НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ.



Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).

Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов).

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена в соответствии с настоящим Кодексом на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

11. Налоговый учет.

 

Налоговый учетсистема отражения хоз-х операций с целью исчисления налогов. Нал-й учет ведется посредством внесения расчетных корректировок в данные БУ. Расчетные корректировки изменяют имеющиеся данные БУ, позволяя получить пок-ли, необходимые для определения стоимостных, функц-х и иных хар-к налогообл-я.

Плательщик составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением.

Налоговой декларацией признается письменное заявление плательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

Нал-я декларация представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации. Если среднесписочная численность орг-и за прошлый период превышает 50 человек, то декларация подается только в электронном виде.

12. Налоговый контроль: его экономическая сущность, объекты и субъекты, формы.

 

Налоговый контроль – система мер контроля за соблюдением налогового законодательства.

Субъекты налогового контроля – специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия в сфере налогового контроля в отношении организаций и физических лиц (налоговые и таможенные органы).

Объект налогового контроля - действие (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате налогов и сборов и исполнению иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, достоверности, своевременности.

Формы налогового контроля:

1) Учет плат-ков – заключается в присвоении каждому плат-ку учетного номера (УНП). УНП един по всем налогам, сборам, пошлинам.

2) налог-е проверки – в зависимости от цели проведения:

- камеральные – проводятся по месту нахождения инспекции министерства по налогам и сборам (ИМНС);

- выездные – проводятся по месту нахождения плат-ка.

Выделяют след-е виды выездных проверок:

- комплексная;

- тематическая;

- тематически-оперативная;

- дополнительная;

- контрольная;

- встречная.


13. Виды и методы нал-х проверок, порядок проведения проверки, сост-я акта и реализации материалов проверки.

 

Формы налогового контроля:

1) Учет плательщиков заключается в присвоении каждому плательщику учетного номера (УНП). УНП един по всем налогам, сборам, пошлинам.

2) Налоговые проверки-в зависимости от цели проведения:

2.1комеральные проводятся по месту нахождения

2.1выездные проводятся по месту нахождения плательщика Выделяют след-е ее виды:

1. Комплексная . Проверяется спектр вопросов, нах-ся в компетенции нал-х органов. Налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества, оценку достоверности отражения в учете и отчётности стоимости имущества и величины обязательств, контрольные обмеры, закупки, оформление договоров на выполнение работ.

2. Тематическая. Контроль исчисления и уплаты конкретного налога.

3. Тематически оперативная проверка. В целях оперативного выявления и присечения правонарушений в момент их совершения. Проводится как правило по заявлению или жалобе физ лиц и орг-й и производится преимущественно в подразделениях организаций, осущ-х прием нал-х денег.

4. Контрольная. Назначается для проверки устранения плательщиком замечаний, ук=х в акте пред-х проверок.

5. Дополнительная.1)Для проверки обоснованности фактов, излож-х в возр-и по акту проверки,в обжаловании решения по аку проверки или по назначению вышестоящего налогового органа. 2)По запросам гос органов, в т.ч. иност-х гос-в.

6. Встречная.Проводится у субъектов хоз-я, с кот имеются отношения у проверяемого субъекта.


14. Ответств-ть за нарушение нал-го зак-ва, порядок обжалования решений нал-х органов.

 

В ходе проведения проверки соблюдения зак-ва в сфере налоговых отношений м/б выявлены различные нарушения.

Эк-ая ответственность за выявленные эк-кие правонарушения м/б возложена на юр. лиц и ИП. Экономическая ответственность выражается в форме:

1) штрафов, взыскиваемых в доход государства;

2) конфискации в доход государства;

3) взыскания полученного дохода в доход государства;

4) приостановления действия лицензий;

5) лишения лицензий;

6) запрета на осуществление определенного вида экономической деятельности;

7) ликвидации (закрытии) субъекта хозяйствования.

Административная ответственность за админ-е правонарушения м/б возложена на ИП, а также граждан, не явл-ся ИП, в том числе должностных лиц орг-и. Выр-ся в форме:

1) предупреждения;

2) взыскания в доход государства;

3) конфискации в доход государства;

4) взыскания стоимости товаров и тр-х средств, явившихся непосредственными объектами админ-го правонаруш-я;

5) исправительных работ.

