Формирование понятия «налог», экономическая природа современного налога. Общие и частные Налоговые теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование понятия «налог», экономическая природа современного налога. Общие и частные Налоговые теории.



Формирование понятия «налог», экономическая природа современного налога. Общие и частные налоговые теории.

Гос-во для выполнения своих многочис-х фун-й должно располагать необход суммой доходов.

Осн. источник формирования доходов -налоги.

Налоги- зло, фискальный инструмент принудительного изъятия части дохода для формирования бюджета.

Налог-благо, возможность исправления неравенства в обществе путём применения налогов, активная налоговая политика как средство воздействия на экономические процессы.

Налоговые отношения связаны с фактом перехода права собственности и др вещ-х прав на ден-е ср-ва.

Хар-ка налога:принудительность и односторонний хар-р,обязательность, обезличенность, индивидуальная безвозмездность, законодательная определённость, императивность.

Общественные блага-блага,использую-ся всеми членами общества.

Свойства благ:неконкурентность,неисключаемость.

 


Экономическая сущность налогов и сборов. Функции налогов, методы налогового регулирования.

Налог - обязат-й индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-го ведения или оперативного управления ден. ср-в в бюджете.

Сбор(пошлина)- обяз-й платёж, взимаемый с организаций и физич. лиц.Фун-и налога: фиксальная (формирование бюджета),регулирующая, распределительная, контрольная.

Методы налогового регулирования: замена одних способов другими, вкл. в систему дополнительных или изъятие ранее уплачиваемых налогов, дифференциация ставок налогов, установление налоговых льгот, изменение субъективного состава налогов, применение налоговых каникул, использование ускоренной амортизации, предоставление налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек.

 


3) Классификация налогов. Принципы налогообложения.

 

Кл-я налогов: объект налогообложения(прямые, косвенные),орган устанавл-й налог (гос-ные, местные, региональные), целевое назначение(целевое,нецелев.), виды налоговых ставок(твёрдые-в ден. ед., адвалорные-в %стоим-й оценке объекта),соотношение между изменением налоговой ставки и базы(прогрессивные, регрессивные, пропорциональные),порядок применения ставок к налоговой базе(шедулярные, глобальные).

ПРИНЦИПЫ: равенство и справедливость, экономическая эффективность, гибкость и нейтральность, гос-правовой хар-р и стабильность налогообложения, простота и административная эффективность налогообложения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ: всеобщность, стабильность, исключ-е двойного налогооблож, простота и прозрачность, минимизация затрат на взимание налогов, корректировка распределения доходов, соответс-е структурной политике гос-ва, оптимизация налоговых изъятий.

 


Налоговая нагрузка на экономику (налоговое бремя).

Налоговое бремя п.с. показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

Налоговое бремя — это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту.

Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40—45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок.

Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается.

 

5) Понятие налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы РБ.

 

Налоговая система - совокупнсоть налогов сборов пошлин спец режимов налогооблажения действ на основе гос суверенитета и базир на правовой основе их установления исполнению налог обязательства и организации налог контроля.Этапы становления нац налоговой системы:

1.91-92 принятие пакета законов вводящие основные бюджетообразующие налоги а также закон о налогах и сборах взымаемых в бюджет РБ2.с 2.01.2004 в силу вступила общая часть налогового кодекса.Данный документ устанавливает систему налогов сборов пошлин основные принципы НО,регулирует властные отношения по установлению введению и отмене налогов,определяет права и обязаности плательщиков и налоговых органов. 3.с 1.01.2007 все плательщики перешли на использование НПА прямого действия

4.1.01.2010 в силу вступила особенная часть налогового кодекса.С этого момента утратили силу все законы устанавливающ любые налоги в РБ.Ответственность за нарушение налог законодательства предусмотрена КОАБ.

Налог законодательство РБ представлено системой НПА принятых на основании в соответ с Конституцией:

1.налоговый кодекс и принятые в соответ с ним законы

2.декреты указы распоряжения президента регулир вопросы налогооблажения

3.международные договоры

4.постановления Правительства в области НО

5.нормативные акты местных органов власти

Участники налог отношений:

1.налогоплательщики-организации и физические лица.

