м явл-ся эфф-ты,оказ-мые хоз-ной деят-тью предпр-я на ОС: выбросы в атм.и сбросы в вод-мы,потр-е сырья,Е.Предм.мен-та явл-ся процесс упр-я совр-ным произв.,кот.обесп-ет сочет-е эф-ти пр-ва с охраной ОС. Экол.мен-т предпол-т стадии: 1)предварит.обзор ситуации,опр-е всех экол-х норм-в,предъявл-х к деят-ти предп-я,устан-е использ-х на предп-ии эл-в мен-та.2)разработка заявления об экол-й политике,кот.должно охватывать все аспекты деят-ти и продукцию.3)опред-е стр-ры распр-я обяз-й и ответ-ти в системе экомен-та.4)оц-ка степ.возд-я предп-я на ОС:хар-ка выбр.,сбросов,размещ-е отх.,аспекты возд-я на ОС предпр-й-поставщиков.5)разработ.экол-х целей и зад.предпр.6)опр-е тех стадий пр-ва,проц-в и видов деят-ти,реализ-х на предпр-ии,кот.могут оказ-ть возд-я на ОС и разработка сист.контроля их функ-ния.7)разраб.прог-мы экомен.с учетом прошлых видов и предполагаемых новых видов деят-ти,назначение старш.менед-ра.8)разраб.и выпуск детального рук-ва для аудир-я.9)устан-е сист.регистр-ии всех экол-ки знач-х соб-й,видов деят-ти. Функции экомен-та: 1-упр-е сост-ем прир-х э/с;2-управ-е сост-ем социоприр-х сист.;3-управ.сост-м и исп-ем ПР;4-упр.восстановлением зап.ПР;5-упр.процессами антроп-го давл-я на прир.(регул-е проц-в роста народа нас.,урбаниз.,загр-е среды отх.пр-ва). Основные принц.экомен-та: -опора на экон-е созн-е и экон-е мотив-е,-предупредит-ть и своеврем-ть реш-я проблем экол-го разв-я,-отв-ть за экол-е послед-я всех управленческих реш-й,-интеграция упр-я экол-ми проц.,-послед-ть(непрер-ть,поэтап-ть)реш-я проблем экол-го разв. В Рос.лит-ре терм. «экол.менедж.»заменяют «управлен.кач-вом ОС»,либо «эколог.упр-ем». В дек.1997г.Председатель ГосКом РФ по охр.ОС Б.И.Данилов_Данильян утв-л осн.полож-я фед-ной сист.обяз-й экол-й сертификацией(ФСОЭС).Экол.сертиф. – деят-ть по подтв-ю соотв-я об-та сертиф-ии природо-охр-м треб-ям,госуд-м станд-м и др.нормативным док-там в т.ч.м/народ. Об-ми сертиф.явл-ся: -системы упр-я ОС,-произв-ные и опытные экспер-е об-ты,предпр-я и орган-ии,в т.ч.оборонной пром-ти,-продукция спос-я оказать вред.возд-е на ОС,-отх.пр-ва и потр-я и деят-ть в сф.обращ-я с отход. Орган-я стр-ра системы серт-ии вкл-ет: Управляющ.совет,Аппиляцион.коом.,Комм.по Аттест.и серт-ции,лаб-я ФСОЭС.Серт-я игр.роль завер-го звена в цепи экол-го упр-я,кот.вкл-ет:1)предупред-ный блок,призванный не допустить регализ.об-в и прогр.вред.для ОС,2)блок лиценз-я,3)бл.обяз-й экол.сертиф-и,призванной опр-ть степ.соот-я реализов-х видов деят-ти,продукции и услуг требованиям п/охр-го зак-ва.
