Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность налогов и их функции↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы и методы налогообложения Принципы налогообложения — это ключевые положения, на основе которых строится система налогообложения. Принципы закреплены конституцией государства и налоговым кодексом страны (в Российской Федерации принципы налогообложения прописаны в ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Одним из основных разработчиков принципов налогообложения был Адам Смит. Он предложил ряд критериев с целью выявления положительных и отрицательных сторон конкретной системы налогообложения. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика основан на праве частной собственности. Принцип справедливости. Принцип справедливости является ключевым принципом, на основе которого должна строиться любая система налогообложения. Согласно этому принципу налогоплательщики с более высоким уровнем доходов и большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет государства. Для обеспечения справедливости системы налогообложения должен быть выполнен целый ряд правил: - один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз в течение определенного периода; - все субъекты налогообложения должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в налоговых органах; - предоставляемые налогоплательщику льготы должны применяться исключительно в соответствии с законодательством, недопустимо предоставление льгот отдельным юридическим и физическим лицам; - штрафы и пени должны взыскиваться с налогоплательщиков в бесспорном порядке. Принцип определенности. Каждый налог должен быть четко определен, а не произволен. Налогоплательщику должен быть известен срок уплаты налога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате, и т. д. Принцип простоты и удобства. Согласно этому принципу налоговая система должна быть максимально проста, но в то же время способна обеспечить бюджет государства необходимыми средствами для поддержания его функционирования. Кроме того, методика расчета налогов и заполнения форм налоговой отчетности должна быть понятна широкому кругу налогоплательщиков. Система и процедура выплаты на логов должны быть удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью, кроме того, обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее. Принцип экономичности. Принцип экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Принцип экономической эффективности. Суть принципа заключается в том, что должна быть соблюдена соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика последствиями налогообложения. Налоговая система должна быть разработана так, чтобы содействовать максимальному росту экономики при обеспечении выполнения всех функций государства. Принцип стабильности и гибкости. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности. В целях стабилизации налоговых отношений принято, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением. Под гибкостью налогового законодательства понимается способность налоговой системы быстро перестраиваться для эффективного решения вопросов, стоящих перед налоговой и бюджетной политикой государства, без нарушения стабильности системы налогообложения. Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливающего полное или частичное освобождение налогоплательщиков от обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, что создает дополнительные условия для развития наиболее важных для общества направлений деятельности субъектов хозяйствования. Гибкость налоговой системы в условиях рыночной экономики выступает необходимым условием для эффективного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов. Принципы налогообложения учитывались при разработке системы налогообложения Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации в ст. 3 закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать установленные налоги. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и по-разному применяться исходя из расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Принцип законного установления налогов и сборов. Налогоплательщики должны уплачивать только законно установленные налога и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Принцип понятности налогового законодательства. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Принцип экономической обоснованности налогов. Налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование. Принцип единства налоговой системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ. Помимо общих принципов налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (подп. «и» ст. 72 Конституции России), существуют частные принципы налогообложения, которые относятся только к некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы местного налогообложения и т. д. Способы уплаты налогов Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет. При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога: 1) кадастровый; 2) декларационный; 3) у источника выплаты. Первый способ предполагает использование кадастра - реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога. Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах. Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, и не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение: 1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; 3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения лицу ущерба в результате стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа; 3) угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер; 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок 1 года с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки ЦБ РФ. По п. 6 – по правилам, установленным ТК (сейчас в размере ставки рефинансирования). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации на основании предусмотренных законодательством случаев предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется: 1) по основаниям, указанным в пункте 1 - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом пункте целей; 2) по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Тема 1.2 Налоговая система Российской Федерации
Вопросы лекции 1. Налоговая система РФ, ее структура и принципы построения 2. Налоговое законодательство 3. Классификация налогов и сборов 4. Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование
Налоговое законодательство Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из Конституции вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства. В соответствии со ст. 75 (часть 3) Конституции РФ система Залогов, взимаемых в.федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ (пункт «и») решение указанных задач относится совместному ведению РФ и ее субъектов. В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений — это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. В результате постепенного принятия Налогового кодекса РФ, сложилась некая переходная система налогового законодательства, когда равноценно с прямым налоговым законодательством (к таковому относится Налоговый кодекс РФ) функционируют законодательные акты непрямого действия (т.е. налоговые законы и инструкции по применению тех налогов, которые пока не включены в Налоговый кодекс РФ). Первая часть Налогового кодекса РФ устанавливает: - виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. Перечни налогов и сборов, данные в первой части Налогового кодекса (ст. 13,14, 15), вступят в силу после принятия второй части Налогового кодекса; - основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; - принципы и порядок установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах; - формы и методы налогового контроля; - ответственность за совершение налоговых правонарушений; - порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. В ст. 8 НК РФ закреплено, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В Налоговом кодексе РФ в настоящее время установлен порядок взимания ряда налогов. Правоотношения, касающиеся остальных налогов и сборов на территории РФ, определяются специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ. Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Порядок применения конкретных налоговых законов определяется соответствующими инструкциями Министерства РФ по налогам и сборам (далее - МНС РФ). Следует иметь в виду, что инструкции Министерства РФ по налогам и сборам не могут устанавливать или отменять налоговые обязательства. Их назначение - регламентировать единообразные способы практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и органов управления, связанные с правильным и своевременным исчислением и взиманием налогов и сборов. Предполагается, что по мере принятия новых глав второй части Налогового кодекса РФ все законодательство, касающееся взимания конкретных налогов, станет прямым. Таким образом, налогоплательщику будет достаточно одного Налогового кодекса, чтобы правильно рассчитать и своевременно заплатить налоги. В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога, в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения, установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов. В случае если данные акты предусматривают устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии прав налогоплательщиков и плательщиков сборов, они имеют обратную силу. Законодательные акты, которые повышают налоговые ставки и размеры сборов, устанавливают новые обязанности и штрафные санкции налогоплательщикам и плательщикам сборов, обратной силы не имеют. Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами МНС РФ, постановлениями Конституционного суда РФ, решениями и определениями Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Указы Президента РФ могут устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению. Правительство РФ устанавливает (в некоторых случаях) ставки таможенных пошлин, определяет нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству. Акты МНС РФ и Министерства финансов РФ в случае, если они прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеют нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов и сборов. Акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ, определяют порядок; функционирования налоговых органов; дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства, разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п. Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ.