2.налоговые агенты-физ и юр лица выплачивающие доход налогоплательщику3.налоговые органы

4.таможеные органы

5.комитет гос контроля МинФина и местные финансовые органы

6.органы власти и уполномоченные организации осуществляющие взимание и прием налогов.

Элементы налога: плательщик, объект, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.


6. Участники нал отношений:

 

· организации и физические лица, признаваемые плательщиками;

· организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

· Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

· Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;

· республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

· Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы и организации – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции..

.


 

Расчетная ставка

· при реализации товаров в розничн.торговле

· услуги общепита, опред-ся исходя из суммы НДС,приход-ся на остаток товаров, имеющихся на начало периода

18. ЛЬГОТЫ ПО НДС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1. лекарственные средства, приборы, изделия мед-го и вет-го назначения,а также медицинских и ветер-ых услуг

2. социальные услуги, оказываемые гос.органами(дома-интернаты,дома-престарелых)

3. прод-ты питания, произвед-е столовыми, учреждениями образования, здравоохр-ия и соц.защит

4. услуги в сфере культуры

5. оказыв-е физич-м лицам жилищно-коммунальные или эксплуатационные услуги

6. объекты жилищного фонда, в т.ч. незавершенное строительство, а также работы по строительству и ремонту

7. услуги по перевозке пассажиров городск.и пригородным автомоб-ым транспортом, внутр. водным транспортом и ж/д транспортом

8. путевки на санаторно-курортные лечение и оздоровление

9. платные услуги в сфере образования

10. банковские операции

11. услуги бань, прачечных,химчисток и тд для физ. лиц

19. порядок исчисления ндс и определние налоговых вычетов

 

Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет опред-ся след образом:

НДСкупл =НДС начисл – НВ(налоговые вычеты)

Налоговыми вычетами явл-ся сумма НДС:

1) предъявл-е плательщику при приобретении им товаров, р. у. на территории РБ

2) уплач-ые плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ

3) уплаченные плательщиком при приобретении на территории РБ тов-ов, р. у. у иностранных организаций, не сост-их на учете налоговых органов

Налоговые вычеты производятся после отражения соотв-их сумм НДС в БУ и книге покупок. Вычеты произв-ся в пределах НДС начисленного. В отдельных случаях вычет произв-ся в полном объеме независимо от суммы НДС:

а) по товарам, р. у. облагаемым по ставке 0%, а также по товарам, облагаемым по ставке 9,09% и 10%

б) у плат-ов, наход-ся в стадии ликвидации

Если сумма налогового вычета превышает сумму НДС начисл-го, то налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения принимается в след. периоде к вычету в первоочередном порядке либо возврату плат-ку.

Распределение общ.суммы налоговых вычетов между различными оборотами произв-ся 2умя методами:

1. удельные веса

2. раздельного учета

 


 

20. организация налогового учета по объектам обложения ндс.сроки уплаты и предоставление налоговых деклараций

 

Налоговый период-календарный год

Отч-ый период-по выбору плательщика календ-ый месяц или календ-ый квартал

Предост-е декларации-до 20 числа месяца,след.за истекшим очетным периодом

Уплата-до 22 числа месяца, след-го за истекшим отчетным периодом


 

25. Экономическая сущность акцизов и их функциональное назначение. Плательщики акцизов.

 

Акцизы — это косвенные налоги. Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара.

Подакцизными товарами являются:

• спирт этиловый

• алкогольная продукция с объемной долей спирта более 7% (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, шампанское),

• непищевая спиртосодержащая продукция,

• слабоалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 2-7%,

• пиво;

• табачная продукция;

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

• микроавтобусы и легковые автомобили.

Не признаются подакцизными товарами:

• спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками,

• спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению

• спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача

• спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению

• спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

• коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

Плательщики:

• организации с учетом особенностей, установленных в НК;

• индивидуальные предприниматели с учетом особ., уст-х НК;

• физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

26. Ставки акцизов. Объекты обложения акцизами.

