Регламентация качества и контроль за состоянием воздушной среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регламентация качества и контроль за состоянием воздушной среды.



Критерии качества воздуха. ГОСТ-17.23.02-84(не более 1080в-в),ПДК,дБ(30-40), ПДР-1080, индекс комфортности. Для того, чтобы соблюд.нормативы кач-ва атм.возд.проводится комплекс мероприятий:1.технологич. (гермитизац.машин и оборуд., доставка сырья транспортом,исключ.потери,созд.замкнут.технологий,замена вредн.в-в на безвредные).2.санитарно-гигиенич. (зонирован.террит., компановка зданий, озеленен.террит.).3.контрольно-запретительн.Странами СНГ подписана и выполняется Конвенция 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятий, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.

14. Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды в Республике Беларусь. Группа сан-тех. меропр-й – устан. газопылеочистного оборуд, герметиз-я технологич. и трансп. оборуд-я, сооруж-е сверхвысоких дымовых труб. Группа технологич меропр-й – улучшение технологич. пр-ва и сжигания топлива, созд. новых технологий. Группа планировочных мер-й-оптим-е располож-е пром. продукции с учётом розы ветров, создание санит. защ. зон вокруг предприятий, озеленение городов, вынос наиб. токсичн. пр-в за черту города.Правовое регулирование осстояния воздушн среды – закон РБ «Об охране атм воздуха».Задачи правового регулирования охраны атм воздуха:1.регулир отношений в обл охраны атм воздуха в целях обеспечения благоприятн среды обит для чел-ка,сохранения,улучшения и восстановления состояния атм воздуха 2. предотвращен и снижен ур-ней вредного хим,физич,биолог и иного воздействия на атм воздух 3.обеспечние рац использования атм воздуха для производтсвен нужд 4.укрепление правопорядка и законности в области охраны атм воздуха.Субъекты хоз-ния,деятельность кот связана с выбросами загрязняющ вещ-в в атм,обязаны проводить организац-технич,технич и иные мероприятия.Эк рычаги охраны и рац использов атм воздуха:1.планирование и финансирование мероприятий по охране атм воздуха 2.установление лимитов допустимых выбросов загрязняющ в-в в атм воздух 3.установле норм платы и размеров платежей за выбросы загр вещ-в в атм воздух и вреде физич и др воздействия 4.установл норм платы за превыш лимитов выбросов загр вещ-в в атмосферу 5.предоставление субъектам хоз-ния налоговых,кредитн,и др льгот при внедрении новых экологических технологий 6.покрытие ущерба,нанесен окр среде и здоровью людей в результате загрязнении.

Для улучшения качества атмосферного воздуха необходимо выполнение мер, предусмотренных стратегией устойчивого развития: 1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха; 2) разработку и установление предельных показателей выбросов на основные виды технологий и оборудования, ориентируясь на наилучшие из достигнутых технологий; 3) организацию мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в непрерывном режиме для получения достоверной информации и принятия оперативных управленческих решений, техническое переоснащение сис-м контроля источников выбросов и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха для получения данных, сопоставимых с результатами мониторинга в странах Европы; 4)исп. при планировании и оценке воздухоохранных мероприятий эффекториентированных подходов, основанных на концепциях наилучших имеющихся технологий и критических нагрузок;5)совершенствован. Эк. механизма стимулирования в обл. охраны атм. воздуха;6) формулирова целей и разраб и реализац программ их достижен в отношен региональн (фонового) загрязнения и воздействия на экосис-мы7)региональн сотрудничество в области охраны атм воздуха8)поддержка научн исследований,улучшение нормативно-методич обеспечения управления качеством атм воздуха,пересмотр методик контроля, нормирования и учета выбросов.

