Понятие и сущность налогового учета. Цели налогового учета.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность налогового учета. Цели налогового учета.



Понятие и сущность налогового учета. Цели налогового учета.

 

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога [6,c.36].

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации .Необходимо понимать, что учетная политика, также как и налоговый учет, утверждается налогоплательщиками на весь налоговый период, равный календарному году, а необходимость дополнения новыми положениями и корректировка принятых норм может возникнуть до истечения налогового периода в процессе заключения налогоплательщиками новых сделок. Однако, возможность изменения системы налогового учета предусмотрена только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

 

Функции налогового учета.

К функциям налогового учета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Закона "О налогах…" (Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

 

Подходы к ведению налогового учета.

 

Существуют разные подходы к ведению налогового учета:

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета. Данный подход используют в основном крупные предприятия, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета. Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов бухгалтерского и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два этих учета.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируются для целей налогообложения. Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим: система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно. Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра – регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

5. Налоговый учет ведется в обособленном "налоговом" Плане счетов. Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся "налоговые" счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ.

 

 

Порядок формирования, утверждения и содержания учетной политики в целях

Налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

-общие и организационно-технические вопросы;

-методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

-распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

-применение аналитических регистров налогового учета;

-технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

1 Система организации налогового учета 1. Используются данные из регистров бухгалтерского учета (возможно только при полном совпадении данных бухгалтерского и налогового учета). 2. Вводят дополнительные реквизиты в регистры бухгалтерского учета (если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации). 3. Разрабатывают самостоятельные регистры налогового учета Статья 313

2 Метод признания доходов и расходов для целей налогообложения прибыли 1. Кассовый метод. 2. Метод начисления. Право выбора имеют организации (за исключением банков), у которых выручка от реализации без НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Остальные налогоплательщики применяют метод начисления Статьи 271-273

3 Порядок налогового учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким видам расходов Налогоплательщик самостоятельно определяет, к какой группе расходов относятся указанные затраты Пункт 4 статьи 252

 

 

4 Способ определения суммы технологических потерь Налогоплательщик утверждает экономически обоснованный порядок расчета Подпункт 3 пункта 7 статьи 254

5 Способ оценки сырья и материалов, списанных в производство, а также реализованных покупных товаров 1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы запаса или товара Пункт 8 статьи 254, подпункт 3 пункта 1 статьи 268

6 Методы начисления амортизации 1. Линейный метод (кзданиям, сооружениям, передаточным устройствам, нематериальным активам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов применяется только линейный метод). 2. Нелинейный метод Пункт 3 статьи 259

7 Использование права на ликвидацию амортизационной группы 1. Амортизационная группа, суммарный баланс которой стал менее 20 000 руб., ликвидируется. 2. Не используется право на ликвидацию амортизационной группы Пункт 12 статьи 259.2

8 Использование права на амортизационную премию 1. Амортизационная премия включается в расходы отчетного (налогового) периода. В учетной политике определяется размер единовременно списываемых капвложений. Он не должен превышать 10% от произведенных затрат. Организация вправе установить включение амортизационной премии в расходы только для отдельных категорий основных средств. 2. Не используется право на списание амортизационной премии Пункт 9 статьи 258

9 Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, по отдельным группам основных средств Коэффициенты используются в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной среды или повышенной сменности (не выше 2). Коэффициенты не применяются по основным средствам 1-3 амортизационных групп, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. Коэффициенты используются в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга (не выше 3). Коэффициенты не применяются к основным средствам 1-3 амортизационных групп Пункты 1 и3 статьи 259.3

10 Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, некоторыми категориями налогоплательщиков Коэффициенты (не выше 2) по собственным основным средствам используют сельскохозяйственные организации промышленного типа, а также организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны Пункт 1 статьи 259.3

11 Применение коэффициентов, повышающих норму амортизации, по основным средствам, используемым в инновационной деятельности Коэффициенты (не выше 3) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых только в научно-технической деятельности Пункт 2 статьи 259.3

12 Использование пониженных норм амортизации Налогоплательщик вправе начислять амортизацию по пониженным нормам по решению руководителя организации-налогоплательщика Пункт 4 статьи 259.3

13 Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в употреблении 1. Срок полезного использования уменьшается на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. 2. При определении нормы амортизации срок полезного использования учитывается полностью. 3. Срок полезного использования определяется самостоятельно с учетом требований техники безопасности и других факторов (если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников равен или превышает срок полезного использования по классификации) Пункт 7 статьи 258

14 Порядок налогового учета электронно-вычислительной техники организациями, работающими в области информационных технологий 1. Стоимость электронно-вычислительной техники включается в состав амортизируемого имущества. 2. Налогоплательщики имеют право не применять установленный в статье 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. Затраты на ее приобретение признаются материальными расходами. Критерии указанных налогоплательщиков приведены в пунктах 7 и 8 статьи 241 НК РФ Пункт 6 статьи 259