3 объекта:

· подакцизные товары, производимые плат-ом, реализ-мые (пере­даваемые, в т.ч. в виде безвозмездной передачи в кач-ве залога, испол-мые на собственные нужды, взнос в уставный фонд, передача на давальческих условиях) на тер-рии РБ;

· подакц-е товары, ввозимые на тер-рию РБ;

· реализация подакцизных товаров ранее ввезенных на тер-рию РБ.

Подакцизными товарами признаются:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция с долей этилового спирта 7% и более;

3. непищевая спиртосодержащая продукция;

4. пиво либо пивной коктель;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до

6. 7%;

7. табачные изделия;

8. автомобильные бензины;

9. дизельное и биодизельное топливо;

10. судовое топливо;

11. газ, используемые в качестве автомобильного топлива;

12. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

13. микроавтобусы и автомобили легковые.

НЕ признаются подакцизными товарами:

· спиртосод-ие растворы с денатурирующими добавками, компо­нентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта;

· спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные на тер-рии РБ;

· спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения,

· допущенные к пр-ву и (или) применению на терр-и РБ в порядке, устан-м зак-ом;

· спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

· побочные продукты и спиртосодержащие отходы;

· коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;

· дезинфицирующие средства;

· товары бытовой химии;

· легковые авто, преднач-ные для профилактики инвалидности и реаби­литации инвалидов;

· табак, используемый в качестве сырья для производства табачных из­делий.

В РБ действуют единые ставки акцизов как для подакц-х товаров, произв-ых на тер-рии РБ, так и для подакц-х тов-в, ввозимых на таможенную тер-рию РБ и (или) реализ-ых на таможенной тер-рии РБ.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

· в абсол-й сумме на физ-ую ед-цу измерения подакц-х тов- в (твердые (специф-ие) ставки);

· в процентах от ст-сти подакц-х тов-в или тамож-й ст-сти по­дакц-х тов-в, увел-ной на подлежащие уплате суммы тамож-х по­шлин (%-ые (адвалорные) ставки).

· Подакц-ые тов-ы, ввезенные на тамож-ю тер-рию РБ, в отношении кот-х установлены твердые ставки акцизов, не признаются объектом налого- обл-я акцизами при реал-ии (передаче) в случае, если по этим подакц-м тов-м уплата акцизов произведена при их ввозе на тамож-ю тер-рию РБ.


 

27. Налоговые вычеты и льготы по акцизам.

Освобождаются от акцизов:

· подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли;

· тр-тные ср-ва, ввезенные орг-циями и ИП на таможенную тер-рию РБ по перечню, утвержденному Президентом РБ, при их реализации;

· спирт при его реал-ии (отпуске) для пр-ва лекарст-х средств бел-ким орг-циям, кот-м разрешено их произв-во;

· конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары;

· товары, перемещаемые транзитом;

· иные подакцизные товары в порядке и на условиях, определяемых Презид. РБ.

К налоговым вычетам отн-ся:

1. суммы акцизов, предъявленные или уплаченные на тер-рии РБ при приоб­ретении или получени подакцизных тов-в, а также их ввозе на тер-рию РБ;

2. суммы акцизов, уплаченные плат-ком, производящим подакц-ые тов-ы из давальческого сырья.

Отрицательная разница м/у суммой акцизов по реализованным (произв-ным) подакц-м тов-м и суммой акцизов уплаченной при приобретении или ввозе подак-х тов-в НЕ ПОДЛЕЖИТ ЗАЧЕТУ в счет предстоящих платежей в бюждет или возврату из бюджета в ВКЛ-СЯ во внереал-ные расходы.


 

28. Организация налогового учета по объектам обложения акцизами. Порядок исчисления акцизов. Сроки представления налоговых деклараций по акцизам и уплаты их в бюджет.

При реал-ции или передаче проивед-х подакц-х тов-в налоговой базой (НБ) призн-ся:

· V реализ-х или перед-х подакц-х тов-в в натур-м выражении - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установлены твердые (специф-е) ставки.

· ст-сть реализ-ных или перед-х подакц-х тов-в, опред-я исходя из отпу­скных цен без учета акцизов - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установ­лены %-ые (адвалорные) ставки.