В экономике Аудит пред-ет собой пред-ю деят-ть аудит-в по осущ-ю вневедом-х проверок бухгалт-й(фин-й)отчет-ти,док-тов бухучета,нал.деклараций. Аудитор(слушатель)-лицо,провер-ее сост-е фин-й хоз-й деят-ти пред-я за опред.пер.Пон-е аудита шире,чем ревизия и контроль,т.к.обесп-ет не т-ко пров-ку достовер-ти фин-х показ-й,но и разработку предл-й по оптим-ции хоз.деят.с целью рацион-зации расходов и ув-е прибыли.Основное отлич.экоаудита – для его провед.необ-мы сбор,ан.и документирование б-го кол-ва конкрет.инфо о пр.-охр.деят-ти предп-й и отсут-е жестко регламентир-х стр-р и станд-х осущ-я программ аудит-х проверок.По опр-ю М/нар.торгов.палатой экол.аудит – интсрумент упр-я,обесп-й системат-ю документированную объект-ю оц-ку соот-я организ.сист.управ.охраны ОПС и фун-я оборуд.экол-ким целям.Как эл-т менед-та,аудит получ.распр-е в нач.70х гг в Канаде,Вел.,США,Швеции.В м/нар.банке реконстр-ции и разв-ю созд-но спец-е подраз-е по оц.об-в на стадии эксплуатации.В странах Вост.Евр.экол.оц.недвиж.имущ-ва выд-сь в отд.вид ауд-я во всех сделках. В США-спец.аудир-е в случ.купли-прод.в т.ч.земельных уч-в.Главная цель экоаудита:дать об-ные реальные и точные свед-я об аудируемом об-те. Принц.ауд-й деят-ти: -незав-ть и об-ть при провед-ии проверок;-конфиден-ть;-проффесионализм,компитен-ть,добросов-ть ауд-ра;-исп-е мет-в статистики;-прим-е новых инфор-х технологий;-умение принимать рацион-ные реш.по данным аудиторской проверки;-отв-ть ауд-ра за послед-я его рекоменд-ии и закл-я.Экол.может проводиться на ур-не гос-х стр-р,транснац-х корпор-й,отраслей.Прогр.аудита вкл-ет:-введение,-цель,-задачи,-распр-е фунй и обяз-тей,масштабы. …………………. Этапы аудирования:1)Этап предв-х работ,вкл-щий отбор об-в ауд-я,составление граф.,подбор команды,разр-ка плана аудита,разр-ка предварит.вопросника,ой.его на предпр.,выр-ка крит.оц-ки.2)Эт.непоср-го ауд-я(сбор исх-х данн.с их послед-щей оц-кой).3)Постаудит(подгот.оконч-го отчета по рез-там ауд-я,подгот.реком-й и предолж.).Первые 2эт.-1-2нед. Рос.закон.по ауд-й деят-ти предусм-но закл-е аудитора,сост-ее из3х часте:вводной,анал-й,итоговой.Кажд.стран.подпис-ся ауд-ром и завер-ся его личной печатью. След.отличать от экоаудита экол-кую оценку(ОВОС) – урегулир-я нормат-ми прав-ми актами процедура опр-я хар-ра и степ.потенц-го возд-я планир-й деят.на сост-е ОПС. ОВОС осущ-ся заказчиком экол-ки вред.деят-ти,начиная с сам.ран.ст.ее план-я до разраб.технико-эконом.обоснов-я стр-ва того/ин.об-та,пред-я,выс.скоростной ж/д,т.е.это выполнение треб-ний экоаудита.Аудит-я деят-ть вкл.не т-ко проверку,но и оказ-е разл-го рода услуг:вед-е и восст-е учета,консульт-и,обуч-е. В РФ принято>30норм-х актов по вопросам аудита.но т-ко в 3х гов-ся об экоаудите.Несовер-во правовой базы,отсут-е заинтер-х заказчиков на провед-е квалиф.экоаудита,порядок аттест-ции ауд-ров и выд.лиц-зии ауд-м фирмам,по кот.треб.г.о.знание бухучета,налогового и граж-го зак-ва сдерживает разв-е экоаудита.