 

15. Водные ресурсы мира и Республики Беларусь. Основные направления их использования. Вод р. Отнюдь не синоним всей гидросферы. К водн.р.относятся пресные и слегка солоноватые воды.Водн р.в нашей стране включ речн воды,воды внутр морей,озёр,ледники,подземн воды.Пополняются за счёт выпад осадков из атмосферы(11,7*103км3), часть в грунт, испар – 333млн Водн.балланс террит.: 1(СНГ)2(РБ)-км3 1. Речн.сток(4714-2 млн 900 тыс рек;58-20781) 2. Вековые запасы(40530;9):а)озёра(26500-2850000озёр;6-10780) б)болота(3000;3) в)ледники(11000;нет)г,д)наледи, снежн.покров(30,нет).3. водоохран.(7000-65000 водохран.;1-151). 4. Подземн.воды(1140;16) ВСЕГО:47084;84.Зоны водообеспеченности:1.Зоны высокой обеспеч-ти 48% тер-рии – 80% воды(С и В р-ны - Россия)2. средней – 25%т-рии – 18% воды – цент РБ, РФ3. низкой – 27% - 20% - Казахстан, средеазиат страны. Степень водоснабж осущ след показаниями:1.кол-во воды на ед тер-рии(Грузия-0,9км3/1км2, РБ -0,2км3/1км, Туркменистан -0,14км3/1км2) 2.с расчётом на 1 жителя(лучше всех-РоссияМолдовия, Армения – 3,16км3/на 1 чел, РБ-6,47, РФ-32) В потреблен. Воды определяется 2 направления: водопользован.(без изъятия из источника, не треб.высок.кач-ва воды;транспорт, отдых, спорт) и водопотреблен.(изъят.из ист.и доставка потребит.)Стр-ра водопотреблен:1(СНГ)2(РБ) 1. Коммун хоз-во(6%,46%)2. С/х(60,22)3. Промышл.(31,31)4. Водохранилища(3,1).

16. Оценка состояния и нормирование качества воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов в Республике Беларусь. В наст. время в разл. странах мира для оценки кач-ва воды установлено более 100 показателей. При оценке степени загрязненности поверхностных вод учитываются: содержание плавающих примесей и взвешенных в-в, запах, привкус,окраска и темп-ра воды, состав и концентрация минер. примесей и растворенного в воде кислорода, состав ПДК ядовитых и вредных в-в, болезнетворных бактерий. В РБ использ-ся нормативы ПДК более 400 вредных вещ-в в водоемах питьевого и культурно-быт-го назнач-я, а также более 100 вредных вещ-в в водоемах рыбохоз-го назнач-я. Опред-е допустимого состава сточных вод проводится в завис-ти от преобладающего вида примесей и с учетом харак-ки водоема, в кот сбрасывают сточные воды.Допустимая концентрация взвешенных вещ-в в очищ сточн водах: Свзв.о. меньше или равно Свзв.в.+nПДКвзв., где Св взв-концентрация взвешен вещ-в в водоеме до сброса в него сточн вод;ПДК взв-предельно допустимая концентарция взвеш вещ-в водоеме;n-кратность разбавления сточных вод в воде водоема.Концетрация каждого из ратсверевредн вещ-в в очищ сточн водах:Соi≤n(Cmах1-Cвi)+Cвi,где Cвi-концетрация вещ-ва до сброса сточн вод; Cmах1-макс допустимая концентр того же вещ-ва с учетом макс концентр и ДДК всех вещ-в,относящ к одной группе вредности.Разбавление сточн вод-процесс уменьшения концентр примесей в водоемах.красность разбавления n=(Со-Св)/(С-Св),где Со-концентр загр вещ-в в выпускаемых сточн водах,Св и С-концентр загрязн вещ-в в водоеме до и после выпуска.Качество поверх вод Бел-си устанавлив-ся по индексу загрязнения вод. Проблемы охраны и рац. использ-я водных рес-сов(ВР) в РБ решаются в значит. степени путем гос. регулир-я, в 1-ю очередь, через сис-му прогнозир-я и планир-я (ПиП). Осн. задача—поддержание ВР в пригодном для потребит-я состоянии и их воспроизв-во в целях полного удовлетво-рения нужд нар. хоз-ва и населения в воде. Водный кадастр — систематиз-й сбор сведений о водных рес-сах и кач-ве вод, а также о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.Способы очистки сточн вод:1.механич.отстаивание2.биохимич3.физ-химич-кристализац,ионный обмен и тд.Цели очистки:1.регенерация-извлечение изсточн вод ценных вещ-в 2.деструкция-разрушение загр вещ-в и удаление продуктов распада.