При ввозе подакц-х тов-в на тер-рию РБ НБ опред-ся как:

· V ввезенных подакц-х тов-в в натур-м выражении - по подакц-м тов-м в отношении кот-х установлены твердые и специфические ставки.

· тамож-ная ст-сть подакц-х тов-в увел-ная на подлежащие к уплате тамож-е пошлины - по подакц-м тов-м в отн-нии кот-х установлены %-е или ад­валорные ставки.

При реализации ранее ввезенных подакц-х тов-в см. налоговая база 1.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно пред-ют в налоговые органы налоговую дек­ларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом. Уплата акцизов произв-ся не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


29. Налог на прибыль в налоговой системе РБ. Экон-ая сущ-ть налога на прибыль. Плательщик налога на прибыль.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе РБ и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах разных стран, так как напрямую уменьшает прибыль, которая является целью предпринимательской деятельности. Поэтому через этот налог государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования. Особенности его применения обусловлены теми или иными приоритетами конкретного государства или его экономическим положением.

Налогу на прибыль объективно присуща фискальная функция. Наряду с НДС он является важнейшим источником бюджетных поступлений, так как на долю этого платежа приходится значительная часть от их общей суммы.

Основное функциональное предназначение налога на прибыль — стимулирование инвестиционных процессов в сфере производства продукции (работ, услуг), а также законного наращивания капитала.

Плательщиками налога на прибыль являются организации, в том числе включая иностранные.


30. Объект обложения налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль и их класс-ия.

Объект: валовая прибыль, а также дивиденды, начисл-е бел-ми орг-ми.

Вал. прибыль – это сумма прибыли от реал-ии т-в (р, у) и внереал-х расх-в, уменьшенных на сумму внереал-х расх-в (для бел. орг-ий учитыв-ся рез-ты деят-ти за рубежом).

При НО не учитыв-ся выручка и затраты, связ-е с безвозм-й передачей т-в (р,у) в пределах одного собственника. Прибыль от реал-ии пр-ции опр-ся как разница м/д выручкой от реал-ии, уменьшенной на сумму налогов, уплач-х из выручки и затратами на пр-во. Прибыль от реал-ии ОС, НМА опр-ся как разница м/д выручкой от реал-ии, уменьш-й на сумму налогов, уплаченных из выручки и остаточной стоимостью объекта, а также затратами, связ-ми с реал-ей. Выручка от реал-ии отраж-ся на дату ее признания в б/у по методу начисления не зависимо от даты проведения расчетов.

Внереал-ые доходы – д-ды, получ-е плат-ом от деят-ти непосред-но не связанной с пр-вом и реал-ей пр-ции. Например: 1)дивиденды, получ-е от источника за пределами РБ; 2)проценты, получ-е от банков за пользование ден. ср-ми на р/с; 3)полученные штрафы, пени, неустойки; 4)безвоз-но получ-е т-ры (р,у) за исключ-м передачи в пределах одного собственника; 5)погашенная дебет-я зад-ть, по кот. истек срок исковой давности; 6)имущество, выявленное в рез-те инветар-ии.

Внереал-ые расходы – потери и убытки плат-ка, понесенные в процессе деят-ти и не связ-е с произ-м т-в (р,у). например: 1)уплаченные штрафы, пени, неустойки; 2)расх-ы на содерж-е объектов, наход-ся на консервировании; 3)рас-ы по аннулированным заказам и произ-м, не давшим прод-ции; 4)недостачи и постери от порчи ценностей, в т.ч. сверх норм естест-й убыли; 5)расх-ы и потери в связи с чрезв-ми обстоят-ви.