 

66 Подходы к экономической оценке Также можно сказать, что мерой экономической оценки природных ресурсов является труд, затраченный на воспроизводство, сохранение и поддержание продуктивности природных ресурсов, либо сэкономленный, благодаря использованию того или иного ресурса.

Для определения экономической оценки ресурса используется концепция готовности платить.

Существует несколько подходов к оценке природных ресурсов:

1. Рента

2. Затратный метод

3. Метод альтернативной стоимости

4. Метод общей экономической ценности

5. Метод субъективной оценки

Общий недостаток – занижение ценности природных ресурсов. Чтобы адекватно оценить природные ресурсы применяется сразу несколько методов.

Теория дифференциальной ренты

Обычно в литературе под рентой понимается некоторый доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина этого дохода определяется многими обстоятельствами, среди которых главенствующую роль играют природные свойства. Однако не менее важно правильно заключить договор с арендатором или, если владелец ресурса самостоятельно эксплуатирует его, правильно выбрать технологию и т.д. Важно также знать конъюнктуру рынка, уметь пользоваться кредитом и другими финансовыми инструментами. Не вдаваясь в тонкости, мы остановимся на наиболее глубоких причинах, определяющих ренту, т.е. сосредоточимся на теоретических основах возникновения рент.

Рассмотрим природные объекты, продуктивность которых четко определяется их природными возможностями. При этом условии ценность конкретного природного ресурса определя­ется теми доходами, которые его владелец может получить, используя его. Эксплуатируя природный ресурс, владелец или арендатор несет затраты, а реализуя произведенную продук­цию, получает доход. Если доход постоянно превышает затра­ты, то можно с уверенностью сказать, что доход имеет место благодаря естественным свойствам природного объекта. Эти свойства, что очень важно, не могут воспроизвести конкурен­ты владельца, если, конечно, его аналогичный объект не обла­дает такими же природными свойствами.

На рис. 1.1.: если МС— кривая предельных издержек владельца участка, а О — кривая спроса на произведенную продукцию, то Р — цена продукции (например, цена пшеницы, хлопка или чего-либо другого).

 
 

Наиболее удобно с методической точки зрения рассматривать в качестве природного объекта земельные ресурсы. Предположим, имеется семь участков земли, на которых производится какая-то сельхозпродукция (например, кукуруза). На каждом участке про­изводится по 10 единиц (например, по 10 ц) данной продукции. Разница заключается в величине эксплуатационных издержек на каждом участке средних затрат в точке оптимума. Ниже приведены затраты на выращивание кукурузы.

Номер участка 1 2 3 4 5 6 7

Затраты (тыс. руб.) 5 7 10 15 20 22 25

на производство 10 ц. кукурузы

Участки расположены в порядке возрастания затрат по их эксплуатации. Затраты на производство 1 ц. кукурузы на первом участке составляют 5 тыс. руб., на втором — 7, на третьем —10и т.д.; на последнем, седьмом — 25 тыс. руб., т. е. затраты на нем в 5 раз выше, чем на первом.

Предположим, что производители не могут повлиять на рынок кукурузы. В целом на нем сложилась цена 21 тыс. руб. за 1 ц. кукурузы, и производители воспринимают ее как нечто данное. Спрос задан заранее, и производители не могут повлиять на него. Какие участки будут эксплуатироваться, если учесть, что владельцы должны получать больше, чем затрачивают, т.е. должно соблюдаться неравенство 21 ;< 210 тыс. руб., где 21 — затраты на 1-ом участке, а 210— это выручка за 10 ц. кукурузы при цене 21 тыс. руб. за 1 ц.?

Исходя из этого, имеет смысл выращивать кукурузу на 1, 2, 3, 4, 5-м участках, а вот на 6, 7-м возделывать ее бессмысленно, поскольку убыточно. Владельцы участков 1-5 получат доход, на­зываемый рентным. На первом участке он составит 16 тыс. руб., на втором — 14, на третьем — II, на четвертом — 6, на пятом — 1 тыс. руб.

До сих пор мы не ставили вопроса о том, как же, собственно говоря, формируется потребность в сельхозпродукции. На самом деле потребитель соизмеряет свои потребности с возможностями и сопоставляет эффект от покупки с затратами на ее осуществление. Если за кукурузу придется платить слишком дорого, то потенциальный потребитель скорее всего заменит ее чем-то другим (например, хлебом или рисом).

Выше мы не приняли во внимание то обстоятельство, что один и тот же участок земли может использоваться по-разному. Он приносит одну отдачу при возделывании, например, пшеницы, и другую — картофеля. Складывается такое впечатление, что дифференциальная рента зависит от способа эксплуатации земли. На самом же деле из всех возможных вариантов нужно выбирать наиболее эффективный, поскольку цена данного участка земли определяется по максимально возможной цене сельскохозяйственной продукции, которую он способен принести.