эк регулирование рац использ и охраны вод:1.планирован и финансирование мероприятий по рац использ и охране вод 2. установление лимитов водопользов. 3.установл нормативов платы за сбросы загрязняющ вещ-в в водн объекты 4.предоставл налоговых,кредитн и др льгот при ипольз экологич технологий 5.покрытие ущрба,нанесен водн объектам и здоровью людей.В качестве нормативо по предел объемов водопользов в целом для Бел:1.водоемоемкость ВВП 2.интенсивность водоотведения 3.интенсивность оборотного и повторно-последов водопользов.

 

17. Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропогенного воздействия. Земля-физ.основа всей производственной жизни человека. С ней связано решение всех проблем(социальн, военных) 88%прод пит получ от обрабатыв земель, 10%-из пастбищ и леса, 2% из ресурсов мирового океана. Земля-всякая сила природы, является важным средством производства, участв в любом произв процессе, одновременно предмет и средство труда. Земля-невозобновляемый прир ресурс. 1 см земли-столетия продуктивн земли при прав пользовании. Продуктивность земли-её плодородие, зависит от наличия верхней ч.земной коры гумусового горизонта,кот содерж пит в-ва.Верхний плодородн слой земли-почва. Плодородие бывает:естественное, искусственное, экономическое. Это св-во почвы опред её место в хоз дея-ти чел-ка. Толщина гумусового горизонта в средн нечернозёмн полосе 18-20 см,в чернозёмн-3-4м. чтобы образ 1 см почвы нужны века совм работы экзрген(внешн)сил природы:растит-ти,жив,микро-оргмов и климата.Но чел-к может разруш этот тонк слой за неск часов. Поэтому почва рассм как исчерп,невозобновляем прир р. Явл дефицитн(2,4 трлн т). В наст вр во всём мире обраб 10% территорий.можно удвоить пахотн земли,но возникнут оч сложные проблемы. Потеря земель и сниж.их плодородия происх.в результате деят.чел-ка. Ф-ры потери земель:1) Эрозия почвы (человеч-во ежедневно теряет более 3 тыс.га). за всю ист.землед.деят.600 млн.га земли чел-к лишился из-за эрозии=всему фонду стран СНГ. Различают 3 вида э.почв: водн., береговую, ветровую. Наиб.широко распр.и разрушит. водн.э. Разл.4 вида водн.э.: плоскостная, ручейковая (донный размыв) – потеря урожая до 80%, овражная, сель (в горн.р-нах). Ветров.э. происх.на оголён.почвах в засушливых р-нах, бывает повседневной и кратковременной. 2) Горнотехнич.дея-ть связана с добычей полезн.ископ., бывает открытой и закрытой. 3) Инженерно-строит.дея-ть. 4) Нерадивое отнош к земле. 5) Загрязнен.почв (мусором и радионуклидами).