Организация деятельности Федеральной налоговой службы России (ФНС) Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы: 1) распределяет обязанности между своими заместителями; 2) представляет Министру финансов Российской Федерации: а) проект положения о Службе; б) предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; в) предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы; г) предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы по субъектам Российской Федерации; д) проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; е) предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы; 3) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы; 4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы по субъектам Российской Федерации, руководителей инспекций Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня; 5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе; 6) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 7) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 8) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.
Выездная налоговая проверка Порядок проведения выездной налоговой проверки в достаточной степени формализован. Кроме того, в отличие от камеральной проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля. Основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. Выездная налоговая проверка (статья 89 Кодекса) проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: - наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; - наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и представительств организации независимо от проведения проверки самой организации*(6). В случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет; - период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; - вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Например, в решении была указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на имущество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку - отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу, действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период; - Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина (Приказ МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 (в ред. от 07.02.2000 N АП-3-16/34) «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» (зарегистрирован в Минюсте России от 15.11.1999 N 1978)). В случае, если возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем налогового органа, проводящего проверку, должно быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки по соответствующей форме. Несоблюдение этого требования также может приводить к отмене результатов проверки. Доступ должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органов о проведении выездной налоговой проверки. Административная ответственность наступает в случае отказа в доступе в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, уполномоченным на проведение проверки должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки (штраф до 20 МРОТ на должностных лиц согласно статье 19.4 КоАП РФ). В подобных случаях налоговые органы для проникновения в искомое помещение могут привлечь сотрудников органов внутренних дел. Но могут поступить иначе: составить акт и самостоятельно, расчетным путем на основании оценки имеющейся информации, определить суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса). Налог взыскивается в бесспорном порядке. Это не относится к случаям, когда налоговые органы меняют юридическую квалификацию сделок или юридическую квалификацию статуса и характера деятельности налогоплательщика. При таких обстоятельствах налоговая инспекция обращается в суд с иском о взыскании доначисленного налога (пункт 1 статьи 45 Кодекса). Продолжительность проверки не более двух месяцев. В исключительных случаях срок проверки может увеличиваться до трех месяцев. Перечень таких случаев Кодексом не установлен, что может рассматриваться как ограничение прав налогоплательщика. Срок проверки продлевается решением вышестоящего налогового органа, которое может быть принято, например, в случаях проведения проверок крупнейших и основных налогоплательщиков, встречных проверок и т.п. (письмо МНС России от 29.04.2004 № 06-4-03/640). Проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодексом и представлением им запрашиваемых документов. В соответствии со статьей 93 Кодекса у налогоплательщика имеется пять дней для представления требуемых документов. По мнению автора, выход из неопределенности положений Кодекса о порядке исчисления срока проверки был найден в достаточно корректной процедуре «приостановления проверки», введенной подзаконным актом МНС России. По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В акте налоговой проверке приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. В Кодексе возможность приостановления проверки прямо не предусмотрена. Но имелись судебные решения, подтверждающие правомерность приостановления проверки в силу имеющихся в конкретных случаях объективных причин невозможности проведения проверки (наличие форс - мажорных обстоятельств (затопление, пожар на территории, где проводится проверка)). Существовали следующие варианты трактовки течения срока проведения проверки: 1) беспрерывный, то есть последовательно с начала и, по общему правилу, до последнего дня двухмесячного срока включительно, 2) с учетом срока приостановления проверки на основании решения налогового органа, 3) арифметический, на основе ежедневного учета времени нахождения проверяющих на территории проверяемого. При таком подходе проверка может тянуться неограниченное количество времени в пределах установленной «глубины» налоговых проверок в три года. Конституционный суд указал, что в срок проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. В срок проверки засчитывается время проведения инвентаризации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.017 с.) |