15 Создание резервов Налогоплательщик вправе сформировать резервы: - на ремонт основных средств; - по сомнительным долгам; - по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; - предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; - предстоящих расходов на оплату отпусков; - на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или по итогам работы за год Пункт 3 статьи 260, статьи 266, 267, 267.1 и 324.1

16 Способы распределения расходов на освоение природных ресурсов Расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, которая указывается в учетной политике. Расходы, связанные с участием в конкурсе на право пользования недрами, учитываются по выбору налогоплательщика в составе: 1) нематериальных активов; 2) прочих расходов,связанных с производством и реализацией, в течение двух лет Пункт 2 статьи 261 и пункт 1 статьи 325

17 Порядок списания расходов на покупку земли, ранее находившейся в государственной или муниципальной собственности 1. Расходы учитывают равномерно в течение срока не менее 5 лет, который налогоплательщик определяет самостоятельно. 2. Расходы списываются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных затрат. Для целей налогообложения прибыли учитывается стоимость земельного участка, на котором находятся здания, сооружения или который покупается для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках Статья 264.1

18 Порядок определения сопоставимости долговых обязательств Определяют, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. Если критерии сопоставимости не прописаны, то проценты, включаемые в расходы, не должны превышать предельной величины, которая рассчитывается согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ Статья 269

19 Порядок распределения доходов по договорам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) 1. Доходы распределяют равномерно в течение срока действия договора. 2. Доходы учитывают пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. 3. Применяют другой экономически обоснованный способ распределения доходов Пункт 2 статьи 271

20 Период распределения расходов по тем сделкам, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем Налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок распределения расходов Пункт 1 статьи 272

21 Налоговый учет договоров, которые могут быть квалифицированы как операции с ценными бумагами или как операции с финансовыми инструментами срочных сделок 1. Сделку квалифицируют как операцию с ценными бумагами. 2. Договор определяют как операцию с финансовыми инструментами срочных сделок Пункт 1 статьи 280

22 Метод определения расчетной цены акции, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг 1. Устанавливают любой экономически эффективный метод оценки. В частности, используется стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на акцию. 2. Если в учетной политике метод самостоятельной оценки не прописан, то цену акции определяют только с привлечением оценщика Пункт 6 статьи 280

23 Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг (включая банки), не ведущими дилерскую деятельность Налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг, по операциям с которыми при формировании налоговой базы учитываются иные виды доходов и расходов Пункт 8 статьи 280

24 Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг 1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 3. По стоимости единицы Пункт 9 статьи 280

25 Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам одного выпуска 1. В первую очередь закрывают позицию, которая была открыта первой (ФИФО). 2. В первую очередь закрывают позицию, которая была открыта последней (ЛИФО). 3. Очередность закрытия позиции выбирают исходя из стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (по стоимости единицы) Пункт 9 статьи 282

26 Порядок исчисления налога и авансовых платежей Налогоплательщик вправе: 1) перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом система уплаты авансовых платежей остается неизменной в течение налогового периода; 2) не переходить на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли Пункт 2 статьи 286

27 Показатель, применяемый для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, вправе выбрать в качестве показателя, используемого для определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение: 1) среднесписочную численность работников; 2) сумму расходов на оплату труда Пункт 2 статьи 288

28 Порядок уплаты налога при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ 1. Налог уплачивается через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. 2. Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения Пункт 2 статьи 288

29 Квалификация срочных сделок для целей налогообложения 1. Договор признают операцией с финансовым инструментом срочных сделок. Критерии отнесения сделок к данной категории прописывают в учетной политике. 2. Договор квалифицируют как сделку на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения Пункт 2 статьи 301

30 Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг) Налогоплательщик утверждает перечень прямых расходов самостоятельно Пункт 1 статьи 318

31 Порядок налогового учета прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги 1. Прямые расходы отчетного периода в полном объеме уменьшают доходы от производства и реализации в данном периоде. 2. Прямые расходы уменьшают налоговую базу по мере реализации услуг, в стоимости которых они учтены Пункт 2 статьи 318

32 Механизм распределения прямых расходов, которые невозможно непосредственно отнести к виду продукции (работ, услуг) Налогоплательщик распределяет расходы любым экономически обоснованным способом Пункт 1 статьи 319

33 Порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную в текущем месяце готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) Налогоплательщик самостоятельно определяет методику распределения прямых расходов с учетом соответствия понесенных затрат изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Выбранный способ применяется в течение не менее двух налоговых периодов Пункт 1 статьи 319

34 Порядок формирования стоимости покупных товаров 1. Стоимость приобретения товаров складывается только из цены, установленной условиями договора. 2. В стоимость приобретения товаров дополнительно включаются расходы, связанные с покупкой этих товаров

 

Состав доходов организации.

 

В соответствии с налоговым законодательством, если у налогоплательщика имеется объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, то возникает обязанность по уплате налога. (ст. 38 НК РФ).

Таким объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль, согласно Налоговому кодексу РФ, определяется по данным налогового учета, который может совпадать или не совпадать с бухгалтерским учетом по отдельным показателям.

