Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся



Обучение, как отмечалось выше, представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, в нем участвуют учащиеся, которые совершают учебно-познавательную деятельность, а с другой – педагоги, которые управляют деятельностью учащихся, направленной на усвоение ими содержания образования. Поэтому под методами обучения следует понимать способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования (научными знаниями, способами деятельности, опытом социальных отношений).

Широко распространенным в дидактике является также термин «методический прием» обучения. Методический прием – это структурный элемент метода обучения, его составная часть.

С понятиями метода и методического приема обучения связано понятие «средства организации обучения». Различают материально-технические и педагогические средства организации обучения. К материально-техническим средствам организации обучения относятся наглядные пособия, различные дидактические материалы, оборудование, технические средства обучения, учебно-методические пособия – все то, что помогает учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся. К педагогическим средствам организации обучения относятся его методы и формы.

В настоящее время в школьной практике сложилась следующая система общих методов обучения:

* метод рассказа;

* метод объяснения;

* метод беседы;

* метод иллюстраций и демонстраций;

* метод работы над учебником;

* метод лабораторной работы;

* метод практической работы;

* метод упражнения;

* методы контроля за учебной деятельностью: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, опрос (индивидуальный, фронтальный, письменный, комбинированный), проверка домашних заданий, контрольная работа, программированный контроль (тестирование).

 

Функциональная направленность методов обучения

 

№ п.п.   Методы обучения   Функции методов обучения
1. Метод рассказа организация восприятия учебного материала
  2.   Метод объяснения организация восприятия учебного материала; организация первичного осмысления учебного материала
  3.   Метод беседы организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала; организация запоминания учебного материала
4. Метод иллюстраций и демонстраций организация восприятия учебного материала
5. Метод работы над учебником организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала; организация запоминания учебного материала
6. Метод лабораторной работы организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала
7. Метод практической работы организация учебной работы по применению знаний на практике
8. Метод упражнений организация учебной работы по применению знаний на практике
9. Методы контроля учебной деятельности организация повторения, обобщения и систематизации знаний

 

Как видно из таблицы, такие методы обучения, как беседа, работа над учебников, лабораторная работа, являются многофункциональными. Поэтому зачастую их называют активными методами обучения.

Выбор педагогом методов обучения определяется:

· необходимостью решения в процессе обучения разнообразных дидактических задач;

· содержанием учебного материала;

· спецификой учебного предмета;

· возрастными особенностями развития учащихся и уровнем их подготовки;

· профессионализмом и педагогическим мастерством учителя.

К процессуальным основам обучения относятся также и формы его организации.

 

Формы организации обучения

В школьном обучении различают традиционные и нетрадиционные формы его организации. К традиционным формам обучения относят урок, экскурсию и домашнюю учебную работу.

Урок как форма организации школьного обучения характеризуется определенной содержательной и логической последовательностью и конструкционной завершенностью. В нем реализуются закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и методы обучения, которые приводят в действие педагогические механизмы его осуществления и отражают внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону. Внешняя сторона урока характеризуется пространственным и временным режимом, определенной конструкцией, последовательностью этапов и т.д.

Успешное проведение урока и достижение его цели во многом определяется предварительной работой учителя. Подготовка к уроку включает в себя следующие этапы:

1. Предварительный:

* изучение специальной (предметной), психолого-педагогической и методической литературы;

* ознакомление с требованиями объяснительной записки и содержанием учебной программы, учебниками;

* анализ передового педагогического опыта, а также своего опыта работы;

* составление календарно-тематического плана.

2. Непосредственный:

* определение содержания учебного материала и этапов проведения урока;

* выбор методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока;

* подготовка и проверка необходимого оборудования, наглядных пособий и дидактического материала к уроку;

* составления плана проведения урока.

