Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регламентация качества и контроль за состоянием воздушной среды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Критерии качества воздуха. ГОСТ-17.23.02-84(не более 1080в-в),ПДК,дБ(30-40), ПДР-1080, индекс комфортности. Для того, чтобы соблюд.нормативы кач-ва атм.возд.проводится комплекс мероприятий:1.технологич. (гермитизац.машин и оборуд., доставка сырья транспортом,исключ.потери,созд.замкнут.технологий,замена вредн.в-в на безвредные).2.санитарно-гигиенич. (зонирован.террит., компановка зданий, озеленен.террит.).3.контрольно-запретительн.Странами СНГ подписана и выполняется Конвенция 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятий, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха. 14. Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды в Республике Беларусь. Группа сан-тех. меропр-й – устан. газопылеочистного оборуд, герметиз-я технологич. и трансп. оборуд-я, сооруж-е сверхвысоких дымовых труб. Группа технологич меропр-й – улучшение технологич. пр-ва и сжигания топлива, созд. новых технологий. Группа планировочных мер-й-оптим-е располож-е пром. продукции с учётом розы ветров, создание санит. защ. зон вокруг предприятий, озеленение городов, вынос наиб. токсичн. пр-в за черту города.Правовое регулирование осстояния воздушн среды – закон РБ «Об охране атм воздуха».Задачи правового регулирования охраны атм воздуха:1.регулир отношений в обл охраны атм воздуха в целях обеспечения благоприятн среды обит для чел-ка,сохранения,улучшения и восстановления состояния атм воздуха 2. предотвращен и снижен ур-ней вредного хим,физич,биолог и иного воздействия на атм воздух 3.обеспечние рац использования атм воздуха для производтсвен нужд 4.укрепление правопорядка и законности в области охраны атм воздуха.Субъекты хоз-ния,деятельность кот связана с выбросами загрязняющ вещ-в в атм,обязаны проводить организац-технич,технич и иные мероприятия.Эк рычаги охраны и рац использов атм воздуха:1.планирование и финансирование мероприятий по охране атм воздуха 2.установление лимитов допустимых выбросов загрязняющ в-в в атм воздух 3.установле норм платы и размеров платежей за выбросы загр вещ-в в атм воздух и вреде физич и др воздействия 4.установл норм платы за превыш лимитов выбросов загр вещ-в в атмосферу 5.предоставление субъектам хоз-ния налоговых,кредитн,и др льгот при внедрении новых экологических технологий 6.покрытие ущерба,нанесен окр среде и здоровью людей в результате загрязнении. Для улучшения качества атмосферного воздуха необходимо выполнение мер, предусмотренных стратегией устойчивого развития: 1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха; 2) разработку и установление предельных показателей выбросов на основные виды технологий и оборудования, ориентируясь на наилучшие из достигнутых технологий; 3) организацию мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в непрерывном режиме для получения достоверной информации и принятия оперативных управленческих решений, техническое переоснащение сис-м контроля источников выбросов и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха для получения данных, сопоставимых с результатами мониторинга в странах Европы; 4)исп. при планировании и оценке воздухоохранных мероприятий эффекториентированных подходов, основанных на концепциях наилучших имеющихся технологий и критических нагрузок;5)совершенствован. Эк. механизма стимулирования в обл. охраны атм. воздуха;6) формулирова целей и разраб и реализац программ их достижен в отношен региональн (фонового) загрязнения и воздействия на экосис-мы7)региональн сотрудничество в области охраны атм воздуха8)поддержка научн исследований,улучшение нормативно-методич обеспечения управления качеством атм воздуха,пересмотр методик контроля, нормирования и учета выбросов.