З-ты на пр-во и реал-ию пр-ции предст. собой стоимст-ю оценку использ-х в пр-ве сырья, мат-в, энергии и т.п., отражаемых в б/у. З-ты опр-ся на основании док-ов б/у. В случае необх-ти произ-ся налог. корректировки. Они отраж-ся в том пер-де, к кот. относятся с учетом след. особенностей:

1. з-ты, связ-е с предпусковыми работами, осущ-мые до начала деят-ти, вкл-ся в рас-ы в соот-ии с УП

2. прибыль от реал-ии приобретенных т-в опр-ся исходя из затрат, приход-ся на фактически реал-ые т-ры

3. отдельные виды з-т могут отраж-ся путем создания рез-в предстоящих расх-в

4. аморт-е отч-ия по ОС вкл-ся в рас-ы только в части объектов, наход-ся в эксплуат-ии и участв-х в предприн-й деят-ти, вкл-ая ОС, наход-ся в запасе, простое и ремонте продолжительностью до 3-х месяцев.

Плательщики имеют право вкл-т в з-ты часть первонач. стоим-ти ОС и НМА в месяце, с кот. начинает начисляться амор-ция:

· по капит. строениям (зданиям, сооружениям) – до 10%

· по машинам, обор-ю и трансп. ср-м – до 20%.

Плат-к вправе сам-но устан-ть объекты, в отношении кот. будет начисляться амор-я премия. В УП это закреплять не надо. С момента принятия такого решения данные бух. и нал. учета по конкретному объекту ОС совпадать не будут.

З-ты, не учитываемые при НО, определены статьей 131 НК. На 1 янв. 2013г. они вкл-т 24 позиции, например:

ü рас-ы на стр-во и ремонт объектов, не учитыв-щих в предприн. деят-ти

ü выплаты раб-м в ден. и натур. форме, имеющие хар-р соц. льгот, выплачиваемые по решению нанимателя сверх льгот, устан-х законод-м

ü командир. сверх норм, устан-х законод-м.

Кроме того, статья 131 содержиь пункт «иные з-ты, не связ с произ-м и реал-й пр-ции». В данном случае в норм-прав. акте, устанавливающем соот-щий вид рах-в, должны содержаться прямые указания на то, что эти рас-ы не связаны с произ-м и реал-й пр-ции.

Льготы:

1. до 10% выл. прибыли, переданной бюдж. орг-ям, здравоохр-я, культуры, образ-я, соц. обеспечения, либо использ-й на оплату счетов на эту орг-ию

2. прибыль орг-ии, исп-щей труд инвалидов, если их списочная числ-ть превышает 50%

3. прибыль от реал-ии пр-ции детского питания

4. прибыль от реал-ии производимой пр-ции растеневодства, пчелов-ва и т.д.

5. прибыль от рела-ии инновациооной и высокотехнологичной пр-ции собств-го пр-ва

6. прибыль орг-й культуры под осущ-ие ими культ-й деят-ти

7. прибыль учреждений образования.

31. Организация НУ по объектам обложения налогом на прибыль. Регистры НУ.

 

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов нал-я и опред-я нал-й базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным БУ. НУ ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления нал-го контроля, основывается на данных БУ и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Регистром НУ является нал-я декларация (расчет) по соотв-му налогу.

В главе 8 «Регистры НУ и порядок их ведения» Инструкции № 19 установлены виды регистров НУ по налогу на прибыль и правила их ведения. В частности, для целей НУ по налогу на прибыль применяются регистры НУ, в кот. на основе данных БУ отражается и группируется сводная информация об элементах НУ, проводятся расчетные корректировки к этим элементам и отр-ся инф-я опоказателях, принимаемых для определения размера налоговой базы.

При наличии соответствующих операций плательщики, иные лица, на которых согласно налоговому законодательству возлагается исполнение налоговых обязательств, обязаны вести следующие виды регистров налогового учета:

1) регистры доходов:

регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг);

регистр доходов от внереализационных операций;

регистр доходов, полученных из-за рубежа;

2) регистры расходов:

регистр расходов по пр-ву и реал-и товаров (р,у);

регистр внереализационных расходов;

регистр расходов, приходящихся на доходы, полученные из-за рубежа, в соответствии с НК РБ;

3) регистр расчетных корректировок.


 

32. Ставки налога на прибыль.

 

Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 18 процентов. Другие ставки налога на прибыль:

1. 10% - для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, а также научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров

2. 5% - члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

3. 12% по дивидендам, полученным от источников за пределами РБ, а также дивиденды, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством и начисленные белорусскими организациями.


