ТОП 10:

Принципы налогового администрирования.



Принципы налогового администрирования.

Можно определить следующие принципы налогового администрирования:

1. Принцип законности. Данный принцип означает, что налоговое администрирование, являясь подсистемой управления налоговой системы, должно подчиняться в своей деятельности установленному налоговому и финансовому законодательству страны. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках налогового администрирования, должны проводиться исключительно в установленных законом правилах.

2. Принцип объективности.При проведении мероприятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.

3. Принцип единства. Предполагает единство применяемых приемов, методов и инструментов налогового администрирования на всей территории РФ.

4. Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение. Кроме того, эффективность налогового администрирования проявляется в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и урегулирования налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования.

Методы налогового администрирования.

Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.

- Планирование в системе налогового администрирования

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования обеспечить - качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов .

- Учет в системе налогового администрирования

Оперативно-бухгалтерский учет в налоговых органов выполняет следующие задачи:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений и задолженности;

- учет использования средств на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ и контроль.

Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования .

Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель - информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

- Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль .

Основная цель налогового контроля - противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.

- Регулирование в системе налогового администрирования

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей.

К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования, именуемой «налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством» . К ним относятся:

льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;

льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.

Учет налогоплательщиков.

Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют их обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в соответствии с порядком, установленном НК. Определение налогоплательщика и плательщика сборов приведено в ст. 19 НК.

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Учет регулируется общей частью НК буквально несколькими статьями – 83,84.

Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с некоторыми принципами.

Первый принцип – обязательность налогового учета.

Второй принцип – принцип множественности учета. Мировой опыт знает два основных принципа учета: принцип однократности учета и принцип множественности учета, и третий – комбинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. В нашей стране применяется принцип множественности учета, поскольку он позволяет решить конкретные задачи, связанные с особенностями нашего государства. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц.

Третий принцип – принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра. Поэтому отрицательные стороны принципа множественности учета ограничиваются тем, что есть единый ИНН и есть единый реестр налогоплательщиков.

Виды налоговых проверок.

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Согласно действующему законодательству налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если по результатам налоговой проверки выясняются факты неисполнения, либо неполного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, налоговые органы обязаны принять меры по обеспечению их выполнения, включая направление требования о погашении задолженности и пени, а после этого – о погашении в установленном порядке штрафных санкций за выявленные в результате проверки нарушения.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных налогоплательщиками деклараций и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Налоговый кодекс не обязывает налоговые органы заблаговременно информировать налогоплательщика о проведении у него налоговой проверки, но и не запрещает этого. Однако, даже при внезапной налоговой проверке проверяемый имеет пятидневный срок, установленный согласно нормам ст. 93 НК РФ, в течении которого он может, не предоставляя документы, свести налоговую проверку лишь к обследованию помещений, проводимому в соответствии со ст. 92 НК.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительность выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством, как правило, не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц па проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок головного офиса.

Срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не включаются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК и фактическим представлением. Из формулировки данной статьи следует, что налоговые органы могут, во-первых, проверять одного налогоплательщика в режиме выездной проверки несколько раз в течение года, – при условии, что тематика проверок будет охватывать либо разные налоги, либо разные периоды; во-вторых, увеличить продолжительность проверок для организаций, имеющих обособленные подразделения; в-третьих, проверять обособленные подразделения независимо от проверки головной организации, и такая проверка не будет считаться проверкой головной организации. Таким образом, при желании налоговые органы могут находиться на территории налогоплательщика в режиме выездной проверки хоть круглогодично.

Зачет и возврат налогов

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

• зачет

• возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.

Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом, но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика.

Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим.

Возврат - возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата. Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата. Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган

Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки.

Налоговые кредиты

Налоговый кредит (tax base) — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Налоговый кредит предоставляется на том этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. Налоговые кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемой прибыли, а непосредственно из суммы начисленного налога. Наиболее известные на Западе виды налоговых кредитов — кредит для налогов, уплаченных за рубежом, кредит на подоходный налог, кредит для стимулирования занятости, инвестиционный кредит.

В России согласно ст.66 Налогового кодекса организации, осуществляющие НИОКР, техническое перевооружение собственного производства, внедренческую и инновационную деятельность, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, имеют право в течение от одного до пяти лет пользоваться инвестиционным налоговым кредитом, уменьшая суммы налога на прибыль (доход), а также региональных и местных налогов.

Конкретные размеры инвестиционного налогового кредита, зависящие от оснований его предоставления, определены п.2 ст.67 Кодекса. Однако суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общему правилу без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо инвестиционного налогового кредита перенос срока уплаты налогов и сборов осуществляется в России также в формах отсрочки, рассрочки и налогового кредита.

18) Налоговое планирование,его понятие,этапы,пределы.

Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

Независимый налоговый аудит

Налоговый аудит – независимая проверка финансовой деятельности Вашей компании нашими специалистами.

Практика показывает, что на сегодняшний день налоговый аудит является наиболее востребованной услугой у самых разных фирм. Это и понятно, потому что независимая экспертная оценка финансового состояния – это очень важная информация для руководства. В результате налогового аудита Вы получаете информацию о состоянии бухгалтерского и налогового учета в компании, о правильности и достоверности расчета налоговых баз. Вовремя выявленные нарушения помогут избежать ненужных расходов при уплате налогов и взаимодействии с налоговой инспекцией.

Проведя независимый налоговый аудит в своей компании, Вы получите информацию, которая поможет снизить или избежать налоговых рисков, информацию о наличии нарушений, рекомендации по исправлению этих нарушений, информацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и о точности налоговых расчетов. В нашей компании налоговый аудит проводится высококлассными специалистами, чья репутация и квалификация не вызывают никаких сомнений. Мы проводим налоговый аудит и аудит бухгалтерской деятельности.

В процессе аудита налогообложения изучаются налоговые базы по каждому из проверяемых видов налога, проводится аудит налогового учета и налоговой отчетности, как комплексный, так и по отдельным налогам. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисление пени и привлечение к налоговой ответственности существенно снижаются.

Проведенный нашей компанией налоговый аудит Вашей деятельности поможет выявить недочеты в налоговой деятельности, которые Вы сможете исправить во избежание получения штрафных санкций со стороны налоговой инспекции. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации.

Принципы налогового администрирования.

Можно определить следующие принципы налогового администрирования:

1. Принцип законности. Данный принцип означает, что налоговое администрирование, являясь подсистемой управления налоговой системы, должно подчиняться в своей деятельности установленному налоговому и финансовому законодательству страны. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках налогового администрирования, должны проводиться исключительно в установленных законом правилах.

2. Принцип объективности.При проведении мероприятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.

3. Принцип единства. Предполагает единство применяемых приемов, методов и инструментов налогового администрирования на всей территории РФ.

4. Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относительной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение. Кроме того, эффективность налогового администрирования проявляется в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и урегулирования налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.016 с.)