Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента



Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа:

  1. имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем;
  2. за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов при ликвидации организацииотличается от общего порядка:

  • наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии (однако это не означает изменения стороны в налоговом правоотношении);
  • обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;
  • применением порядка субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам (в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации);
  • очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, определяемой по правилам ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица возлагается на его правопреемника, который признается таковым в соответствии с гражданским законодательством. Вместе с тем НК РФ устанавливает различные способы перехода налогового долга, зависящие от содержания налоговой обязанности реорганизуемой организации. Так, задолженность по налогам и причитающиеся пени подлежат безоговорочному погашению правопреемником независимо от того, были ли известны правопреемнику эти факты и обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) реорганизованным юридическим лицом своих налоговых обязанностей. При этом правопреемник обязан уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

В отличие от сумм неуплаченных налогов и пеней налоговые санкции правопреемник обязан уплатить только при условии, что данные штрафы были наложены на реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации.

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ.

61, 62, 63 НК РФ

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА И СБОРА, ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ.

Статья 64 НК РФ.

В комментируемой статье установлен порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Указанный порядок применяется в отношении федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отметим, что в ранее действовавшей редакции НК РФ срок предоставления отсрочки или рассрочки составлял от 1 до шести месяцев.

Итак, как видно из приведенной нормы, отсрочка представляет собой перенос срока исполнения обязанности по уплате налога на более поздний, но по общему правилу не более чем на год. Рассрочкой является поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам и сборам.

Кроме того, как уже говорилось отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки изложены в пункте 2 статьи 64 НК РФ:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. В соответствии с пунктом 1 статьи 156, пунктом 2 статьи 163, пунктом 4 статьи 164 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Приложение №18) мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. В случае расторжения мирового соглашения отсрочка или рассрочка утрачивает силу, а требования кредиторов, в отношении которых были произведены указанные отсрочка или рассрочка причитающихся им платежей, восстанавливаются в их неудовлетворенной части. Согласно статье 84 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Приложение №18) график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Графиком погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» (Приложение №39);

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (глава 30). Статьей 334 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены следующие основания:

«1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям».

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Напомним, что с 23 октября 2006 года ставка рефинансирования составляет 10,5 процентов (Телеграмма Центрального банка Российской Федерации от 26 января 2007 года №1788-У) (Приложение №129).

Порядок расчета процентов установлен Письмом МНС Российской Федерации от 12 мая 1999 года №АС-6-09/398@ (Приложение №121).

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Для получения отсрочки или рассрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора заинтересованное лицо (налогоплательщик) должно подать заявление в соответствующий орган. К этому заявлению прилагаются документы, обосновывающие основание в соответствии со статьей 64 НК РФ. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

Напомним, что согласно статье 63 НК РФ органами, уполномоченными принимать решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, являются:

по федеральным налогам - Министерство финансов Российской Федерации;

по региональным налогам - финансовые органы субъектов Российской Федерации;

по местным налогам и - финансовые органы муниципального образования.

Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Таким образом, налогоплательщик перед обращением в налоговый орган должен сформировать пакет документов. Некоторые из них уже указывались в комментарии к статье 61 НК РФ, дополним этот перечень.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы:

- документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;

- справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, представляются следующие документы:

а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;

в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом;

г) копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке;

д) копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 4 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» (Приложение №39) перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Налоговые органы при принятии решения о предоставлении отсрочки или рассрочки руководствуются положениями Приказа ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@. Названным приказом регулируется внутренняя организация работы налоговых органов при рассмотрении вопросов изменения срока уплаты налогов..

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (статья 64 НК РФ).

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения. Примерная форма о временном приостановлении уплаты суммы задолженности утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@.

Налоговый орган не вправе отказать заявителю в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих изменению срока уплаты налога в соответствии со статьей 62 НК РФ.

Примерные формы решения приведены в Приказе ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

- сумму задолженности;

- налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;

- документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должен быть мотивированным и обязательной ссылкой на нормативный акт в соответствии с которым было принято такое решение.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования предусмотрен главой 19 НК РФ.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

НК РФ допускает возможность дополнительного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Рассмотренные правила применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.034 с.)