 

33. Порядок исчисления налога на прибыль и уплаты его в бюджет. Сроки представления налоговой декларации и осуществления платежа.

 

Налог на прибыль определяется как произведение налоговой базы на ставку.

Налоговая база налога на прибыль опред-ся как денежное выражение валовой прибыли, подлеж-й налогообл-ю.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Отчетным периодом налога на прибыль признается:

1) для иностранных организаций, осуществл-х деят-ть в РБ через постоянное представит-во, – календ-й квартал;

2) для иных плательщиков – по их выбору: календарный месяц или календарный квартал;

Сумма налога на прибыль исчисляется плательщиками нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога на прибыль с дивидендов, начисленных бел-ми орг-ми, исчисляется как произв-е налоговой базы и налоговой ставки, удерживается и перечисляется в бюджет белорусскими орг-ми, начислившими дивиденды.

Плат-ки налога на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль не позднее 20-го числа месяца, след-го за истекшим отч-м периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообл-я. С дивидендов - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Уплата налога на прибыль произв-ся в течение налогового периода по итогам истекшего отч-го периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По дивидендам - не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.


 

34. Особен-ти определения налога на прибыль банками, страховыми орг-ми, по операциям с ценными бумагами.

 

При опред-и валовой прибыли банков учитываются доходы и затраты по операциям между филиалами (отделениями), исполняющими в устан-м порядке налоговые обязательства этих банков. Особенности опред-я доходов банков раскрыты в статье 132 НК РБ. В этой статье отр-ся доходы банков от реализации товаров (р,у), имущественных прав включают, а также внереализационные доходы. Особ-ти определения расходов банков раскрыты в статье 133 НК РБ, в которой отражаются затраты банков по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают, а также внереализационные расходы банков.

Статья 134. Особенности определения доходов страховых организаций раскрывает инф-ю о доходах страховых организаций от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов. Особенности определения затрат страховых организаций раскрыты в статье 135 НК РБ.

В статье 138 НК РБ раскрываются особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами

При определении валовой прибыли от операций с ЦБ:

- доходы плательщика при реализации ЦБ учитываются исходя из цены реализации ЦБ и полученной плательщиком суммы накопленного процентного дохода.

- затраты плательщика при реализации ценных бумаг, а также при их погашении определяются исходя из расходов на приобретение и реализацию или погашение ценных бумаг, оплату услуг и иных прямых расходов, непосредственно относящихся к операциям с ценными бумагами.

При определении валовой прибыли не учитываются:

- доходы от совершения сделок РЕПО с ЦБ при реализации этих ЦБ не выше их текущей стоим-ти на день продажи.

- процентный (купонный) доход по ЦБ, полученный в период обращения ЦБ до наступления срока их погашения.

35. Ос-ти исчисления и уплаты налога на прибыль иностр-х орг-й, осуществл-х деят-ть на тер-и РБ через постоянное представительство.

 

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории РБ, признается:

1. обособленное стр-е подразделение (учреждение) или иное место пр-ва товаров (р,у), расположенные на тер-и РБ, через кот. осуществляется предприн-я и иная деят-ть иностранной орг-и, позволяющая получать прибыль, за исключением хранения, демонстрации или поставки товаров собственного пр-ва; закупки товаров для иностр-й орг-и; сбора или распространения инф-и для иностр-й орг-и.

2. орг-я или физ. лицо, осуществл-е деят-ть от имени иностранной орг-и и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностр-й орг-и на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

В случае, если одним из источников валовой прибыли иностранной орг-и является прибыль от ее деят-ти на территории РБ через постоянное представительство и эта прибыль не м/б определена документально, валовая прибыль, подлежащая нал-ю на тер-и РБ, рассчит-ся как произведение валовой прибыли иностр-й орг-и и коэф-та, позволяющего опред-ть удельный вес прибыли, подлежащей нал-ю в РБ. Коэффициент определяется как удельный вес одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, согласованного иностранной организацией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной орг-и. В течение налогового периода не допускается изменение принятого коэффициента исчисления валовой прибыли.