Определяя содержание отдельного урока, учителю необходимо продумать, каким конкретно оно должно быть. В частности, необходимо обратить внимание:

* на связь нового учебного материала с ранее изученным;

* основные представления и понятия для усвоения;

§ мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале;

§ специальные и учебно-познавательные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся;

§ объем учебного материала, который должны усвоить учащиеся.

Структура уроков и методика их проведения зависят от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного учебного материала. Поэтому в настоящее время общепринятой является следующая классификация уроков:

* комбинированные, или смешанные;

* усвоения новых знаний;

* повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации;

* проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В структуре комбинированного (смешанного) урока выделяют следующие этапы:

* организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

* организация учебной работы учащихся над изученным материалом (проверка домашнего задания);

* организация учебной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового учебного материала (изложение нового материала);

* организация учебной работы учащихся по запоминанию нового учебного материала и применению знаний на практике (закрепление учебного материала);

* задавание домашнего задания.

В структуре урока усвоения новых знаний выделяют следующие этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

3) изложение нового материала (организация учебной работы учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала).

4) задавание домашнего задания.

Структура урока повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации включает в себя следующие этапы:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (организация учебной работы учащихся над изученным материалам): индивидуальный или фронтальный опрос, проведение тренировочных упражнений, самостоятельная работа учащихся.

3) задавание домашнего задания.

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся проводится методом письменных контрольных работ.

Экскурсия(лат. excursio – вылазка) – форма организации обучения, при которой природные и общественные объекты и явления изучаются непосредственно в условиях их естественного функционирования.

Можно выделить следующие образовательные функции данной формы обучения:

1) наглядность обучения и его связь с жизнью и практическим опытом;

2) ознакомление учащихся с производством, т.е. применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

3) влияние на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение учащихся.

В учебных программах определяется обязательный перечень экскурсий и их содержание. Экскурсии могут проводиться и в процессе организации воспитательной работы.

В зависимости от содержания различают производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и комплексные экскурсии.

В зависимости от дидактических целей, которые решаются в процессе проведения последние можно объединить в следующие группы:

* экскурсии по изучению нового материала;

* экскурсии по закреплению, расширению и углублению знаний;

* комбинированные экскурсии.

В методике подготовки и проведения экскурсий выделяют следующие этапы:

I. Подготовка экскурсии.

II. Проведение экскурсии.

III. Подведение итогов экскурсии.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии сочетания продуктивной работы учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.

Домашняя учебная работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащимися заданий, направленных на закрепление знаний, формирование умений и навыков и овладение учебно-познавательной деятельностью.

Дидактическое значение домашней учебной работы учащихся состоит в следующем:

* повторение и более глубокое осмысление изучаемого материала, формирование умений и навыков по его применению на практике;

* формирование у учащихся умения учиться, т.е. навыков самообразования;

* индивидуализация процесса обучения (содействие улучшению знаний слабоуспевающих учащихся и развитию творческих способностей тех, кто проявляют высокие успехи в учении);

* самостоятельное регламентирование учащимися рабочего времени и формирование самодисциплины и целеустремленности.

На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:

* усвоение изучаемого материала по учебнику;

* устные и письменные упражнения;

* творческие работы (написание сочинений, небольших художественных произведений, придумывание своих примеров и т.п.);

* проведение наблюдений;

* практические и лабораторные работы;

* изготовление наглядных пособий.

Наряду с общими, отдельным учащимся нередко задают индивидуальные домашние задания, которые направлены на преодоление пробелов в знаниях или на развитие познавательных способностей.

Нередко педагоги переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной деятельности учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда. Поэтому многие школьники и даже студенты не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала. Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.

При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:

1) наиболее прочно в памяти сохраняются не отдельные факты и примеры, а вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, выводы, правила и т.п.);

2) процесс усвоения учебного материала должен носить рассредоточенный характер, т.е. к изучению одного и того же учебного материала следует обращаться несколько раз в течение некоторого времени;

3) учебные задания необходимо выполнять в день их получения;

4) вначале необходимо усвоить теоретический материал, а затем выполнять основанные на нем упражнения.

Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.

К внеурочным формам организации обучения кроме экскурсий и домашней учебной работы относятся также внеурочные (дополнительные) занятия, предметные кружки, факультативные занятия, спецкурсы по выбору. Эти формы организации обучения применяются для расширения и углубления знаний учащихся по отдельным образовательным дисциплинам. Они способствуют формированию познавательных интересов, увеличивают воспитательные возможности обучения. Методика их подготовки и проведения имеет некоторые особенности. Если при подготовке и проведении урока главная роль принадлежит педагогу, то внеурочные формы организации обучения, как правило, готовятся и проводятся, как правило, при активном участии учащихся и отличаются большей содержательностью и занимательностью.

В школьном обучении используются и нетрадиционные формы его организации, в большинстве случаев позаимствованные из вузовского обучения. К таким формам относятся лекционные, семинарские и лабораторные занятия, конференции, консультации. Применяются и заимстванные формы организации обучения и контроля за учебной деятельностью обучающихся – дополнительные занятия , лекции, семинарские занятия, коллоквиумы и зачеты.

Сущность лекции как формы организации обучения заключается в том, что педагог в течение продолжительного времени (как правило, два академических часа) излагает новый учебный материал. В процессе чтения лекции необходимо:

* использовать логические приемы мышления;

* раскрывать меж- и внутрипредметные связи;

* создавать проблемные ситуации;

* разъяснять новые термины и понятия;

* использовать приемы активного запоминания;

* подводить итоги в конце каждого вопроса и лекции в целом.

Семинарские занятия проводятся с целью обобщения и систематизации знаний учащихся, их расширения и закрепления. Они способствуют развитию речи учащихся, дают им возможность высказать свою точку зрения, обосновать ее, критически отнестись к мнению других.

Лабораторно-практические занятия, как правило, проводятся при изучении предметов естественно-математического цикла с применением учебных приборов, инструментов, различных технических средств. Эти занятия позволяют осуществлять взаимосвязь теоретического обучения с практическим. На них учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с различными приборами, инструментами и лабораторным оборудованием. У них вырабатывается умение самостоятельно делать научные выводы и обобщения на основе собственных наблюдений и опытов, формируются исследовательские умения и навыки.

Дополнительные занятия проводятся как с проявляющими склонности и интерес к определенным областям науки, так и испытывающим затруднения в усвоении учебного материала учащимися. Это индивидуальная работа педагога с учеником. Каждый учащийся получает объяснения учителя, выполняет по его заданию упражнения.

Факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и интересов учащихся. Содержание этих занятий, как правило, связано с углублением основных учебных предметов. Формами их проведения может быть урок, семинарское или лабораторное занятие, экскурсия и др. Большое –внимание на этих занятиях уделяется работе учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовке докладов и рефератов. Это способствует формированию умения самостоятельной учебной работы, приобретению навыков самообразования.

Главной целью консультаций является оказание помощи обучающимся в изучении теоретического учебного материала, а также при выполнении практических заданий. Вопросы, которые задают учащиеся на консультациях можно разделить на следующие группы (В.М.Рогинский):

* обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений;

* вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением учебного материала, неверно сформированным способам деятельности;

* нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющие границы основного курса;

* проблемные вопросы, ориентированные на собственную поисковую деятельность.

Зачет как форма организации обучения обеспечивает глубокую и тщательную проверку знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Процедура его проведения включает в себя:

* проверку знаний по вопросам темы, раздела или курса в целом;

* выполнение упражнений с обоснованием выбранных действий;

* решение расчетных или экспериментальных задач.

Экзамен является формой итоговой проверки знаний умений и навыков учащихся. В школе экзамены проводятся после завершения основного и среднего (полного) образования, в высших учебных заведениях – после изучения определенного курса. К экзаменам готовятся билеты, которые могут включать вопросы теоретического и практического плана. Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.017 с.)