15. Водные ресурсы мира и Республики Беларусь. Основные направления их использования. Вод р. Отнюдь не синоним всей гидросферы. К водн.р.относятся пресные и слегка солоноватые воды.Водн р.в нашей стране включ речн воды,воды внутр морей,озёр,ледники,подземн воды.Пополняются за счёт выпад осадков из атмосферы(11,7*103км3), часть в грунт, испар – 333млн Водн.балланс террит.: 1(СНГ)2(РБ)-км3 1. Речн.сток(4714-2 млн 900 тыс рек;58-20781) 2. Вековые запасы(40530;9):а)озёра(26500-2850000озёр;6-10780) б)болота(3000;3) в)ледники(11000;нет)г,д)наледи, снежн.покров(30,нет).3. водоохран.(7000-65000 водохран.;1-151). 4. Подземн.воды(1140;16) ВСЕГО:47084;84.Зоны водообеспеченности:1.Зоны высокой обеспеч-ти 48% тер-рии – 80% воды(С и В р-ны - Россия)2. средней – 25%т-рии – 18% воды – цент РБ, РФ3. низкой – 27% - 20% - Казахстан, средеазиат страны. Степень водоснабж осущ след показаниями:1.кол-во воды на ед тер-рии(Грузия-0,9км3/1км2, РБ -0,2км3/1км, Туркменистан -0,14км3/1км2) 2.с расчётом на 1 жителя(лучше всех-РоссияМолдовия, Армения – 3,16км3/на 1 чел, РБ-6,47, РФ-32) В потреблен. Воды определяется 2 направления: водопользован.(без изъятия из источника, не треб.высок.кач-ва воды;транспорт, отдых, спорт) и водопотреблен.(изъят.из ист.и доставка потребит.)Стр-ра водопотреблен:1(СНГ)2(РБ) 1. Коммун хоз-во(6%,46%)2. С/х(60,22)3. Промышл.(31,31)4. Водохранилища(3,1). 16. Оценка состояния и нормирование качества воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов в Республике Беларусь. В наст. время в разл. странах мира для оценки кач-ва воды установлено более 100 показателей. При оценке степени загрязненности поверхностных вод учитываются: содержание плавающих примесей и взвешенных в-в, запах, привкус,окраска и темп-ра воды, состав и концентрация минер. примесей и растворенного в воде кислорода, состав ПДК ядовитых и вредных в-в, болезнетворных бактерий. В РБ использ-ся нормативы ПДК более 400 вредных вещ-в в водоемах питьевого и культурно-быт-го назнач-я, а также более 100 вредных вещ-в в водоемах рыбохоз-го назнач-я. Опред-е допустимого состава сточных вод проводится в завис-ти от преобладающего вида примесей и с учетом харак-ки водоема, в кот сбрасывают сточные воды.Допустимая концентрация взвешенных вещ-в в очищ сточн водах: Свзв.о. меньше или равно Свзв.в.+nПДКвзв., где Св взв-концентрация взвешен вещ-в в водоеме до сброса в него сточн вод;ПДК взв-предельно допустимая концентарция взвеш вещ-в водоеме;n-кратность разбавления сточных вод в воде водоема.Концетрация каждого из ратсверевредн вещ-в в очищ сточн водах:Соi≤n(Cmах1-Cвi)+Cвi,где Cвi-концетрация вещ-ва до сброса сточн вод; Cmах1-макс допустимая концентр того же вещ-ва с учетом макс концентр и ДДК всех вещ-в,относящ к одной группе вредности.Разбавление сточн вод-процесс уменьшения концентр примесей в водоемах.красность разбавления n=(Со-Св)/(С-Св),где Со-концентр загр вещ-в в выпускаемых сточн водах,Св и С-концентр загрязн вещ-в в водоеме до и после выпуска.Качество поверх вод Бел-си устанавлив-ся по индексу загрязнения вод. Проблемы охраны и рац. использ-я водных рес-сов(ВР) в РБ решаются в значит. степени путем гос. регулир-я, в 1-ю очередь, через сис-му прогнозир-я и планир-я (ПиП). Осн. задача—поддержание ВР в пригодном для потребит-я состоянии и их воспроизв-во в целях полного удовлетво-рения нужд нар. хоз-ва и населения в воде. Водный кадастр — систематиз-й сбор сведений о водных рес-сах и кач-ве вод, а также о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.Способы очистки сточн вод:1.механич.отстаивание2.биохимич3.физ-химич-кристализац,ионный обмен и тд.Цели очистки:1.регенерация-извлечение изсточн вод ценных вещ-в 2.деструкция-разрушение загр вещ-в и удаление продуктов распада. эк регулирование рац использ и охраны вод:1.планирован и финансирование мероприятий по рац использ и охране вод 2. установление лимитов водопользов. 3.установл нормативов платы за сбросы загрязняющ вещ-в в водн объекты 4.предоставл налоговых,кредитн и др льгот при ипольз экологич технологий 5.покрытие ущрба,нанесен водн объектам и здоровью людей.В качестве нормативо по предел объемов водопользов в целом для Бел:1.водоемоемкость ВВП 2.интенсивность водоотведения 3.интенсивность оборотного и повторно-последов водопользов.
17. Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропогенного воздействия. Земля-физ.основа всей производственной жизни человека. С ней связано решение всех проблем(социальн, военных) 88%прод пит получ от обрабатыв земель, 10%-из пастбищ и леса, 2% из ресурсов мирового океана. Земля-всякая сила природы, является важным средством производства, участв в любом произв процессе, одновременно предмет и средство труда. Земля-невозобновляемый прир ресурс. 1 см земли-столетия продуктивн земли при прав пользовании. Продуктивность земли-её плодородие, зависит от наличия верхней ч.земной коры гумусового горизонта,кот содерж пит в-ва.Верхний плодородн слой земли-почва. Плодородие бывает:естественное, искусственное, экономическое. Это св-во почвы опред её место в хоз дея-ти чел-ка. Толщина гумусового горизонта в средн нечернозёмн полосе 18-20 см,в чернозёмн-3-4м. чтобы образ 1 см почвы нужны века совм работы экзрген(внешн)сил природы:растит-ти,жив,микро-оргмов и климата.Но чел-к может разруш этот тонк слой за неск часов. Поэтому почва рассм как исчерп,невозобновляем прир р. Явл дефицитн(2,4 трлн т). В наст вр во всём мире обраб 10% территорий.можно удвоить пахотн земли,но возникнут оч сложные проблемы. Потеря земель и сниж.их плодородия происх.в результате деят.чел-ка. Ф-ры потери земель:1) Эрозия почвы (человеч-во ежедневно теряет более 3 тыс.га). за всю ист.землед.деят.600 млн.га земли чел-к лишился из-за эрозии=всему фонду стран СНГ. Различают 3 вида э.почв: водн., береговую, ветровую. Наиб.широко распр.и разрушит. водн.э. Разл.4 вида водн.э.: плоскостная, ручейковая (донный размыв) – потеря урожая до 80%, овражная, сель (в горн.р-нах). Ветров.э. происх.на оголён.почвах в засушливых р-нах, бывает повседневной и кратковременной. 2) Горнотехнич.дея-ть связана с добычей полезн.ископ., бывает открытой и закрытой. 3) Инженерно-строит.дея-ть. 4) Нерадивое отнош к земле. 5) Загрязнен.почв (мусором и радионуклидами). 18. Учет и оценка земель Беларуси. Пути улучшения использования и охраны земельных ресурсов. Гос. земельный кадастр - свод систематизир-х сведений о прир., хоз. и правовом положении земель(реализац гос политики в области регулир зем отношений проводится на данной информ). Он содержит данные: 1)о распредел-и земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; 2) о составе, структуре и состоянии зем. фонда; 3) о местоположении, размерах и границах зем. участков, их кач-ной хар-ке. В Бел проведены 3 тура оценки качества почв землевладений-1 раз в 10 лет.Впервые в условиях становления рын. отношений в РБ проведена экон. оценка разл. категорий земель нормативным методом с использ-ем стоимостных величин зем. ренты. Методика кадастровой оценки земель с\х назначения: 1) учёт продуктив-ти земель в ден выражении при сопоставимом среднем ур-не ведения хоз-ва; 2) рентного дохода как разности меж продуктивностью земли в ден. выражении и необход-ми издержками произв-ва (вкл-я затраты на реализацию продукции); 3) цены земли, обусловленной размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации. Землепользование-платное(налог- «о платежах на землю»).Охрана земель регулируется Кодексом РБ о земле. Сис-ма рац. использ-я земель должна носить природоохр-й, ресурсосберег-й хар-р и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растит. и животный мир, геолог-е породы и др. компоненты окр. среды. Принципы рационального землепользования: 1 поддержание естественного плодородия почв без прекращения возделывания культурн растительности(дать отдых);2 бережное использование земель а)рацион отвод земель в кач пахотных, рекреационных, селективных(для заселен)б) защита почв от разрушения и загрязнения; 3 качественное улучшение почвы(воспроизводство). пути кач улучшения земли: приемы обработки, мелиорация земель, рекультивизация земель.Борьба с водн э.:1.глубокая пахота осущ в р-нах с большим кол-вом выпадаемых осадков.2. поперечн обраб склонов.3. контурн обраб склонов. 4. Почвозащитн полевые и лугопастбищные сенообороты. 5. Полостные посевы 6. Прост.гидротехнич сооружения 7. Снегозадержания 8. Защитн полосы 9. Зимний полив. 19.Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства. Лес-геогр. ландшафт, сост. из совокупности древ.растений и предст. собой высокопродуктивную экол.систему.Лесн.ресурсы-не только древесина, но и разнообр. р-сы недревесного раст.ижив. происхождения. значен леса: 1. лес-планетарный аккумулятор живого в-ва2.