18. Учет и оценка земель Беларуси. Пути улучшения использования и охраны земельных ресурсов. Гос. земельный кадастр - свод систематизир-х сведений о прир., хоз. и правовом положении земель(реализац гос политики в области регулир зем отношений проводится на данной информ). Он содержит данные: 1)о распредел-и земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; 2) о составе, структуре и состоянии зем. фонда; 3) о местоположении, размерах и границах зем. участков, их кач-ной хар-ке. В Бел проведены 3 тура оценки качества почв землевладений-1 раз в 10 лет.Впервые в условиях становления рын. отношений в РБ проведена экон. оценка разл. категорий земель нормативным методом с использ-ем стоимостных величин зем. ренты. Методика кадастровой оценки земель с\х назначения: 1) учёт продуктив-ти земель в ден выражении при сопоставимом среднем ур-не ведения хоз-ва; 2) рентного дохода как разности меж продуктивностью земли в ден. выражении и необход-ми издержками произв-ва (вкл-я затраты на реализацию продукции); 3) цены земли, обусловленной размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации. Землепользование-платное(налог- «о платежах на землю»).Охрана земель регулируется Кодексом РБ о земле. Сис-ма рац. использ-я земель должна носить природоохр-й, ресурсосберег-й хар-р и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растит. и животный мир, геолог-е породы и др. компоненты окр. среды. Принципы рационального землепользования: 1 поддержание естественного плодородия почв без прекращения возделывания культурн растительности(дать отдых);2 бережное использование земель а)рацион отвод земель в кач пахотных, рекреационных, селективных(для заселен)б) защита почв от разрушения и загрязнения; 3 качественное улучшение почвы(воспроизводство). пути кач улучшения земли: приемы обработки, мелиорация земель, рекультивизация земель.Борьба с водн э.:1.глубокая пахота осущ в р-нах с большим кол-вом выпадаемых осадков.2. поперечн обраб склонов.3. контурн обраб склонов. 4. Почвозащитн полевые и лугопастбищные сенообороты. 5. Полостные посевы 6. Прост.гидротехнич сооружения 7. Снегозадержания 8. Защитн полосы 9. Зимний полив.

19.Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства. Лес-геогр. ландшафт, сост. из совокупности древ.растений и предст. собой высокопродуктивную экол.систему.Лесн.ресурсы-не только древесина, но и разнообр. р-сы недревесного раст.ижив. происхождения. значен леса: 1. лес-планетарный аккумулятор живого в-ва2.определяет ур-нь водородн и кислородного баланса(1 га сосн леса погл. 9,35 т СО2 ежесуточно и выделяет 7,25 т О2)3.эффект. поглощает звуковую энергию(75%)4.защищает водоемы от перегрева, хим., орган загрязнения5.препятств распр эрозии почв6.имеет большое оздоровит,культурн значение7. источник древесины, без кот. не обходится почти ни одна отрасль хоз-ва 8.большое знач им побочн продукты леса. Лесн фонд и р.однопорядков,но не однозначны. Лесн р.-не только древесина,но и разнообр р.недревесного происхожд, а также лесозащитн,рекреацион ф-и леса.По назнач леса делятся на: 1.леса, кот. имеют водоохр.знач., защитн.полосы, сан-гиг.и оздоровит.значение, заповедники, высокогорные.леса.полностью охран (снг12%, рб37%) 2.занимают территорию,освоен в хоз отнош.допуск рубки в р-рах естеств прироста(снг3%, рб63%) 3.Занимаем террит. Малозаселён,слабоосвоен (европ.севера, сибирь и дальн.восток).Делятся на 2 вида лесов:резервные/эксплуатируем(снг85%,рб нет).распред лесов на 3 гр позволяет устан в них разл режим пользован. Но для прав веден лесн хоз-ва нужно знать занимаем лесом S,запас древесины,породн и возрастн состав. Эти хар-ки дают представл о лесн фонде. Лесн ф- все леса и земельн S,предназнач для лесоразведения.Земли лесн.фонда делятся на: лесная площадь(снг75%, рб92%), нелесная(снг25%, рб8%).лесная площадь занята не только лесами, но и пастбищами, с/х угодиями и т.д.запас древесины: СНГ 84 млрд м3 рб 1млрд м3.Кач. показатели:1.Лесистость: СНГ 36% РБ 30% в мире 26%.2.Породн.состав: хв.леса снг73% рб65%, листв.леса снг20%, рб35%, прочие леса снг7%. 3. возрастн.состав: спелые и перестойные снг54% рб5%, приспевающие 10% и14%, средневозр.20%и45%, молодняки 16%и36%. В СНГ выше половины лесов по возрасту готовы к вырубке(54%)