В отдельных случаях за одно и то же правонарушение предусмотрена и экономическая и административная ответственность.

Порядок обжалования решений нал-х органов.

Решения нал-х органов м/б обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в общий либо хоз-й суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на подачу жалобы в суд.

Жалоба на решение нал-го органа м/б подана в хоз-й суд в течение одного года со дня вынесения решения, в вышестоящий орган – в течение 30 календарных дней.

Жалоба подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновыв-е ее док-ты. Поступив-я жалоба в течение трех дней напр-ся вместе с делом в нал-й орган, кот. она адресована и кот. уполномочен ее рассматривать.

Жалоба плат-ка рассм-ся вышестоящим нал-м органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

· оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

· отменить решение полностью или частично;

· отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку;

· внести изменения в решение.

По итогам рассм-я жалобы на действия (бездействие) должн-го лица нал-го органа вышест-й нал-й орган вправе:

- удовлетворить жалобу;

- оставить жалобу без удовлетворения.

Копия решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия направляется плательщику и в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.


15. Эк-е содерж-е и сущность НДС. Плат-ки НДС.

 

НДС отн-ся к групе косв-х налогов, кот вкл-т акцизы, налог с продаж, налог с оборота.

Недос-ки нал-а с оборота явл-ся его каскадный эф-т, поскольку он взим-ся на каждой стадии реал-и ТРУ, а след-но, чем больше этапов реал-и, тем больше возр-т цена тов-а, так ж невозможность его выдел-я в усл-х междун-й торговли.

Налог с продаж взимается только с оборотов, а следовательно из налогообл-я искл-ся реал-я ТРУ, а также все промежуточные стадии товаров.

К достоинствам НДС относят:

1)Взим-ся на каждой стадии произ-а и обращ-я, а след-но в бюджет пост-т задолго до розн-й торг-ли.

2)Широта НБ, т.е. облаг-ся обороты не только по реал-и ТРУ. При этом ведении НДС не иск-т МЭ параметров, поскольку он одновременно начин-т прим-ся по всем ТРУ.

3)Величина, упл-го налога зависит только от реального вклада плат-в в стоимость кон-го продукта.

4)Увел-е ден-й масы, получ-й плат-м налогов., поскольку сроки пол-я дох-в и уплаты нал-в не совп-ют.

5)Сложность плательщиков уклониться от уплаты , т.к. потреб-ль уплач-т налог в момент потреб-я товара.

К недостаткам НДС относ-ся сложность его расчета.

В РБ НДС введен с 1992 г. При этом прим-ся метод прямого вычетания, кот отл-ся от общепр-го зачетного метода. С 2000г в Рб стал применяться зачетный метод исчисл-я и уплаты НДС.(счет фактурный=зчетный мотод).

Плательщик:

1)Организации 2)ИП при условии, если, из выручка за 3 пред-х месяца прев-т сумму 40 000 евро. ИП по желаниюю могут отказаться от неуплаты НДС и перейти на порядок, пред-й орг-й.

3)Физ лица в отд-х случ-х при ввозе тов-а на тер-ю РБ.

Порядок исчисления и уплаты НДС реглам-ся главой 12 НКРБ, кромето в рамках там-го союза этот порядок рег-ся: 1)Соглаш-м о принц-х взим-я кос-х налогов, под-м 21.08.2008 в Москве. 2)Проток-м о порядке взим-я косв-х налогов и контроля за их уплатой 11.12.2010 в Сан-Пит


 

16. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС

Объект:

1. обороты по реализации товаров, р.у. ,имущественных прав на территории РБ, включая обороты по их реализации своим работникам, обмену, безвозм-ой передачи. Контроль за уплату возложен на налоговые органы

2. ввоз товаров на территорию РБ. Если ввоз осущ-ся с территории государств, участников таможенного союза, то контроль осуществляется налоговыми органами, в остальных случаях-таможенными органами

НЕ является объектом НДС:

1.сумма пошлин и сборов, получ-е уполномоченными органами

2.безвозм-ая передача имущ-ва, р. у. организациям культуры, организациям, осуществляющим производство продукции растениеводства, живот-ва, пчел-ва, рыбоводства

