По вопросам совершенствования налогового администрирования.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По вопросам совершенствования налогового администрирования.



В данной части в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 - 2015 годы хотелось бы отметить следующее.

Из документа следует, что необходимость снижения бремени налогового администрирования более не является основной задачей реформирования НК РФ. На наш взгляд, в целом можно сделать вывод об обратном - то, на что делается упор, может быть рассмотрено, как расширение прав налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

В частности, основное внимание в документе уделено расширению прав налоговых органов по истребованию документов и информации у налогоплательщиков и банков и усилению ответственности за отказ представлять запрашиваемые сведения.

Кроме того, упоминается необходимость усиления контроля за налогоплательщиками, использующими в своей деятельности схемы с участием "фирм-однодневок" (правда, никаких конкретных шагов в данном направлении не предложено).

Говоря же о налоговом администрировании, Минфин РФ в качестве основной меры его снижения считает решение вопроса о переходе на обмен между налогоплательщиками и налоговым органов запрашиваемых в ходе налоговых проверок документов и информации в электронном виде.

Но при этом Минфин РФ планирует ввести в статью 93 НК РФ указание на то, что представляемые в электронном виде документы должны быть составлены в формате, установленном ФНС РФ. Напомним, что определение формата первичных документов в электронном виде на уровне ФНС РФ уже началось (ранее в этом году мы информировали Вас о приказе ФНС РФ, утвердившим форматы накладной ТОРГ-12 и акта сдачи-приемки работ, услуг).

Это, на наш взгляд, в целом приведет не к снижению, а наоборот, к усилению налогового администрирования и будет создавать почву для возможности отказа со стороны налоговых органов принимать те или иные документы налогоплательщика, если они составлены "не по тем" форматам.

Кроме того, по нашему мнению, в данном случае положения НК РФ пойдут в разрез с вступающим с 01.01.2013 в силу новым Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (от 06.12.11 №402-ФЗ), который более не содержит требования о применении каких-либо унифицированных форм первичной документации, устанавливая лишь минимально необходимый набор обязательных реквизитов документа, конкретная форма которого определяется самостоятельно экономическим субъектом.

Также несколько настораживает следующее приведенное в рассматриваемом разделе Основных направлений налоговой политики положение: "Задача изменений в налоговом администрирования состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Так будет обеспечена реальная налоговая конкуренция - равные условия для всех".

Несколько не ясно, что в данном случае имеется в виду? Очевидно, что выявление налогоплательщиков (особенно тех, кто сам себя таковым не признает) - одна из основных задач налогового администрирования. Но как выявление большего числа лиц, которые должны уплачивать налоги, поможет снизить общую налоговую нагрузку по стране? Если только путем подсчета показателя средняя сумма налогов на одного налогоплательщика, хотя ясно, что, по сути, данный показатель - не что иное, как "средняя температура по больнице", и никакого практического смысла он не имеет.

Также не ясно, что понимается под "налоговой конкуренцией", и как она поможет в вопросах налогового администрирования? К тому же девиз "равные условия для всех" изначально невыполним - в действующем НК РФ слишком много особенностей для различных групп налогоплательщиков, начиная от деления их на крупнейшие и все остальные, и заканчивая особенностями, установленными для отдельных видов деятельности и отдельных территорий. Налоговое администрирование же при этом в основном осуществляется по единым правилам и нормам.

Таким образом, в целом представляется, что в части раздела, касающегося налогового администрирования, Основные направления налоговой политики РФ на 2013 - 2015 гг. не предлагают никаких реальных шагов, позволяющих улучшить действующую систему и повысить ее эффективность.

11. По вопросу противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (оффшоров).

Данное направление реформирования налоговой системы представляет, на наш взгляд, наибольший интерес, так как оно могло бы реально сказаться как на наполняемости бюджета, так и на решении многих неразрешимых для наших налоговых органов проблем и задач. Однако складывается впечатление, что в реальных шагах в данной части по большому счету не заинтересован никто, в первую очередь, безусловно, крупный бизнес и представляющие его интересы чиновники. Тем интереснее то, что запланировано по этому вопросу в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 - 2015 гг.

В документе указано, что одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.

Для введения в законодательство принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний предполагается, в первую очередь, законодательно определить понятие такой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации. Также предполагается ввести обязанность для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами РФ (соответствующее понятие предлагается ввести в НК РФ по аналогии с понятием, применяемым в международных соглашениях, заключенных РФ), обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. Должен быть установлен ряд условий, при соблюдении которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также должно являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.

Помимо указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях.

По своему смыслу данные предложения являются более чем действенными, но вот реальных сроков воплощения их в жизнь рассматриваемый документ не устанавливает.

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Документ под названием "Основные направления налоговой политики РФ на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" на сегодня размещен на всех основных информационных сайтах, в том числе на официальном сайте Минфина РФ, и включен во все основные информационно-правовые базы.