 

Ri=(Pi-Zi)*qi

Итак, вариант IV оказался наиболее эффективным, даже несмотря на то, что его индивидуальные затраты — самые высокие. Они вполне компенсируются высокими ценами на производимую ими продукцию и достаточно большим объемом производства.

Рента представляет собой доход, устойчивый в динамике. Этот доход образуется вследствие того, что природные объекты обладают естественными свойствами, которые не могут быть воспроизведены в желаемом объеме. Поэтому в природоэксплуатирующем секторе можно наблюдать устойчивую дифференциацию затрат на различных природных объектах. На одних продукцию производят с меньшими затратами, на других — с большими. Для рынка безразлично, кто, где и как произвел эту продукцию, сколько затратил. Если товары одинаковые, то они будут проданы по одной и той же цене. В этом случае владельцы лучших природных объектов получат больше доходов, чем вторые.

Также следует отметить, что рента возникает только в том случае, если, с одной стороны, открыт свободный доступ на рынок производимой продукции, а с другой — установлены абсолютные ограничения доступа на каждый конкретный участок для всех пользователей, кроме одного. Приведенные в нашем случае затраты называютсядифференциальными затратами, а возникающая рента называется дифференциальной рентой.

В природоэксплуатирующем секторе дифференциальные затраты устойчивы во времени, поскольку достаточно трудно воспроизвести качество хорошего природного объекта на других участках. А потому и доходы проявляют устойчивость во времени. Предприниматель может быть уверен, что доход он будет получать на протяжении достаточно продолжительного времени.

Итак, еще одним важным свойством возникновения рентного дохода служит его устойчивость во времени.

Дифференциальная рента по способу своего возникновения может приниматьформу дифференциальной ренты 1, дифференциальной ренты II и динамической ренты.

Первая возникает из-за ограниченности лучших по качеству природных ресурсов и приходится эксплуатировать худшие участки. Вторая определяется при более интенсивном использовании возобновимых природных ресурсов с привлечением инвестиций.

Рентные оценки применяются для решения следующих задач:

- выравнивание условий хозяйствования и изъятия в доход собственника природных ресурсов

- обоснованный выбор наиболее лучшего варианта проекта

- обоснование рыночных цен и платежей за природные ресурсы.

Минусом рентного метода является то, что рентный подход оценивает природный ресурс как фактор производства, но не учитывает социально-эстетические и другие свойства природных благ

Затратный метод

Довольно понятен и очевиден затратный подход к оценке природных ресурсов. Используется для оценки стоимости воссоздания природных благ при их утрате или деградации. Если суммировать затраты на подготовку и использование природных ресурсов, то эту величину можно принять в качестве отправной точки при определении цены ресурса. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчитываются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтернативном месте. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изымается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономической оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восстановление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодородия другого участка для компенсации потери первого участка. Подобный подход может быть использован и для оценки редких видов животных и растений: суммируются все виды затрат на воссозда­ние и нормальное существование данного вида.

При затратных подходах при анализе проектов/программ часто используется понятие теневого проекта. Это вариант подхода компенсирующих затрат, который исследует потенциальные затраты на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в альтернативном месте. Теневой проект, таким образом, физически возмещает потерю ресурсов.

Несмотря на относительную простоту и возможность широкого использования, затратный подход содержит в себе принципиальное противоречие: чем лучше по качеству природный ресурс, тем меньшую оценку в соответствии с затратной концепцией он получит. Так, лучшая в мире земля чернозем в центре европейской части России требует меньше затрат на подготовку и использование в сельском хозяйстве, чем аналогичный по размеру участок, находящийся на севере, и требующий дополнительной расчистки от кустарника, камней, планировки и т.д. Аналогичная ситуация и для находящихся, ближе к поверхности месторождений нефти, газа, руд и пр. по сравнению с месторождениями этих природных ресурсов, находящихся глубоко от поверхности, в сложных условиях добычи. Получается парадокс: чем выше качество ресурса, чем его легче эксплуатировать, тем меньше затрат для этого нужно, а следовательно, и меньше его экономическая оценка. Это противоречие существенно ограничивает применение затратного подхода к экономической оценке природы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.019 с.)