3.возмездная и безвозмездная передача товаров, р. у. в пределах 1 юр. лица

4.возмещение арендатором арендодателю стоимости приобретенных работ, услуг, связанных с арендой, он не включаемых в арендную плату и возмещение абоненту стоимости газа, воды и тд

5.ст-ть работ, услуг, приобрет-ых плат-ом для своих раб-ов и членов их семей, а также пенсионеров, которые раньше работали у плательщиков

6.передача имущ-ва в безвозмездное пользование

 


 

17. СТАВКИ НДС И ИХ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

1. 0%-при реализации

· экспортных тов-ов, товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных в государства – члены Таможенного союза,при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь; Докум-е подтверждение должно быть получено в теч-е 180 дней

· работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров

· экспортируемых транспортных услуг(ввоз,вывоз,транзит)

· реализ-ия товаров в розничной орговле физ. лицами, не проживающими в гос-ах таможенного союза в случае вывоза этих товаров за пределы таможенного союза в теч. 3 месяцев с даты их приобретения

· поступление штрафных санкций за наруш-е покупателями условий договоров, если товар по этому договору облагался по ставке 0%

2. 10 %

· при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства и рыбоводства

· при ввозе на территорию РБ и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом РБ

· штрафы

3. 20%

· по товарам, работам, услугам не указанным ранее

· при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров(за искл. ввоза, облагаемого поставке 10%)

· штрафы

4. 9,09% и 16,67%

· штрафы

· облаг-ся товары для которых применяется ставка 10 или 20% в случае реализации их по регулир-им ценам

Расчетная ставка

· при реализации товаров в розничн.торговле

· услуги общепита, опред-ся исходя из суммы НДС,приход-ся на остаток товаров, имеющихся на начало периода

18. ЛЬГОТЫ ПО НДС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1. лекарственные средства, приборы, изделия мед-го и вет-го назначения,а также медицинских и ветер-ых услуг

2. социальные услуги, оказываемые гос.органами(дома-интернаты,дома-престарелых)

3. прод-ты питания, произвед-е столовыми, учреждениями образования, здравоохр-ия и соц.защит

4. услуги в сфере культуры

5. оказыв-е физич-м лицам жилищно-коммунальные или эксплуатационные услуги

6. объекты жилищного фонда, в т.ч. незавершенное строительство, а также работы по строительству и ремонту

7. услуги по перевозке пассажиров городск.и пригородным автомоб-ым транспортом, внутр. водным транспортом и ж/д транспортом

8. путевки на санаторно-курортные лечение и оздоровление

9. платные услуги в сфере образования

10. банковские операции

11. услуги бань, прачечных,химчисток и тд для физ. лиц

19. порядок исчисления ндс и определние налоговых вычетов

 

Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет опред-ся след образом:

НДСкупл =НДС начисл – НВ(налоговые вычеты)

Налоговыми вычетами явл-ся сумма НДС:

1) предъявл-е плательщику при приобретении им товаров, р. у. на территории РБ

2) уплач-ые плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ

3) уплаченные плательщиком при приобретении на территории РБ тов-ов, р. у. у иностранных организаций, не сост-их на учете налоговых органов

Налоговые вычеты производятся после отражения соотв-их сумм НДС в БУ и книге покупок. Вычеты произв-ся в пределах НДС начисленного. В отдельных случаях вычет произв-ся в полном объеме независимо от суммы НДС:

а) по товарам, р. у. облагаемым по ставке 0%, а также по товарам, облагаемым по ставке 9,09% и 10%

б) у плат-ов, наход-ся в стадии ликвидации

Если сумма налогового вычета превышает сумму НДС начисл-го, то налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения принимается в след. периоде к вычету в первоочередном порядке либо возврату плат-ку.