При этом в отношении данного документа пока еще нет указания на дату его одобрения Правительством РФ. Поэтому есть предположение о том, что в настоящее время данный документ представляет собой пока еще проект. Вместе с тем сам документ подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета на 2013 год, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ. Указанный процесс идет в настоящее время полным ходом. Таким образом, даже при отсутствии информации о конкретной дате одобрения документа Правительством РФ, разработанные Минфином РФ "Основные направления налоговой политики РФ на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" уже сегодня принимаются во внимание при разработке проектов соответствующих бюджетов, а значит и налогоплательщиками могут рассматриваться в качестве реальных намерений Правительства РФ по не было своей налоговой теории. У истоков налоговых законов в 1991-1992 гг. стояли иностранные специалисты, недостаточно знающие реальные условия России, ее бухгалтерский учет, состояние общественной “налоговой морали”. Специалисты Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы, которые проходили в целях повышения квалификации стажировки в Дании, Голландии, ФРГ, слабо владели профессиональным языком. Принятые в 1991г. налоговые законы были подготовлены в течении ограниченного времени и не отличались глубиной проработки. К недостаткам налоговой системы можно отнести: переоценка роли налога на прибыль, сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, неоправданное принижение роли налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов, карательный уклон налоговой системы, необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения. Фискальный характер сформированной на этапе реформ системы, ее перегруженность чрезмерным количеством налогов и слишком высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательства сыграли не последнюю роль в углублении кризиса и криминализации экономики.

Новым элементом налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный вместо применявшегося ранее налога с оборота.

Бессистемность внесенных в 1992-1999г.поправок, их количество, часто и поспешность привели к тому, что до последнего времени налоговая система в России характеризовалась как нестабильная и непредсказуемая. Риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались отечественными и иностранными инвесторами как чрезвычайно высокие, что крайне негативно сказалось на притоке инвестиций. Эти же причины сделали налоговую систему излишне сложной, противоречивой и запутанной, отягощенной огромным числом налогов и сборов.

Недостатки налоговой системы РФ , носящие макроэкономический характер:

- не обеспечивает максимально благоприятный налоговый режим для частных инвестиций в экономику.

- Фактически не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство и реинвестируемую прибыль.

- Применяя недопустимо низкие социальные вычеты из налогов на физических лиц, стимулирует уход от налогов даже при небольших заработках и, соответственно, уход от социальных платежей.

- Из-за незначительных доходов большинства населения и отсутствия представительного среднего класса приводит к переложению налогов на производственную сферу, что негативно влияет на ее развитие.

- Неравномерно распределяет налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциально наиболее крупными плательщиками.

На микроуровне можно отметить следующие недостатки:

- усиливающиеся расхождения между стандартами бухгалтерского учета, которые быстро переориентируются на международные образцы, и налоговым учетом приводят к бессистемным и трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли для исчисления налогооблагаемой прибыли.

- Несвойственное мировой практике взимание ежедекадных и ежемесячных авансовых платежей по большинству налогов приводят к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.

- Противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и МНС ( часто друг другу противоречащих) крайне усложняют работу бухгалтеров и финансистов. Арбитражную практику.

Следует отметить незавершенность и недостаточную продуманность правительственной налоговой реформы. Из-за позднего принятия в 2000г. четырех глав 2 части Налогового Кодекса региональные власти столкнулись с проблемой невозможности планирования собственных налоговых доходов в 2001г. и неясности сферы своих налоговых полномочий, а инвесторы- с проблемой необходимости пересчета инвестированных проектов вследствии увеличения совокупной налоговой ставки налогообложения прибыли.

Введение в действие Налогового Кодекса Часть 1 ,2 позволяет в определенной степени стабилизировать налоговую систему, устранить принятие налоговых законов, имеющих обратную силу.

В целом направленность налоговой системы можно оценить как жестко фискальную, т.е изъятие части доходов у налогопла-тельщиков.

Проанализировав налоги, взимаемые в РФ можно сделать вывод, что федеральные налоги в основном представлены косвенными налогами (НДС,Акцизы, таможенные пошлины). Второй по значимости- это Налог на доходы(прибыль)- относится к прямым налогам Косвенные налоги в России зарекомендовали себя как самые эффективные по критериям собираемости и степени участия в формировании государственного бюджета, но данные налоги носят инфляционный характер.

Установленные Налоговым Кодексом РФ местные налоги обеспечивают лишь небольшую часть финансовых средств муниципальных бюджетов, можно отметить низкую экономичность данных налогов.

О необходимости принципиальных изменений налоговой политики государства свидетельствует ряд показателей. Так, налоговые сборы в РФ по отношению к денежной массе в 1994-1995гг. составляли 200%, а в 1998г. данное соотношение снизилось до 150%, в США оно составляет 34%.

Налоговая система в России постоянно выводит из обращения частного сектора слишком большую часть живых денег, что приводит к возникновению долгов и неплатежей . Тяжелое бремя налогов приводит к тому, что в условиях легального ведения бизнеса предприятие оказывается не способны даже к простому воспроизводству.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.01 с.)