определяет ур-нь водородн и кислородного баланса(1 га сосн леса погл. 9,35 т СО2 ежесуточно и выделяет 7,25 т О2)3.эффект. поглощает звуковую энергию(75%)4.защищает водоемы от перегрева, хим., орган загрязнения5.препятств распр эрозии почв6.имеет большое оздоровит,культурн значение7. источник древесины, без кот. не обходится почти ни одна отрасль хоз-ва 8.большое знач им побочн продукты леса. Лесн фонд и р.однопорядков,но не однозначны. Лесн р.-не только древесина,но и разнообр р.недревесного происхожд, а также лесозащитн,рекреацион ф-и леса.По назнач леса делятся на: 1.леса, кот. имеют водоохр.знач., защитн.полосы, сан-гиг.и оздоровит.значение, заповедники, высокогорные.леса.полностью охран (снг12%, рб37%) 2.занимают территорию,освоен в хоз отнош.допуск рубки в р-рах естеств прироста(снг3%, рб63%) 3.Занимаем террит. Малозаселён,слабоосвоен (европ.севера, сибирь и дальн.восток).Делятся на 2 вида лесов:резервные/эксплуатируем(снг85%,рб нет).распред лесов на 3 гр позволяет устан в них разл режим пользован. Но для прав веден лесн хоз-ва нужно знать занимаем лесом S,запас древесины,породн и возрастн состав. Эти хар-ки дают представл о лесн фонде. Лесн ф- все леса и земельн S,предназнач для лесоразведения.Земли лесн.фонда делятся на: лесная площадь(снг75%, рб92%), нелесная(снг25%, рб8%).лесная площадь занята не только лесами, но и пастбищами, с/х угодиями и т.д.запас древесины: СНГ 84 млрд м3 рб 1млрд м3.Кач. показатели:1.Лесистость: СНГ 36% РБ 30% в мире 26%.2.Породн.состав: хв.леса снг73% рб65%, листв.леса снг20%, рб35%, прочие леса снг7%. 3. возрастн.состав: спелые и перестойные снг54% рб5%, приспевающие 10% и14%, средневозр.20%и45%, молодняки 16%и36%. В СНГ выше половины лесов по возрасту готовы к вырубке(54%) 20.Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. Как бы ни были велики запасы древесины,о консервац леса не может быть и речи(деревья должны рубиться и удовлетв потребн нар хоз-ва). Осн принципы исп лесн р.: 1.принцип непрерывн неистощит пользован лесом.предусматр повыш продуктивн лесов,кот должно осущ следующ люразом:а)мелиорац земель(осушен). позволяет в 5-6р.лучше расти деревьям.б)рубки ухода за лесом.в)повыш плодородия почв.г)сохр хвойн потомства. 2. Пр.полн реализац расчётн лесосеки по всем породам. Не соблюд недоруб по листв и переруб по хвойн. 3. Пр интесификац лесопользован. 4. Пр комплексн исп всей древесн массы. На лесосеках остаётся до 50% древесн массы,при траспортир и распиловке теряя.т ещё 41%,до потребит доходит 25%. 5. Пр комплексн исп недревесн продукц леса. 6. Вос-во лесн р.Осущ в 3 формах:посев и посадка;содейств естеств наращен;естеств наращен. 7. Охрана:профилактич.методы;истребит методы. 21.Особо охраняемые природные территории и объекты, их роль в сохранении биологического разнообразия Беларуси. В сохранении биолог. разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым прир. территориям - это участки земли и части водн. простр-ва, прир. компл-сы, имеющие особое экол, научн, культ-е, эстетич-ое, истор-ое знач-е, в отношении кот. уст-лен особый режим охраны и исп-ния. Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключительно природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: - сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; - проведение научных исследований; - организация мониторинга окр. среды; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; - популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы.В наст. время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-эколог. заповедники. Нац. парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследоват-е учреждения, задачами к-рых явл.:-сохранение эталонных и уникальных прир. комплексов и объектов природы; -организация экол-го просвещения и воспитания населения;-проведение научных исследов-й; -организация рекреационной деят-ти; -ведение комплексного хоз-ва. На тер-рии РБ 4 нац. парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера. Заказники –тер-рии, выделенные с целью сохранения и восстановл-я одного или неск-х видов прир. рес-сов и поддержания общего экол. баланса (ландшафтные, биологич, палеонтологич, гидрологич.) Хоз. деят-ть в заказниках осуществл-ся в форме, к-рая не наносит ущерба охраняемому объекту. Др. особо охран объекты: памятники садово-паркового искусства,бот реликвии,геологич памятники природы. 