Специальностей высших учебных заведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальностей высших учебных заведений



Учебное пособие

 

АБХАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

Л.Ю.ЗАДЕ

 

Н А Л О Г И

Учебное пособие по курсу

«Налоги и налогообложение»

 

 

Рекомендовано

редакционно-издательским советом Абхазского

государственного университета

в качестве учебного пособия для студентов экономических

Специальностей высших учебных заведений

 

СУХУМ

 

 

3-е издание, переработанное и дополненное

 

 

Рецензенты:

 

Шамба О.Б.- проректор АГУ по науке, акад. МАИЭС, проф.

 

 

Налоги: Учебн. пособие для вузов/ Л.Ю.Заде. - Сухум, 2011.

 

 

Учебное пособие содержит базисный материал по теории и практике налогообложения. В нем раскрываются природа и сущность налогов, рассматриваются принципы налогообложения, функции и особенности построения налоговой системы Республики Абхазия, даны характеристики различных видов налогов.

Особое внимание уделяется роли налоговых администраций, а также организации налогового контроля. Систематизированы меры ответственности за налоговые правонарушения.

Для студентов экономических специальностей, а также широкого круга лиц, интересующихся вопросами налогообложения.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Глава I. Налоги в экономической системе общества

Экономическая сущность и функции налогов.

Основные элементы налога и способы взимания

1.3. Классификация налогов

Глава II. Налоговая система Республики Абхазия

И принципы ЕЕ построения

2.1. Понятие налоговой системы, задачи, функции.

2.2. Принципы построения налоговой системы.

2.3. Правовая основа налоговой системы РА

2.4. Основные виды налогов и сборов.

Глава III. участники отношений в сфере налогообложения.

3.1. Государственные органы

3.1.1. Министерство по налогам и сборам РА

3.1.2. Государственные налоговые инспекции городов и районов РА

3.1.3. Права и обязанности налоговых органов

3.1.4. Таможенный комитет РА

3.1.5. Министерство финансов РА

3.2. Налогоплательщики

3.2.1. Налоговое обязательство и его исполнение

3.2.2. Постановка на учет в налоговых органах.

3.2.3. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

 

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

4.1. Налоговый контроль. Основные формы и методы проведения.

4.2. Налоговых проверки и их виды.

4.3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Глава V. Республиканские налоги РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

5.1. Налог на прибыль предприятий и организаций

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество предприятий

Акцизы

Таможенная пошлина

5.6. Налоговые платежи, поступающие в Дорожный фонд

5.7. Государственная пошлина

5.8. Налог на операции с ценными бумагами

5.9. Лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления.

 

 

Глава VI. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Подоходный налог с физических лиц

Налог на землю

6.3. Специальный налог на отдельные виды деятельности

Другие местные налоги и платежи

Краткий словарь налоговых терминов

Заключение

Справочная литература

 

 

«Платить налоги и умереть должен каждый"

Б. Франклин

ВВЕДЕНИЕ

История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.

То, что налоги, как форма изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения объективно необходимы, не вызывает сомнения у образованного и законопослушного члена общества. Государству, собираемые средства необходимы для выполнения принятых на себя функций и, требовать уничтожения налогов значило бы, требовать уничтожения самого общества. Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. Государство как получатель налогов устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, т.е. форма и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином порядке. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве. Именно налогообложение находится на стыке всех социально- политических и экономических интересов общества.Сохранился такой порядок и в наши дни. Наряду с законами в Республике Абхазия действует целый ряд других нормативных документов по вопросам налогообложения (инструкции, письма и разъяснения Министерства по налогам и сборам, решения органов власти местного самоуправления и т.д.). Работа с таким количеством документов требует знаний теоретических основ налогообложения и большого практического опыта. Подготовка будущих специалистов к такой работе - основная цель данного учебного пособия.

В первых главах пособия затронут исторический аспект использования налогов в целях формирования доходов государства, раскрыта экономическая и правовая природа налога, большое внимание уделено ознакомлению с элементами налога.

Рассматриваются основы построения налоговой системы Республики Абхазия, анализируется действующая система законодательства в налоговой сфере. Представлены обобщенные сведения о налогах, взимаемых с юридических и физических лиц. Материалы отдельной главы охватывают вопросы налогового производства, налогового контроля, ответственности за нарушение налогового законодательства. Рассмотрена также деятельность различных налоговых администраций и государственных служб.