Таким образом, прибылью согласно Налоговому кодексу РФ является показатель, сформированный специально для целей налогообложения по правилам налогового учета.

Прибыль для целей налогообложения для российских организаций определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» части II Налогового кодекса РФ.

Прибыль = Доход - Расход

Доходы организации участвуют при исчислении прибыли любой группы налогоплательщиков. В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

К первичным документам относятся унифицированные формы первичных учетных документов и иные документы, содержащие обязательные реквизиты.

Доходы можно разделить на две группы

Доходы от реализации Внереализационные доходы

- товаров;

- работ;

- услуг;

- имущества;

- имущественных прав

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ).

Таким образом, к доходам от реализации относятся:

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства Выручка от реализации приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав основной вид деятельности организации

- производственные запасы;

- товары;

- основные средства;

- нематериальные активы;

- и т. д.

 

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и натуральной форме.

При проведении проверки необходимо знать состав доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ). Например, к таким доходам относятся:

- доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

- доходы в виде имущества, которое получено в виде взносов в уставный капитал;

- к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, у любых категорий налогоплательщиков относятся поступления в виде средств или иного имущества, которые получены:

1) по договорам кредита или займа;

2) в счет погашения таких заимствований.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ, а в случае, когда займодавец — юридическое лицо,— независимо от суммы. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Таким образом, у любых категорий налогоплательщиков к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся как поступления средств в виде заимствований, так и поступления в виде возврата средств по вышеуказанным договорам. Однако доход, полученный в виде процентов по таким договорам, относится к доходам, учитываемым при определении налоговой базы.

 

Требования, предъявляемые к налоговой отчетности. Порядок внесения изменений и дополнений в налоговую отчетность.

 

Еще раз напоминаем плательщикам, что при заполнении налоговой отчетности и оформлении налоговых платежей недопустимо

- нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом;

- наличие исправлений, не оговоренных подписью налогоплательщика;

- несовпадение сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В заключении подчеркну, что основным критерием своевременного и правильного начисления налогов в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков является безошибочное заполнение налоговой отчетности.

Порядок заполнения:

Правильное заполнение реквизитов налоговых отчетов и аналогичных позиций платежных документов может служить гарантией того, что все начисленные суммы налогов будут в точности соответствовать уплаченным суммам. Если в декларации содержатся неверно указанные реквизиты, то в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика начисление налога пройдет по вашим неверно указанным реквизитам. В этом случае может появиться неуплаченная сумма налога и пеня на его неуплату.

Порядок действий при обнаружении ошибки

Прежде чем вносить исправления в налоговую декларацию, необходимо скорректировать данные налогового учета того периода, к которому относится ошибка. Для этого нужно составить справку бухгалтера в произвольной форме, подробно изложить в ней суть выявленной ошибки и привести необходимые корректирующие расчеты.

В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

На основании оформленной справки бухгалтера в налоговую декларацию по налогу на прибыль за налоговый (отчетный) период, к которому относится ошибка, вносятся изменения . Уточненная (измененная) декларация представляется в налоговый орган вместе с соответствующим заявлением.

В пункте 1 статьи 81 НК РФ указано, что налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в уже поданную налоговую декларацию, если обнаружит в ней неотражение или неполное отражение сведений, а также ошибки, приведшие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Таким образом, обязанность вносить изменения в декларацию возникает лишь при занижении налоговой базы по соответствующему налогу. Поэтому при переплате налога (завышении налоговой базы) представление уточненной декларации — это право организации, но не обязанность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 НК РФ, если заявление об уточнении и изменении налоговой декларации будет подано до истечения срока подачи налоговой декларации, днем подачи налоговой декларации считается день подачи указанного заявления.

Если заявление об уточнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока представления налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности. Указанное заявление должно быть представлено до того, как налогоплательщик узнает, что налоговый орган обнаружил факт занижения суммы налога, подлежащего уплате, либо назначил выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Перед подачей заявления об уточнении и изменении налоговой декларации и самой уточненной декларации рекомендуем проконсультироваться в своей налоговой инспекции. Дело в том, что налоговые органы, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе потребовать дополнительные документы и письменные пояснения к уточненной (измененной) декларации.

Большинство налогов (налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество) исчисляется нарастающим итогом, поэтому уточненные декларации следует представлять за все отчетные периоды, начиная с того, в котором была допущена ошибка.

 

Понятие и сущность налогового учета. Цели налогового учета.

 

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога [6,c.36].

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации .Необходимо понимать, что учетная политика, также как и налоговый учет, утверждается налогоплательщиками на весь налоговый период, равный календарному году, а необходимость дополнения новыми положениями и корректировка принятых норм может возникнуть до истечения налогового периода в процессе заключения налогоплательщиками новых сделок. Однако, возможность изменения системы налогового учета предусмотрена только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

 

Функции налогового учета.

К функциям налогового учета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Закона "О налогах…" (Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.045 с.)