20.Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. Как бы ни были велики запасы древесины,о консервац леса не может быть и речи(деревья должны рубиться и удовлетв потребн нар хоз-ва). Осн принципы исп лесн р.: 1.принцип непрерывн неистощит пользован лесом.предусматр повыш продуктивн лесов,кот должно осущ следующ люразом:а)мелиорац земель(осушен). позволяет в 5-6р.лучше расти деревьям.б)рубки ухода за лесом.в)повыш плодородия почв.г)сохр хвойн потомства. 2. Пр.полн реализац расчётн лесосеки по всем породам. Не соблюд недоруб по листв и переруб по хвойн. 3. Пр интесификац лесопользован. 4. Пр комплексн исп всей древесн массы. На лесосеках остаётся до 50% древесн массы,при траспортир и распиловке теряя.т ещё 41%,до потребит доходит 25%. 5. Пр комплексн исп недревесн продукц леса. 6. Вос-во лесн р.Осущ в 3 формах:посев и посадка;содейств естеств наращен;естеств наращен. 7. Охрана:профилактич.методы;истребит методы.

21.Особо охраняемые природные территории и объекты, их роль в сохранении биологического разнообразия Беларуси. В сохранении биолог. разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым прир. территориям - это участки земли и части водн. простр-ва, прир. компл-сы, имеющие особое экол, научн, культ-е, эстетич-ое, истор-ое знач-е, в отношении кот. уст-лен особый режим охраны и исп-ния. Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключительно природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: - сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; - проведение научных исследований; - организация мониторинга окр. среды; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; - популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы.В наст. время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-эколог. заповедники. Нац. парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследоват-е учреждения, задачами к-рых явл.:-сохранение эталонных и уникальных прир. комплексов и объектов природы; -организация экол-го просвещения и воспитания населения;-проведение научных исследов-й; -организация рекреационной деят-ти; -ведение комплексного хоз-ва. На тер-рии РБ 4 нац. парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера. Заказники –тер-рии, выделенные с целью сохранения и восстановл-я одного или неск-х видов прир. рес-сов и поддержания общего экол. баланса (ландшафтные, биологич, палеонтологич, гидрологич.) Хоз. деят-ть в заказниках осуществл-ся в форме, к-рая не наносит ущерба охраняемому объекту. Др. особо охран объекты: памятники садово-паркового искусства,бот реликвии,геологич памятники природы.