22.Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Термин недры употр как синоном к полезн ископаемым, т к недры исп для их добычи. В наст время недрами пользуются для сооружен и эксплуатации подземн коммуникаций и др. В широком смысле под недрами понимается пространство земли,простирающееся от поверхности и до ядра планеты, включ земную кору, мантию и ядро. Т к мантия и ядро недоступны и неизучены, то в узком смысле недры-земная кора,включающая минералы и горные породы. В земной коре более 2 тыс минералов. Имеются редкие и редчайшие. Ок 60 минералов образуют скопления или месторождения. Используются 30 видов. В странах СНГ извлекается 150 минераов. Совр промышл Снг полностью обеспечена минералами. Осн богатство недр- полезн ископаемые(невозобновл ресурсы)-необходимо выработать бережное отношение к данным ресурсам. С учетом этого были приняты основы законодательства о недрах.В РБ 1984-кодекс о недрах, согласно которому(ст12) недры предоставляются для геологич изучения, добычи полезн ископ, создания охранных зон. Существуют положения и правила,обязат для горнодобывающих предприятий,которые получают горные отводы(тер, на кот залегают полезн ископ). На этих тер проводят все виды работ. По завершению рекультивируют тер и передают другому пользователю.Положения предусматривают также рациональное исп минеральных сырьевых ресурсов в соотв.с их эконом классификацией. Для того, чтобы эффективно исп мин ресурсы необходимо определить запасы и оценить их качеств состав. Различают геологические и геохимические запасы. Геохимич.-наличие того или иного элемента в земной коре или в пределах какой-л тер. Поскольку земн кора имеет большую глубину, то геохим запасы определ до глубины 16 км. Геохим свойство земн коры: Кислород-47,2%, кремний-27,6%, алюмин-8,8% железо-5,1%, кальций-3,6%,калий-2,64%,натрий-2,6%, магний-2,1%,др-0,36%. В совр промышленности исп редкие и редчайшие хим элементы(титан,осмий). Геохим состав дает представление о степени распространения того или иного элем в земн коре. Но для добычи необходимо иметь представление о геологич запасах-скоплении рудных тел на опред территории и их местораждений. Геолог запасы-балансовые(А) и забалансовые(б). А-запасы, использован которых экономически целесообразно и кот удовлетворяют требования для подсчета. Б- нет точн подсчетов, исп нецелесообразно при достигнут технич ур-не и технологий перераб. В дальнейш эти запасы из-за метода добычи, технологии добычи могут быть исп. Балансовые запасы в зависимости от степени изученности:А-категория-промышл запасы(изучены с детальностью, позволяющей наиболее полно оценить качество ресурсов, условия залегания, технологич свойства, извлекаются наиб доступнымиметодами); Б-разведанные запасы(определены с детальностью, позвол выяснить основные хар-ки без точного изображения);С1-прогнозные(определены со степенью для выяснения в общ чертах); С2-предварительно оцененные(определены по аналогии с уже известными). По каждому полезн ископаем сост отдельный баланс, кот сводится в сводном балансе. Сущ также запасы кат Д1-разведанные горизонты по нефти и газу, Д2-основанные на теор предполож по нефти и газу. Всемирно сущ классификация:R-общие запасы, R1-промышлен, R2-предварит оцененные,R3-невыявленные R1(2)E-могут эксплуатир,R1(2)C-не имеют интересы,R1(2)M-интересн в будущем. 23.Оценка минеральных ресурсов Беларуси. Основные пути рационального использования и охраны недр. В РБ выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются, рес нефти-338,3млн. торф- эти ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущ этапах эк развития Бел.-3 млрд т, бурые угли-Полесье, в перспективе они могут быть реальным источником энерг и местн бытового топлива, горюч сланцы-Любанское и Туровское месторождения, для развития энергетики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфориты). Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль (неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). 3)Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырье для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). 