При включении в валовую прибыль доходов, с которых был удержан и перечислен в бюджет налог на доходы, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму налога на доходы.

36. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство.

 

Плательщики – иностраные организации не осуществляещие деятельность в РБ через постоянное представительство, но извлекающее доходы из источников в РБ.

Объект – доходы иностранных организаций полученных плательщиком:

1.плата за перевозку, фрахт за оказание транспортно-эксплуат. услуг – 6%

2.доходы получен по долг обязательствам любого вида,включ доходы по кредитам займам ценным бумагам плата за пользование временно свободными денежными средствами - 10%

3.роялти

4.дивиденды и приравненные к ним доходы - 12%

5.доходы от проведения культурно-зрелищных мероприятий

6.штрафы, премии, неустойки

7.выполнение НЕОКР изготовление опытных образцов предпроектные и проектные работы

8.доходы от реализации недвижимости ценных бумаг долей в уставном фонде - 12%

9.доходы от деятельности по обработке данных поисковых порталов и поисковых машин в инете

Налоговая база определяется как сумма доходов плательщика в отдельных случаях она уменьшается на сумма понесеных расходов при условии что к моменту исчисления налога у налогового агента имеется документально подтвержденная информация о таких расходах.

Ставки налога:

*по другим доходам 15%

Налоговый период – месяц на который приходится дата начисления дохода плательщику. Налог исчисляется удерживается и перечисляется белорусской организацией начисляющей доходы плательщику. Данная организация признается налоговым агентом.

Декларация предоставляется налоговым агентом до 20 числа месяца следующим за истекшим налоговым периодом, если сумма налога превышает налог уплаченный в течении года текущими платежами то до 22 марта производится доплата разницы между фактическим налогом и уплаченным. В обратном случае, производится зачет в счет будущих платежей по налогу на прибыль или в счет других налогов либо возврат суммы переплаты плательщику. Уплата налога на прибыль текущими платежами может производится 2 методами:

1.исходя из суммы прибыли полученой в прошлом налоговом периоде,текущий платеж равен 1/4 суммы налога на прибыль за прошлый период. Метод не применяется предприятиями без прибыли в году.

2.исходя из суммы прибыли планируемой к получению в текущем году.В этом случае сумма налога равна 1/4 налога на прибыль исходя из планируемой прибыли но не менее 80% фактического налога отчетного периода.

В течении года переход с 1 на 2 метод не допускается а со 2 на 1 допускается.


37. Плательщики подоходного налога. Объект обложения подоходным налогом.

 

Плательщик – физические лица.

Объект – доходы, полученные плательщиком:

1.для резидентов

*на территории

*за пределами

2.для нерезидентов

*на территории

Не являются объектом доходы полученые плательщиком:

1.от операций имущественного и неимущественного характера между лицами состоящими в отношениях близкого родства

2.выплаты производимые в соответсвии с законодательством за счет средств бюджета предназначеные для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

3.в размере стоимости товаров розданых в рамках проведения рекламных акций если отсутсвуют сведения о получателе данных товаров

4.доходы полученые от другого лица для осуществления расчетов в его пользу оплаты по его поручению товаров работ услуг либо для передачи их 3-м лицам

5.государственая соц помощь

 


38. Налоговая база и льготы по подоходному налогу, их экономическая сущность.

 

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу подоходного налога с физических лиц.

Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Льготы:

1.пособия по соц страхования и обеспечению

2.пенсии

3.все виды компенсаций,кроме компенсации за отпуск,за износ автомобилей инвентаря

4.выходные пособия

5.алименты

6.гос премии РБ

7.выплаты плательщикам имеющие почетные звания

8.единовременная мат помощь выплачиваемая в связи с ЧП

9.мат помощь выплачиваемая в связи с законодат актами

10.стоимость путевок в санатории

11.стоимость путевок для детей за счет средств организаций до 2185000 для каждого ребенка от каждого источника

12.стипендии

13.наследства

14.мат помощь подарки призы получаемые по месту основной работы до 10кк,от др. источников до 660к от каждого источника

15.призы полученые спортсменами за участие в соревнованиях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.174 с.)