22.Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Термин недры употр как синоном к полезн ископаемым, т к недры исп для их добычи. В наст время недрами пользуются для сооружен и эксплуатации подземн коммуникаций и др. В широком смысле под недрами понимается пространство земли,простирающееся от поверхности и до ядра планеты, включ земную кору, мантию и ядро. Т к мантия и ядро недоступны и неизучены, то в узком смысле недры-земная кора,включающая минералы и горные породы. В земной коре более 2 тыс минералов. Имеются редкие и редчайшие. Ок 60 минералов образуют скопления или месторождения. Используются 30 видов. В странах СНГ извлекается 150 минераов. Совр промышл Снг полностью обеспечена минералами. Осн богатство недр- полезн ископаемые(невозобновл ресурсы)-необходимо выработать бережное отношение к данным ресурсам. С учетом этого были приняты основы законодательства о недрах.В РБ 1984-кодекс о недрах, согласно которому(ст12) недры предоставляются для геологич изучения, добычи полезн ископ, создания охранных зон. Существуют положения и правила,обязат для горнодобывающих предприятий,которые получают горные отводы(тер, на кот залегают полезн ископ). На этих тер проводят все виды работ. По завершению рекультивируют тер и передают другому пользователю.Положения предусматривают также рациональное исп минеральных сырьевых ресурсов в соотв.с их эконом классификацией. Для того, чтобы эффективно исп мин ресурсы необходимо определить запасы и оценить их качеств состав. Различают геологические и геохимические запасы. Геохимич.-наличие того или иного элемента в земной коре или в пределах какой-л тер. Поскольку земн кора имеет большую глубину, то геохим запасы определ до глубины 16 км. Геохим свойство земн коры: Кислород-47,2%, кремний-27,6%, алюмин-8,8% железо-5,1%, кальций-3,6%,калий-2,64%,натрий-2,6%, магний-2,1%,др-0,36%. В совр промышленности исп редкие и редчайшие хим элементы(титан,осмий). Геохим состав дает представление о степени распространения того или иного элем в земн коре. Но для добычи необходимо иметь представление о геологич запасах-скоплении рудных тел на опред территории и их местораждений. Геолог запасы-балансовые(А) и забалансовые(б). А-запасы, использован которых экономически целесообразно и кот удовлетворяют требования для подсчета. Б- нет точн подсчетов, исп нецелесообразно при достигнут технич ур-не и технологий перераб. В дальнейш эти запасы из-за метода добычи, технологии добычи могут быть исп. Балансовые запасы в зависимости от степени изученности:А-категория-промышл запасы(изучены с детальностью, позволяющей наиболее полно оценить качество ресурсов, условия залегания, технологич свойства, извлекаются наиб доступнымиметодами); Б-разведанные запасы(определены с детальностью, позвол выяснить основные хар-ки без точного изображения);С1-прогнозные(определены со степенью для выяснения в общ чертах); С2-предварительно оцененные(определены по аналогии с уже известными). По каждому полезн ископаем сост отдельный баланс, кот сводится в сводном балансе. Сущ также запасы кат Д1-разведанные горизонты по нефти и газу, Д2-основанные на теор предполож по нефти и газу. Всемирно сущ классификация:R-общие запасы, R1-промышлен, R2-предварит оцененные,R3-невыявленные R1(2)E-могут эксплуатир,R1(2)C-не имеют интересы,R1(2)M-интересн в будущем.

23.Оценка минеральных ресурсов Беларуси. Основные пути рационального использования и охраны недр. В РБ выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются, рес нефти-338,3млн. торф- эти ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущ этапах эк развития Бел.-3 млрд т, бурые угли-Полесье, в перспективе они могут быть реальным источником энерг и местн бытового топлива, горюч сланцы-Любанское и Туровское месторождения, для развития энерге­тики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфориты). Калий­ные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль (неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). 3)Руды черных и цветных метал­лов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырье для произ­водства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). 4)Строительные материалы(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицо­вочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др). 5)Исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. (58 источников мин вод, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в качестве лечебных и столовых вод. Верхние слои литосферы в пределах РБ испытывают интенсивное воздействие в результате проведения инженерно-геологич исследований и геологоразведочн работ на различн виды полезн ископ. Проблема эффективности использования не ставит перед собой задачу ограничить или запретить добычу. Не ставится проблема воспроизводства. Существуют принципы:1 всемерное сокращение потерь(источники потерь:неполная извлекаемость из недр, засорение при добыче, при обогащении и переработке, при транспортировке),2- комплексное исп сырья, 3-рекуперация – исп.вторичн.р.4-замена дефицитн.минер.сырья др.ресурсами,5-поиск новых источн энергии, 6-добыча необх.элементов из воды, возд., океана, 7-охрана сырья.