В заключительных главах раскрывается содержание основных налогов, взимаемых на территории Республики Абхазия. По каждому налогу охарактеризованы его элементы, основные нормативно-правовые акты и инструктивные материалы.

 

возможным
Глава 1. Налоги в экономической системе общества

Масштаб налога, единица налогообложения и налоговая база

Чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка требует выбора соответствующего масштаба.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. В этом случае для измерения сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масштаб налога.

Масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб определяется посредством экономических (стоимостных) и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения - это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель используются единицы измерения, принятые в стране, например гектар, сотка, квадратный метрии и т.п.; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика, является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога (см. рис. 1.2.).

Различают налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода), объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг) и физическими показателями (объем добытого сырья). Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, при сборе за использование национальной символики наличие определенных символов рассматривается как объект налогообложения, тогда как базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существуют два основных метода: кассовый и накопительный.

При использовании кассового метода доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название - метод присвоения.

При использовании накопительного метода доходами признаются все суммы, право на получение которых, возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде. При этом не имеет значение, произведены ли по этим обязательствам выплаты.

Кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества переходящего в порядке дарения или наследования; накопительный - при исчислении подоходного налога с физических лиц. Иногда лица могут выборочно использовать один из методов (например - налог на прибыль предприятий и организаций).

 

                       
 
СУБЪЕКТ НАЛОГА
 
ОБЪЕКТ НАЛОГА
 
ПРЕДМЕТ НАЛОГА
 
       


Физическое лицо
Автомобиль
Владение

                                                                     
   
 
   
 
   
Масштаб налога
 
   
 
   
 
   
Стоимость автомобиля
 
Мощность двигателя
 
Объем двигателя
 
Вес автомобиля
 
         
 
 
Единица налогообложения
 
90000 140 3000 2,2 рубль л.с. см3 тонна
 
 
   
 
   
 
   
Налоговая база


Рис. 1.2. Основные элементы налога

. В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы: прямой, косвенный, условный.

Суть прямого метода налогообложения состоит в определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Данные о доходах и расходах учетных регистров служат для расчета базы налога на прибыль.

Косвенный метод налогообложения основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. При отсутствии учета доходов и расходов расчет облагаемого дохода ведется по аналогии с другими налогоплательщиками.

Условный метод заключается в определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода. В этом случае доход лица может определяться исходя из суммы аренды, средней суммы расходов на жизнь.

Методы налогообложения

 

Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Существует четыре метода уплаты налога: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от полученного дохода или имеющегося в их распоряжении имущества. В современных условиях используется редко.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц (вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 10%); налог на прибыль предприятий и организаций и др.

Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Регрессивное налогообложение - (от лат. regressus - обратное движение) - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы (дохода или имущества) происходит сокращение размера налоговой ставки.

Порядок, способы исчисления и сроки уплаты налога

Обязанность исчислять налог может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган, третье лицо, выступающее в роли «налогового (фискального) агента»

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или во внебюджетные фонды. Как правило, в роли налоговых агентов выступают банки.

На налоговый орган возложена обязанность только по исчислению налога, подлежащего уплате налогоплательщиком.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Существует три основных способа уплаты налога:

- уплата налога по декларации, т.е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

- уплата налога у источника дохода, т.е. моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

- кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате налога устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

В зависимости от сроков уплаты налога выделяют налоги срочные и периодично-календарные. Плательщики срочного налога уплачивают его в конкретные сроки. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, подоходный налог.

Со срочностью налоговых платежей увязано понятие «недоимки» - сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков уплаты.

Порядок уплаты налога - это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).Порядок уплаты налога, будучи элементом налога, предполагает решение следующих вопросов:

- направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

- средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

- особенности контроля за уплатой налога.

Налоговые льготы

 

Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях) платежа.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида: изъятия, скидки и налоговые кредиты.

Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Наиболее ярко сказанное иллюстрирует налог на прибыль, в случае с которым изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если была получена плательщиком от определенного вида деятельности.

Кроме того, изъятия предусмотрены законодательством РА при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению доходы граждан от реализации продукции личного под­собного сельского хозяйства. Аналогично не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий.

Скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Причем в данном случае речь идет о уменьшение прибыли, подлежащей налогообложению, когда в качестве скидки засчитывается сумма произведенных налогоплательщиком расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Сюда относятся,, перечисления в благотворительные фонды, затраты на природоохранные мероприятия и т. д. Подразделяются на лимитированные (размер ограничен) или не лимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумма расходов налогоплательщика). Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для отдельных категории субъектов).

