Особенности налоговой системы Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности налоговой системы Республики Беларусь



Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах[5].

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в Республике Беларусь, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами), а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения[23, с. 129].

Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, налогообложение в рамках свободных экономических зон и Парка высоких технологий, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Налоговая система Республики Беларусь характеризуется устойчивой тенденцией роста уровня добровольной уплаты налогов и сборов. Так, если в 2002 г. удельный вес добровольных поступлений в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета составлял 76,6 %, то в 2012 г. – уже 93,4 % [14, стр. 19].

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являлись: снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы[25].

В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК). Так, в 2013 году НДС обеспечил более 41,3 трлн. руб. доходов бюджета, что по сравнению с 2012 годом больше на 23,6%. За счет акцизов в бюджет поступило 16,4 трлн. руб. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

Основными недостатками налоговой системы в Республике Беларусь являются следующие:

ü количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.

ü практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы (в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики;

ü неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий;

ü неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%, а в Беларуси - 55-60%;

ü в белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов;

ü нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения;

ü следует отметить, что становление современной белорусской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в неисполнении налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.

В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 20,5 %. В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

Основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь являются упрощение налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки. За период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

В 2010 году отменены 4 налоговых платежа: два «оборотных» налога (сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей; местный налог с продаж) и два малоэффективных налога (налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор за парковку транспортных средств) [14, стр. 20].

Завершена кодификация налогового законодательства Республики Беларусь и с 1 января 2010 г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса. В Особенной части Налогового кодекса налоговая система Республики Беларусь включает 30 налогов, сборов (пошлин) и особых режимов налогообложения.

В 2013г. также произошли некоторые изменения в налоговом законодательстве; в основном эти изменения коснулись плательщиков при упрощенной системе налогообложения - снижены ставки налога: с 7 до 5% при применении УСН без НДС и с 5 до 3% при УСН с НДС и отменена ставка налога при УСН в размере 15% от валового дохода. С 2013 года для плательщиков, применяющих УСН без НДС и осуществляющих розничную торговлю, введена ставка налога в размере 3% в отношении выручки, полученной от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Таким образом, типичный плательщик-организация в рамках обычной хозяйственной деятельности сегодня уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог и экологический налог. Такие платежи присутствуют в налоговых системах большинства государств мира, условия их уплаты понятны и привычны для инвесторов.

Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса, уплачиваются плательщиками-организациями только в разовых случаях либо при осуществлении отдельных видов деятельности. К ним относятся: акцизы, налог на доходы, налог за добычу природных ресурсов, сбор при ввозе озоноразрушающих веществ, сбор за проезд автотранспорта иностранных государств по автодорогам Республики Беларусь, сбор за выдачу разрешений на проезд по территориям иностранных государств, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, патентные пошлины, государственная пошлина.

Физические лица при наличии оснований являются плательщиками подоходного налога с физических лиц, налога за владение собаками, курортного сбора.

Особые режимы налогообложения предусмотрены для определенных категорий плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей и предполагают уплату единого налога вместо совокупности основных общеустановленных налогов и сборов.

В 2014г. внесены изменений в статью 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь в части определения видов деятельности, не относящейся к предпринимательской. Подобные изменения позволят разрешить сомнения о необходимости государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации при осуществлении той или иной деятельности.

В новой редакции излагается часть 1 ст. 91 Налогового кодекса Республики Беларусь о признании индивидуального предпринимателя плательщиком НДС. Указывается, что с 2014 года индивидуальные предприниматели признаются плательщиками при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если сумма дохода за три предшествующих месяца превысила 40 000 евро.

На земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, планируется установить повышающий коэффициент 10 к ставкам земельного налога, вместо действующего коэффициента 2.

В 2015 году плательщики налога при УСН обязаны уплачивать земельный налог независимо от общей площади земельных участков. При этом новшество не коснулось сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения.

В то же время в целях нивелирования последствий инфляции для субъектов малого бизнеса в 2015 году увеличены предельные пороги валовой выручки для применения УСН с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) с Br12 млрд. до Br13,7 млрд. и УСН без уплаты НДС - с Br8,2 млрд. до Br9,4 млрд.

В 2016 году упразднена ставка налога при УСН в размере 3% без уплаты НДС, применяемая в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Для индивидуальных предпринимателей снижен предельный размер валовой выручки, при котором они обязаны прекратить применение УСН и перейти на общий порядок исчисления и уплаты налогов, с 13.7 млрд до 1.5 млрд рублей.

Снижен критерий метража общей площади капитальных строений (до 1000 кв.м.) для целей уплаты налога на недвижимость.

Введены и отменены некоторые налоговые ставки:

1) отменена ставка 3% от выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров

2) введена новая ставка налога в размере 16% для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении некоторых внереализационных доходов, а именно стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов и денежных средств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.015 с.)