Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и элементы налоговой системы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Понятие и элементы налоговой системы Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Элементами налоговой системы являются: – виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований; – субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами; – субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками; – законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками – принципы и способы взыскания налогов; – уровни изъятия налогов.
Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства. Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам. Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства - это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.
Принципы построения налоговых систем Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения (впервые сформулированные А.Смитом в 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»): – принцип справедливости (равенства, равномерности) налогообложения; – определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику); – удобство сроков и способов уплаты; – экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
На основе принципов, сформулированных А.Смитом, можно определить принципы налогообложения в Российской Федерации (ст. 3 НК РФ). «Основные начала законодательства о налогах и сборах»): 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК. 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Если в налоговом законе содержатся нормы, касающиеся налоговых отношений, то они могут применяться только тогда, когда соответствуют нормам, содержащимся в НК РФ.
Налоговое право
Все отношения в сфере налогообложения регулируются налоговым законодательством, основными источниками которого являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Кроме того, органы исполнительной власти РФ (Минфин и ФНС), органы судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд) также издают свои нормативно-правовые акты (инструкции, методические рекомендации, постановления, решения и пр.), регулирующие сферу налогообложения. Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. управление всей системой налогообложения. Источниками налогового права выступают (рис.2.1.): – Конституция РФ, – Налоговый кодекс РФ; – Закон РФ от 27.12.91 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» – Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, – указы и распоряжения Президента РФ, – постановления и распоряжения Правительства РФ, – постановления высших органов представительной власти РФ, – решения органов государственной власти краев, областей, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.
Рис. 2.1.Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ
Статья 57 Конституции РФ гласит, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». П.3 ст.75 Конституции РФ гласит, что «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».
Налоговый кодекс РФ определяет: – виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; – основания для возникновения, изменения, прекращения и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; – права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; – формы и методы контроля; – ответственность за совершение налоговых правонарушений; – порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц. Налоговый кодекс РФ – это основополагающий документ о налогах и сборах, принятый в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают. Каждый из налогов и сборов имеет свое юридическое выражение в конкретном нормативно - правовом акте, принятом соответствующим органом государственной власти. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога, в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения, установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов. В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы. Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами ФНС России, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указы Президента РФ могут устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению. Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ). В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению условно можно разделить на четыре группы: 1. Международные соглашения общего характера — наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве. 2. Собственно налоговые соглашения – двусторонние и многосторонние, имеют три подгруппы: · общие налоговые соглашения (конвенции) — это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов; · ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.; · соглашения об оказании административной помощи по налогообложению. 3. Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д. К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг. 4. Специфические соглашения по конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания. Налоговые агенты В обязанности налоговых агентов входит: – правильность и своевременность исчисления, удержания из выплат налогоплательщику и перечисления налогов в бюджет или ВБФ; – в течение 1 месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика с указанием суммы задолженности; – осуществлять налоговый учет выплаченных доходов и удержанных из них налогов в бюджет персонально по каждому налогоплательщику; – предоставлять налоговую отчетность в налоговые органы – хранить документ по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов в течение 4-х лет. Уплата налогов и сборов осуществляется в рублях в наличном или безналичном порядке. Налог считается уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения (при наличии достаточного для уплаты налога остатка денежных средств на счете) или же с момента внесения налогоплательщиком налога в кассу банка. Банки в налоговой системе Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства – занимаются кассовым исполнением бюджета. Банки обязаны бесплатно исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
Понятие и элементы налоговой системы Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Элементами налоговой системы являются: – виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований; – субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами; – субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками; – законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками – принципы и способы взыскания налогов; – уровни изъятия налогов.
Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства. Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам. Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства - это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 6308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.008 с.) |