Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие налоговой системы. Основные виды налогов и сборов в РАСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения, образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Основы ныне действующей налоговой системы РА заложены в 1992 -1994 гг., когда был принят большой пакет законов об отдельных видах налогов, сборов, пошлин и других платежей. Среди них закон «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему РА, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд репатриации, Фонд социального страхования и др.
Задачи налоговой системы: - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; - противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; - реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Существуют и другие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами: 1) Полнота выявления источников в целях обложения их налогом. 2) Минимизация расходов по взиманию налогов. Действующая налоговая система в РА предоставлена совокупностью налогов, сборов и пошлин и других платежей (всего 21), взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории республики.. Виды республиканских и местных налогов и предельные ставки регламентируются законодательством РА. С учетом бюджетного устройства Республики Абхазия в стране введена двухуровневая система налогов, которая состоит из республиканскихи местных налогов. К республиканским налогам относятся следующие налоги: - налог на прибыль (доход) предприятий; - налог на добавленную стоимость; - акцизы на отдельные группы и виды товаров; - налог на операции с ценными бумагами; - таможенная пошлина; - государственная пошлина; - транзитный налог; - налог на имущество предприятий; - платежи за пользование природными ресурсами; - налог на реализацию горюче-смазочных материалов; - налог с владельцев транспортных средств. - лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.
К местным налогам относятся следующие налоги: - подоходный налог с физических лиц; - налог на имущество физических лиц; - земельный налог; - регистрационный сбор с физических лиц; - сбор за право торговли; - сбор за право торговли вино-водочными изделиями; - сбор за выдачу ордера на квартиру; - сбор за использование национальной символики; - курортный сбор; - специальный налог на отдельные виды деятельности; - лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления
Все налоги, сборы, пошлины и внебюджетные фонды составляют бюджетную систему РА. Внебюджетные фонды социального характера формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда. Тарифы страховых взносов дифференцированы в зависимости от организационно-правовой формы деятельности.
2.2. Принципы построения налоговой системы РА
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющую силу закона, с одной стороны, а с другой стороны, защищающую права налогоплательщика. Использование налогов в качестве главного источника доходов государства требует разработки определенных правил. Впервые они были сформулированы в 1776 г. Адамом Смитом[1]. Предложенные им принципы сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. В системе налогообложения можно условно выделить три группы принципов: экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике следующие экономические принципы налогообложения: 1. Принцип хозяйственной самостоятельности. 2. Принцип справедливости. 3. Принцип соразмерности. 4. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. 5. Принцип экономичности (эффективности).
Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно определяет свою экономическую деятельность согласно требованиям действующего законодательства. Хозяйственная самостоятельность - свобода действий хозяйствующего субъекта с предоставлением ему соответствующих полномочий для управления производством. Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую, этот принцип также характеризуют, как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным), либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Этот фундаментальный принцип налогообложения означает, что при установлении налогов должна учитываться экономическая состоятельность налогоплательщика. В соответствии с этим, ставка налога должна изменяться в зависимости от дохода и состоятельности лица. Чем они больше, тем выше ставка налога. Причем, чем более будет дифференцирована шкала ставок, тем более справедливо будет распределение объема участия налогоплательщиков в пополнении государственного бюджета. Экономически слабым и незащищенным группам лиц должны устанавливаться заниженные ставки налога и иные налоговые льготы. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны. Этот принцип характеризуется кривой А. Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 2.1.). Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка составляет до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 - 80 -е гг. ХХ в.
Общая сумма налоговых поступлений в бюджет
0 50 100 ставка налога % Нормальная Запретная зона зона Рис. 2.1. Кривая Лэффера. Зависимость доходов бюджета от уровня Налогообложения
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности. Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др. Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности. Принцип максимального учета интересов налогоплательщиков основан на двух принципах А.Смита: принципе определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципе удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны плательщику). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога. В том числе и этим принципом руководствовался абхазский законодатель при принятии Закона РА от 12 июля 2006 года «Осистеме налогообложения в виде специального налогана отдельные виды деятельности», в котором предусматривается заменауплаты налога на прибыль предприятий и организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество одним – спецналогом. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. На практике это означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие: - каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом; - количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным; - законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу; - тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования; - при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст. Принцип экономичности (его еще характеризуют как принцип эффективности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству налогов РА этот принцип реализуется. В качестве примера можно привести наличие в налоговой системе РА налога на имущество физических лиц. Взимание этого налога потребовало бы усилий налоговых органов по выявлению объектов налогообложения их оценке, исчислению налога, извещению граждан и контролю за его уплатой. Т.е. затраты, связанные с обслуживанием этого налога несоизмеримы с мизерными доходами. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать в десятикратном размере его расходы
Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Принцип нейтральности (равного налогового бремени) предусматривает общеобязательность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Согласно данному принципу не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (форма собственности, местонахождение плательщика и др.). Принцип установления налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные органы власти, принимая в обязательном порядке соответствующие республиканские законы. Принцип отрицания обратной силы налогового закона - общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Принцип приоритета налогового закона над неналоговым является специальным. Он означает, что если неналоговые законы содержат нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, принять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае несоответствия норм применяются положения налогового законодательства. Принцип наличия в законе существенных элементов налога предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом. Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов, при возврате переплаченных налогов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.012 с.) |