4)Строительные материалы(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицовочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др). 5)Исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. (58 источников мин вод, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в качестве лечебных и столовых вод. Верхние слои литосферы в пределах РБ испытывают интенсивное воздействие в результате проведения инженерно-геологич исследований и геологоразведочн работ на различн виды полезн ископ. Проблема эффективности использования не ставит перед собой задачу ограничить или запретить добычу. Не ставится проблема воспроизводства. Существуют принципы:1 всемерное сокращение потерь(источники потерь:неполная извлекаемость из недр, засорение при добыче, при обогащении и переработке, при транспортировке),2- комплексное исп сырья, 3-рекуперация – исп.вторичн.р.4-замена дефицитн.минер.сырья др.ресурсами,5-поиск новых источн энергии, 6-добыча необх.элементов из воды, возд., океана, 7-охрана сырья. 24.Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья. ХМП в условиях становления рыночных отношений. В СМИ наиболее развит стран мира настойчиво, пост внушается мысль о том, что гос-во не вмеш в хоз жизнь об-ва.Рынок отрегулир хоз пр, но в тех же самых источниках.Совр эк чрезвычайно сложна, и она не может эффективно развив без гос регулир.Гос регулир и управлен эк осущ с пом хоз мех-ма. Хоз мех экономики- сис-ма форм,методоа,приёмов,способов орг-ции и регулир хоз жизни об-ва.Такие СП и методы разнообразны.Меняются на кажд ист этапе и им нац хар-р.ХМЭ сложился в нашей стране на рубеже 30-40 гг.XXв.Он прошёл путь от политики воен коммунизма,нэпа до централиз администр управлен и директивн планир.Характерн чертой была высок ст централизац.Объективными причинами формир ХМЭ были коллективиз,индустриализ,война,послевоен разруха.Для восстан нар хоз-ва требовались средства.Это осущ за счёт природы.В этих усл сковывалась инициатива на местах,выпуск прод был некач,сбыт распределительн,гарантированный.В такой обстан стал формир ХМП(приобрёл осн черты в 60-е гг.XXв).ХМП явл составн ч.ХМЭ. ХМП включает: 1)администр-правовые методы:а)наблюден б)учёт и контроль в обл охраны окр среды(мониторинг) в)гос регулир эк(планирован,прогнозирован) г)администр сис-ма упр П д)гос экол экспертиза проектов хоз дея-ти е)экол контроль на предприятии ж)экол нормирован и регламентац кач-ва окр среды з)правовое регулир природоохр деят. 2)эк методы управлен П:а)хозрасчётн показатели(отношения) б)эк стимулир природоохр деят в)финансир и кредитован природоохр мероприят г)экол страхован. В основе администр-правовых методов(1) были заложены экол стандарты ПДК и ГОСТ.ГОСТ были введены на возд и воду, а ПДК на все ресурсы.Были введены времен стандарты(временно согласован выбросы(ВСВ) и сбросы(ВСС).Они в неск р.превышали установлен стандарты.При оценке природоохр деят в эк методах управлен применялись такие методы:в 1960г был введён НСО(нормативн стоим обработки).Цель его внедрен-приостан сверхнормативн потреблен сырья и материалов на ед продукции.Норматив оказался неэффект,т.к.не затрагивал осн производств показатели предприят.Тогда в 1979г на смену внедрили НЧП(нормативно чист продукт).Цель та же.Но предполагалось природоохр деят предприят оценивать по конечн рез.Отсекались промежут операции.Но предприят,чтобы обойти норматив,преднамеренно возвыш удельн вес ручн труда в пр-ве.В 1989 приняли закон о пром предрият(объединен).В 20 статье:предприятия осущ свою леят преимущ за счёт собств средств и кредитов.Этой статьёй впервые вводилась плата за ресурсы.Но при господстве предпр-монополистов это приводило к тому,что монополисты включ стоим сырья в себестоим прод. 25.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Необходимость планового подхода к решению назревших экол-эк проблем вызвана тем,что отдельн хорошо проработан и периодич реализуемые мероприят не достигают цели. Необходим комплексн подход к решен этих проблем.А это значит,что можно решить эти задачи лишь с пом планир и прогнозир.Поэтому в планах соц-эк развития лишь с 1975 появился спец раздел «Охрана природы и рац исп прир р»(раздел9).