24.Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья. ХМП в условиях становления рыночных отношений. В СМИ наиболее развит стран мира настойчиво, пост внушается мысль о том, что гос-во не вмеш в хоз жизнь об-ва.Рынок отрегулир хоз пр, но в тех же самых источниках.Совр эк чрезвычайно сложна, и она не может эффективно развив без гос регулир.Гос регулир и управлен эк осущ с пом хоз мех-ма. Хоз мех экономики- сис-ма форм,методоа,приёмов,способов орг-ции и регулир хоз жизни об-ва.Такие СП и методы разнообразны.Меняются на кажд ист этапе и им нац хар-р.ХМЭ сложился в нашей стране на рубеже 30-40 гг.XXв.Он прошёл путь от политики воен коммунизма,нэпа до централиз администр управлен и директивн планир.Характерн чертой была высок ст централизац.Объективными причинами формир ХМЭ были коллективиз,индустриализ,война,послевоен разруха.Для восстан нар хоз-ва требовались средства.Это осущ за счёт природы.В этих усл сковывалась инициатива на местах,выпуск прод был некач,сбыт распределительн,гарантированный.В такой обстан стал формир ХМП(приобрёл осн черты в 60-е гг.XXв).ХМП явл составн ч.ХМЭ. ХМП включает: 1)администр-правовые методы:а)наблюден б)учёт и контроль в обл охраны окр среды(мониторинг) в)гос регулир эк(планирован,прогнозирован) г)администр сис-ма упр П д)гос экол экспертиза проектов хоз дея-ти е)экол контроль на предприятии ж)экол нормирован и регламентац кач-ва окр среды з)правовое регулир природоохр деят. 2)эк методы управлен П:а)хозрасчётн показатели(отношения) б)эк стимулир природоохр деят в)финансир и кредитован природоохр мероприят г)экол страхован. В основе администр-правовых методов(1) были заложены экол стандарты ПДК и ГОСТ.ГОСТ были введены на возд и воду, а ПДК на все ресурсы.Были введены времен стандарты(временно согласован выбросы(ВСВ) и сбросы(ВСС).Они в неск р.превышали установлен стандарты.При оценке природоохр деят в эк методах управлен применялись такие методы:в 1960г был введён НСО(нормативн стоим обработки).Цель его внедрен-приостан сверхнормативн потреблен сырья и материалов на ед продукции.Норматив оказался неэффект,т.к.не затрагивал осн производств показатели предприят.Тогда в 1979г на смену внедрили НЧП(нормативно чист продукт).Цель та же.Но предполагалось природоохр деят предприят оценивать по конечн рез.Отсекались промежут операции.Но предприят,чтобы обойти норматив,преднамеренно возвыш удельн вес ручн труда в пр-ве.В 1989 приняли закон о пром предрият(объединен).В 20 статье:предприятия осущ свою леят преимущ за счёт собств средств и кредитов.Этой статьёй впервые вводилась плата за ресурсы.Но при господстве предпр-монополистов это приводило к тому,что монополисты включ стоим сырья в себестоим прод.

25.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Необходимость планового подхода к решению назревших экол-эк проблем вызвана тем,что отдельн хорошо проработан и периодич реализуемые мероприят не достигают цели. Необходим комплексн подход к решен этих проблем.А это значит,что можно решить эти задачи лишь с пом планир и прогнозир.Поэтому в планах соц-эк развития лишь с 1975 появился спец раздел «Охрана природы и рац исп прир р»(раздел9).Вместе с тем необх отметить,что планир и пронозир П имеет ряд особенностей,кот усложняют процедуру проведен природоохр меропр и сниж достоверн получен результатов. Особенности: 1)Объектом планир явл не только соц-эк пр,но и прир явления в сис-ме взаисвязей «прир-об-во-пр-во» непрерывно возрастает роль чел-ка.Отсюда сложн планир.2)Во взаимод с внешн средой возникают последствия,кот проявл не там и не тогда,где произошло это взаимод.Они им отдалён последствия.Поэтому возник необх составлен долгосрочн планов и дополенен их прогнозами.3)Прир р.в большей части в натур форме невоспроизводимы,поэтому в планах необх предусмотреть рац бережн экономн расходован прир р.4)В отличие от традицион разделов плана(пром-ть,с/х,транспорт и связь,непроизводств сфера),где производств программа определяется от достигнутого.Планир природоохр меропр осущ от т отсчёта «состоян окр среды».5)В природе ничто не совершается обособленно.В этих усл исключит большое значен приобретает комплексность планир.6)Охрана прир и рац исп прир р.-проблема многоаспектная:эк,соц,нравств,эстетич,философск,демогр,экол.В этих усл в планах необх предусм экол воспитан чел-ка.7)Планы по ПП. носят региональн хар-р.Это значит,что они действительны только для той террит,для кот составлены.Исходя из осбен-тей планир и прогнозир сформулирована цель ПП.(в законе статья 15):а)гармонич взаимод об-ва и окр среды б)выбор эффективн средств ПП в)предотвращен негативн возд чел-ка на окр среду г)сохранен прир-ресурсн потенциала РБ. Исходя из поставлен целей немечены конкр мероприят по ПП.Меропр-сис-ма заданиу на опр период(план).План дополняется прогнозом(предвидение тех изменен,кот могут произойти в рез реализац этих заданий).В РБ планир и пронозир меропр по ПП осущ последоват.А именно.Впервые в 1975 был разраб спец раздел по охране окр среды «Охрана прир и рац исп прир р.».Он был включён в план соц-эк развит страны на 10-ю пятилетку.Во-вторых,в 90-е гг было разраб гос прогр охраны окр среды «Республиканск комплексн прогр охраны окр среды(«Прогр экология»)» на перспективу до 2000г.С к.90-х гг.и по наст вр разработаны и действуют многочисл программы «Экология» по городам,р-нам и прир комплексам.