Особой формой налоговых льгот является налоговый кредит - отсрочка взимания налога, которая предоставляется на условиях возвратности и платности на основании договора между хозяйствующим субъектом и государственным налоговым органом.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором, который должен предусматривать сумму задолженности и начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

- отсрочка или рассрочка уплаты налога;

- возврат ранее уплаченных сумм налога (части налога);

- целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

 

Отсрочка от уплаты налога - перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - распределение сумма налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование - налоговая амнистия.

Целевой инвестиционный кредит предусматривает возможность уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы налога (кредита) и начисленных процентов. Основанием для его предоставления является проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

К налоговой льготе также относят необлагаемый минимум объекта налога.

 

Классификация налогов

 

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации.

Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания, субъект – налогоплательщик, применяемые ставки, порядок введения налогов, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность и др.

 

1. По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

- личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные виды товаров;

- косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

- фискальные монополии, которыми облагаются все товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. По уровню управления на:

республиканские налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с решениями, принятых на местном уровне.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие

виды налогов:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают

в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги - разноуровневые, т.е. налоговые платежи

поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой

согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории

страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые).

 

 

И принипы ее ПОстроения

 

Общая сумма налоговых

поступлений в бюджет

 

 

0 50 100 ставка налога % Нормальная Запретная

зона зона

Рис. 2.1. Кривая Лэффера. Зависимость доходов бюджета от уровня

Налогообложения

 

Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности.

Принцип максимального учета интересов налогоплательщиков основан на двух принципах А.Смита: принципе определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципе удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны плательщику). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

В том числе и этим принципом руководствовался абхазский законодатель при принятии Закона РА от 12 июля 2006 года «Осистеме налогообложения в виде специального налогана отдельные виды деятельности», в котором предусматривается заменауплаты налога на прибыль предприятий и организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество одним – спецналогом.

Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее

Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. На практике это означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.

Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

- каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

- количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

- при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Принцип экономичности (его еще характеризуют как принцип эффективности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству налогов РА этот принцип реализуется. В качестве примера можно привести наличие в налоговой системе РА налога на имущество физических лиц. Взимание этого налога потребовало бы усилий налоговых органов по выявлению объектов налогообложения их оценке, исчислению налога, извещению граждан и контролю за его уплатой. Т.е. затраты, связанные с обслуживанием этого налога несоизмеримы с мизерными доходами. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать в десятикратном размере его расходы

 

 

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права.

Принцип нейтральности (равного налогового бремени) предусматривает общеобязательность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Согласно данному принципу не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований (форма собственности, местонахождение плательщика и др.).

Принцип установления налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные органы власти, принимая в обязательном порядке соответствующие республиканские законы.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона - общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговым является

специальным. Он означает, что если неналоговые законы содержат нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, принять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае несоответствия норм применяются положения налогового законодательства.

Принцип наличия в законе существенных элементов налога предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов, при возврате переплаченных налогов.

 

Министерство по налогам и сборам

 

Система управления налогообложением в Республике Абхазия представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу двухуровневой организации: республиканского и местного уровней. Каждый уровень имеет свою специфику и свои функции.

Органами (субъектами) управления системой налогообложения в РА являются Министерство по налогам и сборам (МНС) и государственные налоговые инспекции.

Главной задачей должностных лиц налоговых органов служит осуществление налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым законодательством.

Созданная в январе 1994г. налоговая служба выступает в качестве:

- единой системы контроля;

- независимой системы контроля;

- централизованной системы контроля.

Финансирование расходов на содержание Государственной налоговой службы Рес­публики Абхазия осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджет­ных средств. В состав внебюджетных средств Государственной налоговой службы Республики Абхазия поступает 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций, взысканных за нарушение налогового законодательства Республики Абхазия

Деятельность государственных налоговых органов регламентируется

Законом Республики Абхазия «О Государственной налоговой службе Республики Абхазия», Законом РА «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» и другими нормативными актами.

 

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции.

Между тем, и Министерству по налогам и сборам, и городским налоговым инспекциям присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов):

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) обеспечивать учет налогоплательщиков;

3) осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

6) соблюдать налоговую тайну.

Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.14 с.)