Вместе с тем необх отметить,что планир и пронозир П имеет ряд особенностей,кот усложняют процедуру проведен природоохр меропр и сниж достоверн получен результатов. Особенности: 1)Объектом планир явл не только соц-эк пр,но и прир явления в сис-ме взаисвязей «прир-об-во-пр-во» непрерывно возрастает роль чел-ка.Отсюда сложн планир.2)Во взаимод с внешн средой возникают последствия,кот проявл не там и не тогда,где произошло это взаимод.Они им отдалён последствия.Поэтому возник необх составлен долгосрочн планов и дополенен их прогнозами.3)Прир р.в большей части в натур форме невоспроизводимы,поэтому в планах необх предусмотреть рац бережн экономн расходован прир р.4)В отличие от традицион разделов плана(пром-ть,с/х,транспорт и связь,непроизводств сфера),где производств программа определяется от достигнутого.Планир природоохр меропр осущ от т отсчёта «состоян окр среды».5)В природе ничто не совершается обособленно.В этих усл исключит большое значен приобретает комплексность планир.6)Охрана прир и рац исп прир р.-проблема многоаспектная:эк,соц,нравств,эстетич,философск,демогр,экол.В этих усл в планах необх предусм экол воспитан чел-ка.7)Планы по ПП. носят региональн хар-р.Это значит,что они действительны только для той террит,для кот составлены.Исходя из осбен-тей планир и прогнозир сформулирована цель ПП.(в законе статья 15):а)гармонич взаимод об-ва и окр среды б)выбор эффективн средств ПП в)предотвращен негативн возд чел-ка на окр среду г)сохранен прир-ресурсн потенциала РБ. Исходя из поставлен целей немечены конкр мероприят по ПП.Меропр-сис-ма заданиу на опр период(план).План дополняется прогнозом(предвидение тех изменен,кот могут произойти в рез реализац этих заданий).В РБ планир и пронозир меропр по ПП осущ последоват.А именно.Впервые в 1975 был разраб спец раздел по охране окр среды «Охрана прир и рац исп прир р.».Он был включён в план соц-эк развит страны на 10-ю пятилетку.Во-вторых,в 90-е гг было разраб гос прогр охраны окр среды «Республиканск комплексн прогр охраны окр среды(«Прогр экология»)» на перспективу до 2000г.С к.90-х гг.и по наст вр разработаны и действуют многочисл программы «Экология» по городам,р-нам и прир комплексам. 26.Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац. использ. и воспроизводства прир. рес., охр. окр. среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич. отношениях. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац. ПП и охраны окружающей среды: 1) административные (обеспечиваемые возможностью гос. принуждения); 2) экономические (создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий); 3) социально-психологические (методы морального стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры). (В странах с развитой рыночной широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окр. среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. Функции управления ПП: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды и ПП; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др. 27.Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность. Центральн место в администр регулир принадлежит сис-ме экол стандартов с едиными и обязат для всех объектов управления экол нормами и требованиями. Виды: 1)стандарты кач-ва окр среды.Регламентир допустимое состояние прир сред(ПДК).2)стандарты воздейств на окр среду.Регламентир ур-нь выбросов(сбросов)из конкр точечного источника(ПДВ,ПДС).3)технологич стандарты.Устан опред экол требования к технике,оборуд,ПТ и т.д.4)стандарты кач-ва продукц(товарные стандарты).Устан содержан вредн примесей а продуктах пит, питьевой воде и т.д. Помимо стандартов администр регулир предполагает применен др мер:1)запрет на пр-во прод или использ первичн ресурсов.2)лимиты(квоты),вводимые с целью ограничен местштабов возд на окр среду.3)сертификаты,дающ право на времен или пост пользован компонентами природы или выбросы(сбросы) опред кол-ва вредн в-в.4)разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере,подлежащ лицензированию. 28.