Распределение общ.суммы налоговых вычетов между различными оборотами произв-ся 2умя методами:

1. удельные веса

2. раздельного учета

 


 

20. организация налогового учета по объектам обложения ндс.сроки уплаты и предоставление налоговых деклараций

 

Налоговый период-календарный год

Отч-ый период-по выбору плательщика календ-ый месяц или календ-ый квартал

Предост-е декларации-до 20 числа месяца,след.за истекшим очетным периодом

Уплата-до 22 числа месяца, след-го за истекшим отчетным периодом


 

25. Экономическая сущность акцизов и их функциональное назначение. Плательщики акцизов.

 

Акцизы — это косвенные налоги. Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара.

Подакцизными товарами являются:

• спирт этиловый

• алкогольная продукция с объемной долей спирта более 7% (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, шампанское),

• непищевая спиртосодержащая продукция,

• слабоалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 2-7%,

• пиво;

• табачная продукция;

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

• микроавтобусы и легковые автомобили.

Не признаются подакцизными товарами:

• спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками,

• спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению

• спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача

• спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению

• спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

• коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

Плательщики:

• организации с учетом особенностей, установленных в НК;

• индивидуальные предприниматели с учетом особ., уст-х НК;

• физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

26. Ставки акцизов. Объекты обложения акцизами.

3 объекта:

· подакцизные товары, производимые плат-ом, реализ-мые (пере­даваемые, в т.ч. в виде безвозмездной передачи в кач-ве залога, испол-мые на собственные нужды, взнос в уставный фонд, передача на давальческих условиях) на тер-рии РБ;

· подакц-е товары, ввозимые на тер-рию РБ;

· реализация подакцизных товаров ранее ввезенных на тер-рию РБ.

Подакцизными товарами признаются:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция с долей этилового спирта 7% и более;

3. непищевая спиртосодержащая продукция;

4. пиво либо пивной коктель;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до

6. 7%;

7. табачные изделия;

8. автомобильные бензины;

9. дизельное и биодизельное топливо;

10. судовое топливо;

11. газ, используемые в качестве автомобильного топлива;

12. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

13. микроавтобусы и автомобили легковые.

НЕ признаются подакцизными товарами:

· спиртосод-ие растворы с денатурирующими добавками, компо­нентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта;

· спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные на тер-рии РБ;

· спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения,

· допущенные к пр-ву и (или) применению на терр-и РБ в порядке, устан-м зак-ом;

· спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

· побочные продукты и спиртосодержащие отходы;

· коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;

· дезинфицирующие средства;

· товары бытовой химии;

· легковые авто, преднач-ные для профилактики инвалидности и реаби­литации инвалидов;

· табак, используемый в качестве сырья для производства табачных из­делий.

В РБ действуют единые ставки акцизов как для подакц-х товаров, произв-ых на тер-рии РБ, так и для подакц-х тов-в, ввозимых на таможенную тер-рию РБ и (или) реализ-ых на таможенной тер-рии РБ.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

· в абсол-й сумме на физ-ую ед-цу измерения подакц-х тов- в (твердые (специф-ие) ставки);

· в процентах от ст-сти подакц-х тов-в или тамож-й ст-сти по­дакц-х тов-в, увел-ной на подлежащие уплате суммы тамож-х по­шлин (%-ые (адвалорные) ставки).

· Подакц-ые тов-ы, ввезенные на тамож-ю тер-рию РБ, в отношении кот-х установлены твердые ставки акцизов, не признаются объектом налого- обл-я акцизами при реал-ии (передаче) в случае, если по этим подакц-м тов-м уплата акцизов произведена при их ввозе на тамож-ю тер-рию РБ.


 

27. Налоговые вычеты и льготы по акцизам.

Освобождаются от акцизов:

· подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли;

· тр-тные ср-ва, ввезенные орг-циями и ИП на таможенную тер-рию РБ по перечню, утвержденному Президентом РБ, при их реализации;

· спирт при его реал-ии (отпуске) для пр-ва лекарст-х средств бел-ким орг-циям, кот-м разрешено их произв-во;

· конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары;

· товары, перемещаемые транзитом;

· иные подакцизные товары в порядке и на условиях, определяемых Презид. РБ.

К налоговым вычетам отн-ся:

1. суммы акцизов, предъявленные или уплаченные на тер-рии РБ при приоб­ретении или получени подакцизных тов-в, а также их ввозе на тер-рию РБ;

2. суммы акцизов, уплаченные плат-ком, производящим подакц-ые тов-ы из давальческого сырья.

