Налоговый контроль. Основные формы и методы проведения.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговый контроль. Основные формы и методы проведения.



 

Контрольная функция в системе налогообложения является важнейшей составляющей, поскольку, благодаря ей реализуется фискальная политика государства.

Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах.

Формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов.

Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание налогового контроля:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных и привлечение их к ответственности.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Виды налогового контроля можно классифицировать по различным основаниям (рис 4.1.).

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

                                     
   
 
   
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
 
     
 
 
 
По срокам
 
По источникам
 
По уровню
 
       
 
 
Оперативный контроль
 
Документальный контроль  
     
Внутренний аудит  
 
 
 
Периодический контроль
 
Фактический контроль
 
Внешний аудит
 

 

 

 


Рис. 4.1. Виды налогового контроля

Оперативный контроль - проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль - проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и др. сведения.

Фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.п.

Документальный контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки или поставки и т.п.

Внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он основан на обеспечении достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит - негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Минфина РА.. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

 

Формы налогового контроля:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов.

Методы налогового контроля – это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль:

- встречные сверка и сопоставление документов (встречная проверка);

- осмотр помещений;

- выемка документов;

- экспертиза с привлечением экспертов и специалистов;

- инвентаризация имущества.

Встречная сверка –большинство первичных документов составляется в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают в разные подразделения одного предприятия или в разные организации.

Встречная сверка документов означает сверку отдельных экземпляров (вариантов) одного и того же документа, а также учетных регистров, находящихся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одной и той же организации.

 

Осмотр помещений –налоговые органы имеют право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории. Осмотр помещения в обязательном порядке должен проводиться в присутствии не менее двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Работники налоговых органов не могут участвовать в осмотре в качестве понятых.

При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого производится данное действие (его представитель), и специалисты, которые в дальнейшем могут выступать как свидетели в суде.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру отдельных помещений (кроме жилых помещений) и территорий, ими составляется акт, в котором фиксируется факт воспрепятствования к доступу. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Выемка документов –изымаются документы должностными лицами налоговых органов при условии, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.

Документы изымаются на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, с обязательным утверждением руководителя соответствующего налогового органа. Налоговый инспектор должен обосновать, почему документ будет сохраннее именно в налоговом органе, а не у налогоплательщика. Документы изымаются в присутствии понятых и представителей налогоплательщика. Составляется протокол об изъятых документах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.008 с.)