Организационные структуры управления природопользованием. Практическое осущ-е правовых экол. требований во многом зависит от органов управл-я ПП-ем. Организац структуры — системы органов власти и управл ПП-ем. В РБ управл-е ПП-ем представ-т собой сис-му учреж-дений, к-рые осущ 2 функции управл-я: -отраслевая (обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области ПП-я (водо-,лесопольз-е).Это – ведомст-венные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомственные управл-я нах. под контролем гос-ва); -тер-риальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я рес-сов. Это гос. форма управления; Президент, Парламент,правительство). Органы общей компетенции осущ. общее руководство ПП-ем. Их 4: 1.комиссии нац. собрания 2. отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) 3.комиссии совета министров– это исполнит. орган власти. 4.комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов. Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относ-ся: -госкомитет РБ по экологии*Минский гор. комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и; -управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС; -Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС. Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой. Специально уполномоченные: МЧС, Минздрав, МВД, Гос. Тамож. Комитет, Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС, Комитет по земельным ресурсам, Комитет лесного хозяйства.Контроль:суд,природоохр.прокуратура,обществ.организ-и. 29.Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Совр законодат по ПП представл собой обширн сис-му юридич норм,принят законодат органами власти(нац.собрание).К законодат примыкает большое число подзаконных актов(указов,приказов,постановлен,решен,циркуляров),изданных исполнит органами вл всех ур-ней.Эта сис-ма эридич норм регулирует права,обязанности,ответственность предприят,орг-ций,учреждений,их рук-ей и отдельн граждан,т.е.юридич и физич лиц.Формирован законода-в по охране окр среды в нашей Р им многовековую историю.Считается, что экол право в Бел-си явл одним из старейш в Европе и относится к ВКЛ,но ценность этого законодат состоит в том, что оно носило классовый хар-р,защищало интересы магнатов.Совр экол право Бел-си отн к периоду нач XXв(1917-22) за подписью Ленина.1-м был «Декрет о земле»(земля изымалась из оборота,перестала быть предм гражд-правовых сделок(купли,продажи,дарения).В 93 был принят закон «о праве соб-ти на землю».В этот период были приняты декреты «о лесах», «о рыбн ловле», «о бортничестве».В 22 принят декрет «о созд единого гос минерологич заповедника».Сис-ма экол права в Б четырёхзвенная:затем наступил временной провал(68-82)в формир закон-ва.За период с 68-82 гг заново были написаны законы по охр прир;по существу сформир 1!отраслевая стр-ра экол права.Но важн моментом этого и послед периода(до наших дней)явилось содан 2!комплекмн законов.Впервые комплексн законы были включены в виде самост статей в констит.Констит,принят 7 окт 77,впервые включила 6 статей по охр прир:с.11-прир явл гос соб-тью;с.18-прир р.принадлежат наст и буд поколениям и подлежат охране;с.67-граждане СССР обязаны охранять и беречь природу;с.73,131,147-регулировали права и обязанности учрежд и орг-ций.В ныне действующ констит сохр 3 статьи по охр прир:с.46-кажд им право на благоприятн окр среду и на возмещен вреда,причинён нарушением этого права;с.55-охрана окр среды-обязанность каждого;с.34-граждане им право на получен инф об окр среде.Новым важным моментом явл принятие ряда республ приказов,указов,кот относ к группе 3!подзаконных актов.Местными органами вл приняты 4!нормативн акты.В соотв с уголовн закон-м РБ сущ 15 статей,напр на охр прир.За неправ пользован,уничтожен,порчу прир.р.к виновным применяется 4 меры ответственности:уголовн,администр,дисциплинарн,материальн.Предп,орг-ции,учрежд привлек как правило к матер ответств.Рук предпр и отдельн граждане привлек к 4 видам ответств.Уголовн о применяется в соотв с угол кодексом РБ по приговору суда за серьёзн противоправн действие,кот привели или могли привести к тяжёл экол послед негативн хар-ра.Меры:лишен своб,исправительн работы,денежн штрафы,крнфискац имущества.Администр о наступает в случае, когда нарушен не носит преступн хар-ра и не содерж угрозы тяжёл экол после
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.013 с.) |