Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и организационно-педагогических задачСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться. Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме. Методика целеполагания Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами: а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов; в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей; г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов. Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии. Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей. На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам: а) каковы общие цели воспитания; б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе; в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении; г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе; д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.; е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач. На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминай ют проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам. Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально1. Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г) провести в жизнь свои педагогические замыслы. Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга. Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполага- ' См.: Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1996. — С. 25. ния. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Покажем это на ряде примеров. В практике получило распространение перспективное целеполагание, организованное как моделирование личности выпускника школы. Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщенный вариант модели выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысления своей перспективы каждым ребенком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы: — Какие качества необходимы современному человеку? — Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни? — Какие качества успешно формирует наша школа? — Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника? — Что нужно изменить в школе, чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества? Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости выработки индивидуальных свойств, качеств личности с учетом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу. Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нем. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, ис- пользуя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину1. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети отвечают индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы: — На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты. — Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития? — Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе? — Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своем развитии, поднялся на более высокий уровень? В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год. Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата. Вопросы для самопроверки 1. Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе? 2. Назовите требования к целеполаганию. 3. Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе. 4. Как определить эффективность целеполагания? 5. Чем отличаются «свободное* и «жесткое» целеполагание? 6. Назовите этапы педагогического целеполагания. 1См.: ЛутошкинА. Н. Как вести за собой. — М., 1986. 196 ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Назначение, функции плана. Требования к планированию Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно. носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность» управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции: — направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности; — прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; — координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать; — контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в оп- ределенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога; — репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу. План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований. 1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. 2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; б) отражение основных событий страны в жизни коллектива; в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды. 5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; 6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности; в) включение школьников в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе. 8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива. 9) Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами: — составление педагогами проекта плана (его контуров); — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: — результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; — воспитательные и организационно-педагогические задачи; — материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе; — передовой опыт страны, города, школы; — возможности родителей, общественности; — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; — традиционные праздники учебного года; — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; — традиции школы; — дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; — предложения педагогов, учащихся, родителей. Виды и структура планов Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами. В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям1. 1) По охвату содержания: — комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом; — тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие; — предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т. д. 2) По длительности планируемого периода: — долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года); — этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие); — краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода). К примеру, план работы на месяц, на неделю, на декаду; — оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня. Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий. 3) В зависимости от субъекта планирования: 1См.: Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль, 1995. — С. 6—7. — индивидуальный: планирует один человек; — коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана. 4) По масштабу планирования: — общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела); — планы первичных коллективов (план работы классного коллектива» клубного коллектива). Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми. В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей. Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе: — перспективный план, раздел годового плана работы шкоды «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.); — календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки); — план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников; — план контроля за организацией и результатами воспитательной работы; — планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений; — перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению; — планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе чаще всего составляют: — план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год); — план ученического коллектива; — план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими; — план подготовки и проведения дела в коллективе; — план работы творческого объединения, групп. Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя. Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»: I. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее: а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности); б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций); в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного); г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования: — они вытекают из анализа работы; — задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года; — они конкретны и реальны для выполнения; — задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися; — они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах. 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом. Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.11). Таблица 11 План работы с ученическим коллективом
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 12), Таблица 12 План воспитательной работы в школе
Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл.13), который доступен для знакомства и использования всеми детьми. Таблица 13 План работы ученического коллектива школы
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана: 1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год. 3. Работа с коллективом учащихся. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5. Работа с семьей, общественностью. Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными до? стоинствами и недостатками. Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл.14. Таблица 14 Раздел плана работы классного руководителя
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на aecri год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения. Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком. Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей» влияющих на этот процесс. Организация планирования воспитательной работы в школе Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом1. 1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)? 2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.). 3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее 1 Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль, 1995. — С. 27—30. эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости, 4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его. По сути анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование. 5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности. 6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего. на что работать, что хотелось бы получить в итоге. 7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе. 8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки. 9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий. 10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять. Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Для этого необходимо определить систематичность анализа и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»). По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования: 1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета; 2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа; 3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени; 4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление. Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит прежде всего от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.). К примеру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие дети к нему придут заниматься, и т. д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный и аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятельности, их условия, соберет всю необходимую информацию. План — важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших. В процессе планирования педагогический и ученический коллективы находятся в неравных положениях. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме). Педагогический коллектив обеспечивает реализацию вышеизложенных требований к планированию, без которых не может правильно и целенаправленно осуществляться планирование и учесть которые не всегда могут сами школьники. Педагоги способны предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Они продумывают координацию усилий педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач. Педагоги помогают школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривают сохранение и развитие традиций в коллективе, придают плану и планированию идейную направленность. Руководящая роль педагогов в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается акти
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.) |