Отрицательная разница м/у суммой акцизов по реализованным (произв-ным) подакц-м тов-м и суммой акцизов уплаченной при приобретении или ввозе подак-х тов-в НЕ ПОДЛЕЖИТ ЗАЧЕТУ в счет предстоящих платежей в бюждет или возврату из бюджета в ВКЛ-СЯ во внереал-ные расходы.


 

28.Организация налогового учета по объектам обложения акцизами. Порядок исчисления акцизов. Сроки представления налоговых деклараций по акцизам и уплаты их в бюджет.

При реал-ции или передаче проивед-х подакц-х тов-в налоговой базой (НБ) призн-ся:

· V реализ-х или перед-х подакц-х тов-в в натур-м выражении - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установлены твердые (специф-е) ставки.

· ст-сть реализ-ных или перед-х подакц-х тов-в, опред-я исходя из отпу­скных цен без учета акцизов - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установ­лены %-ые (адвалорные) ставки.

При ввозе подакц-х тов-в на тер-рию РБ НБ опред-ся как:

· V ввезенных подакц-х тов-в в натур-м выражении - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установлены твердые и специфические ставки.

· тамож-ная ст-сть подакц-х тов-в увел-ная на подлежащие к уплате тамож-е пошлины - по подакц-м тов-м в отн-нии кот-х установлены %-е или ад­валорные ставки.

При реализации ранее ввезенных подакц-х тов-в см. налоговая база 1.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно пред-ют в налоговые органы налоговую дек­ларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом. Уплата акцизов произв-ся не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


29. Налог на прибыль в налоговой системе РБ. Экон-ая сущ-ть налога на прибыль. Плательщик налога на прибыль.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе РБ и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах разных стран, так как напрямую уменьшает прибыль, которая является целью предпринимательской деятельности. Поэтому через этот налог государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования. Особенности его применения обусловлены теми или иными приоритетами конкретного государства или его экономическим положением.

Налогу на прибыль объективно присуща фискальная функция. Наряду с НДС он является важнейшим источником бюджетных поступлений, так как на долю этого платежа приходится значительная часть от их общей суммы.

Основное функциональное предназначение налога на прибыль — стимулирование инвестиционных процессов в сфере производства продукции (работ, услуг), а также законного наращивания капитала.

Плательщиками налога на прибыль являются организации, в том числе включая иностранные.


30.Объект обложения налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль и их класс-ия.

Объект: валовая прибыль, а также дивиденды, начисл-е бел-ми орг-ми.

Вал. прибыль – это сумма прибыли от реал-ии т-в (р, у) и внереал-х расх-в, уменьшенных на сумму внереал-х расх-в (для бел. орг-ий учитыв-ся рез-ты деят-ти за рубежом).

При НО не учитыв-ся выручка и затраты, связ-е с безвозм-й передачей т-в (р,у) в пределах одного собственника. Прибыль от реал-ии пр-ции опр-ся как разница м/д выручкой от реал-ии, уменьшенной на сумму налогов, уплач-х из выручки и затратами на пр-во. Прибыль от реал-ии ОС, НМА опр-ся как разница м/д выручкой от реал-ии, уменьш-й на сумму налогов, уплаченных из выручки и остаточной стоимостью объекта, а также затратами, связ-ми с реал-ей. Выручка от реал-ии отраж-ся на дату ее признания в б/у по методу начисления не зависимо от даты проведения расчетов.

Внереал-ые доходы – д-ды, получ-е плат-ом от деят-ти непосред-но не связанной с пр-вом и реал-ей пр-ции. Например: 1)дивиденды, получ-е от источника за пределами РБ; 2)проценты, получ-е от банков за пользование ден. ср-ми на р/с; 3)полученные штрафы, пени, неустойки; 4)безвоз-но получ-е т-ры (р,у) за исключ-м передачи в пределах одного собственника; 5)погашенная дебет-я зад-ть, по кот. истек срок исковой давности; 6)имущество, выявленное в рез-те инветар-ии.