26.Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац. использ. и воспроизводства прир. рес., охр. окр. среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич. отношениях. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац. ПП и охраны окружающей среды: 1) административные (обеспечиваемые возможностью гос. принуждения); 2) экономические (создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий); 3) социально-психологические (методы морального стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры). (В странах с развитой рыночной широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окр. среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. Функции управления ПП: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды и ПП; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др.

27.Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность. Центральн место в администр регулир принадлежит сис-ме экол стандартов с едиными и обязат для всех объектов управления экол нормами и требованиями. Виды: 1)стандарты кач-ва окр среды.Регламентир допустимое состояние прир сред(ПДК).2)стандарты воздейств на окр среду.Регламентир ур-нь выбросов(сбросов)из конкр точечного источника(ПДВ,ПДС).3)технологич стандарты.Устан опред экол требования к технике,оборуд,ПТ и т.д.4)стандарты кач-ва продукц(товарные стандарты).Устан содержан вредн примесей а продуктах пит, питьевой воде и т.д. Помимо стандартов администр регулир предполагает применен др мер:1)запрет на пр-во прод или использ первичн ресурсов.2)лимиты(квоты),вводимые с целью ограничен местштабов возд на окр среду.3)сертификаты,дающ право на времен или пост пользован компонентами природы или выбросы(сбросы) опред кол-ва вредн в-в.4)разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере,подлежащ лицензированию.

28.Организационные структуры управления природопользованием. Практическое осущ-е правовых экол. требований во многом зависит от органов управл-я ПП-ем. Организац структуры — системы органов власти и управл ПП-ем. В РБ управл-е ПП-ем представ-т собой сис-му учреж-дений, к-рые осущ 2 функции управл-я: -отраслевая (обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области ПП-я (водо-,лесопольз-е).Это – ведомст-венные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомственные управл-я нах. под контролем гос-ва); -тер-риальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я рес-сов. Это гос. форма управления; Президент, Парламент,правительство). Органы общей компетенции осущ. общее руководство ПП-ем. Их 4: 1.комиссии нац. собрания 2. отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) 3.комиссии совета министров– это исполнит. орган власти. 4.комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов. Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относ-ся: -госкомитет РБ по экологии*Минский гор. комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и; -управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС; -Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС. Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой. Специально уполномоченные: МЧС, Минздрав, МВД, Гос. Тамож. Комитет, Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС, Комитет по земельным ресурсам, Комитет лесного хозяйства.Контроль:суд,природоохр.прокуратура,обществ.организ-и.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.024 с.)