Внереал-ые расходы – потери и убытки плат-ка, понесенные в процессе деят-ти и не связ-е с произ-м т-в (р,у). например: 1)уплаченные штрафы, пени, неустойки; 2)расх-ы на содерж-е объектов, наход-ся на консервировании; 3)рас-ы по аннулированным заказам и произ-м, не давшим прод-ции; 4)недостачи и постери от порчи ценностей, в т.ч. сверх норм естест-й убыли; 5)расх-ы и потери в связи с чрезв-ми обстоят-ви.

З-ты на пр-во и реал-ию пр-ции предст. собой стоимст-ю оценку использ-х в пр-ве сырья, мат-в, энергии и т.п., отражаемых в б/у. З-ты опр-ся на основании док-ов б/у. В случае необх-ти произ-ся налог. корректировки. Они отраж-ся в том пер-де, к кот. относятся с учетом след. особенностей:

1. з-ты, связ-е с предпусковыми работами, осущ-мые до начала деят-ти, вкл-ся в рас-ы в соот-ии с УП

2. прибыль от реал-ии приобретенных т-в опр-ся исходя из затрат, приход-ся на фактически реал-ые т-ры

3. отдельные виды з-т могут отраж-ся путем создания рез-в предстоящих расх-в

4. аморт-е отч-ия по ОС вкл-ся в рас-ы только в части объектов, наход-ся в эксплуат-ии и участв-х в предприн-й деят-ти, вкл-ая ОС, наход-ся в запасе, простое и ремонте продолжительностью до 3-х месяцев.

Плательщики имеют право вкл-т в з-ты часть первонач. стоим-ти ОС и НМА в месяце, с кот. начинает начисляться амор-ция:

· по капит. строениям ( зданиям, сооружениям) – до 10%

· по машинам, обор-ю и трансп. ср-м – до 20%.

Плат-к вправе сам-но устан-ть объекты, в отношении кот. будет начисляться амор-я премия. В УП это закреплять не надо. С момента принятия такого решения данные бух. и нал. учета по конкретному объекту ОС совпадать не будут.

З-ты, не учитываемые при НО, определены статьей 131 НК. На 1 янв. 2013г. они вкл-т 24 позиции, например:

ü рас-ы на стр-во и ремонт объектов, не учитыв-щих в предприн. деят-ти

ü выплаты раб-м в ден. и натур. форме, имеющие хар-р соц. льгот, выплачиваемые по решению нанимателя сверх льгот, устан-х законод-м

ü командир. сверх норм, устан-х законод-м.

Кроме того, статья 131 содержиь пункт «иные з-ты, не связ с произ-м и реал-й пр-ции». В данном случае в норм-прав. акте, устанавливающем соот-щий вид рах-в, должны содержаться прямые указания на то, что эти рас-ы не связаны с произ-м и реал-й пр-ции.

Льготы:

1. до 10% выл. прибыли, переданной бюдж. орг-ям, здравоохр-я, культуры, образ-я, соц. обеспечения, либо использ-й на оплату счетов на эту орг-ию

2. прибыль орг-ии, исп-щей труд инвалидов, если их списочная числ-ть превышает 50%

3. прибыль от реал-ии пр-ции детского питания

4. прибыль от реал-ии производимой пр-ции растеневодства, пчелов-ва и т.д.

5. прибыль от рела-ии инновациооной и высокотехнологичной пр-ции собств-го пр-ва

6. прибыль орг-й культуры под осущ-ие ими культ-й деят-ти

7. прибыль учреждений образования.

31. Организация НУ по объектам обложения налогом на прибыль. Регистры НУ.

 

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов нал-я и опред-я нал-й базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным БУ. НУ ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления нал-го контроля, основывается на данных БУ и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Регистром НУ является нал-я декларация (расчет) по соотв-му налогу.

В главе 8 «Регистры НУ и порядок их ведения» Инструкции № 19 установлены виды регистров НУ по налогу на прибыль и правила их ведения. В частности, для целей НУ по налогу на прибыль применяются регистры НУ, в кот. на основе данных БУ отражается и группируется сводная информация об элементах НУ, проводятся расчетные корректировки к этим элементам и отр-ся инф-я опоказателях, принимаемых для определения размера налоговой базы.

При наличии соответствующих операций плательщики, иные лица, на которых согласно налоговому законодательству возлагается исполнение налоговых обязательств, обязаны вести следующие виды регистров налогового учета:

1) регистры доходов:

регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг);

регистр доходов от внереализационных операций;

регистр доходов, полученных из-за рубежа;

2) регистры расходов:

регистр расходов по пр-ву и реал-и товаров (р,у);

регистр внереализационных расходов;

регистр расходов, приходящихся на доходы, полученные из-за рубежа, в соответствии с НК РБ;

3) регистр расчетных корректировок.


 

32. Ставки налога на прибыль.

 

Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 18 процентов.Другие ставки налога на прибыль:

1. 10% - для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, а также научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров

2. 5% - члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

3. 12% по дивидендам, полученным от источников за пределами РБ, а также дивиденды, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством и начисленные белорусскими организациями.


 

33. Порядок исчисления налога на прибыль и уплаты его в бюджет. Сроки представления налоговой декларации и осуществления платежа.

 

Налог на прибыль определяется как произведение налоговой базы на ставку.

Налоговая база налога на прибыль опред-ся как денежное выражение валовой прибыли, подлеж-й налогообл-ю.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Отчетным периодом налога на прибыль признается:

1) для иностранных организаций, осуществл-х деят-ть в РБ через постоянное представит-во, – календ-й квартал;

2) для иных плательщиков – по их выбору: календарный месяц или календарный квартал;

Сумма налога на прибыль исчисляется плательщиками нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога на прибыль с дивидендов, начисленных бел-ми орг-ми, исчисляется как произв-е налоговой базы и налоговой ставки, удерживается и перечисляется в бюджет белорусскими орг-ми, начислившими дивиденды.

Плат-ки налога на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль не позднее 20-го числа месяца, след-го за истекшим отч-м периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообл-я. С дивидендов - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Уплата налога на прибыль произв-ся в течение налогового периода по итогам истекшего отч-го периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По дивидендам - не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.


 

34. Особен-ти определения налога на прибыль банками, страховыми орг-ми, по операциям с ценными бумагами.

 

При опред-и валовой прибыли банков учитываются доходы и затраты по операциям между филиалами (отделениями), исполняющими в устан-м порядке налоговые обязательства этих банков. Особенности опред-я доходов банков раскрыты в статье 132 НК РБ. В этой статье отр-ся доходы банков от реализации товаров (р,у), имущественных прав включают, а также внереализационные доходы. Особ-ти определения расходов банков раскрыты в статье 133 НК РБ, в которой отражаются затраты банков по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают, а также внереализационные расходы банков.

Статья 134. Особенности определения доходов страховых организаций раскрывает инф-ю о доходах страховых организаций от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов. Особенности определения затрат страховых организаций раскрыты в статье 135 НК РБ.

В статье 138 НК РБ раскрываются особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами

При определении валовой прибыли от операций с ЦБ:

- доходы плательщика при реализации ЦБ учитываются исходя из цены реализации ЦБ и полученной плательщиком суммы накопленного процентного дохода.

- затраты плательщика при реализации ценных бумаг, а также при их погашении определяются исходя из расходов на приобретение и реализацию или погашение ценных бумаг, оплату услуг и иных прямых расходов, непосредственно относящихся к операциям с ценными бумагами.

При определении валовой прибыли не учитываются:

- доходы от совершения сделок РЕПО с ЦБ при реализации этих ЦБ не выше их текущей стоим-ти на день продажи.

- процентный (купонный) доход по ЦБ, полученный в период обращения ЦБ до наступления срока их погашения.

35. Ос-ти исчисления и уплаты налога на прибыль иностр-х орг-й, осуществл-х деят-ть на тер-и РБ через постоянное представительство.

 

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории РБ, признается:

1. обособленное стр-е подразделение (учреждение) или иное место пр-ва товаров (р,у), расположенные на тер-и РБ, через кот. осуществляется предприн-я и иная деят-ть иностранной орг-и, позволяющая получать прибыль, за исключением хранения, демонстрации или поставки то



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.046 с.)