Формы коллективной творческой деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы коллективной творческой деятельности



Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятель­ности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и прин­ципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями1.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) инди­видуальные цели не противоречат общим целям группы, объ­единения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по ис­полнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспи­тательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитатель­ном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творчес­кой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руковод­ством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные зна­ния и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотруд­ничество. совместная деятельность всех членов коллектива.

1 Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.

старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьни­ков, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оце­нивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на об­щую пользу и радость. На каждой стадии творческой совмест­ной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших пу­тей, способов, средств решения жизненно важных практичес­ких задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередо­вание традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные твор­ческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каж­дой стадии подробно описана в литературе1.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрос­лые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на вы­бор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязыва­ют, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия— коллективное планирование. Теперь дей­ствуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор услов­но называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечива­ет ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наво­дящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвину­тые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководя­щий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подго­товки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

1 Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. —М.: Просвещение, 1990.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то в вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодо­левать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего то­варища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товари­щески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сде­лать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников

для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела. с учетом того, что наработано груп­пами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах де­монстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и под­готовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, воз­никающих во время проведения КТД из-за разных непредви­денных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педа­гог, по возможности, незаметно для всех участников дела. для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсужда­ются положительные и отрицательные стороны подготовки и

проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенно­го КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, созда­вать добрые традиции.

Шестая стадия— ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поде-

лились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что дале­ко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить макси­мум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуще­ствление тех предложений, которые были высказаны на ито­говом сборе. Намечается программа последовательных дей­ствий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различ­ные, они постоянно рождаются в работе объединений, исполь­зующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена пе­дагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и по­нятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика органи­зации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это со­здание микроколлективов, групп, бригад для решения конк­ретной задачи или выполнения творческого задания. В зави­симости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен ин­дивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты реше­ния проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может созда­ваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей. когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с по­мощью голосования или естественным путем, то есть участни­ки поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микро­коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по­иска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможнос­тей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные усло­вия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение лю­бого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опира­лись на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-вос­питательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания, Важнейшим условием является реализация и развитие идеи за­боты о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружаю­щем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, ко­торое может быть положено в основу всей деятельности кол­лектива. Как педагогическая технология коллективная твор­ческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и про­ведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогичес­кого явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, мето­дические рекомендации по организации коллективной творчес­кой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

— доминирование целей развития индивидуальности и реа­лизации личности каждого в коллективной творческой дея­тельности;

— выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, ис­ходя из личностных интересов и потребностей;

— определение творческих задач, проблем для решения са­мими участниками деятельности;

— создание условий для включения детей в творческую де­ятельность различных групп, объединений;

— от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пред­ложений и идей при планировании работы, а предоставление

возможности каждому выбрать то. что соответствует его инте­ресам и желаниям;

— создание условий для самоопределения участниками де­ятельности своей роли, характера поведения;

— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, фор­мирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы орга­низации, правила игры разрабатываются в ходе коллективно­го творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог. Так, например, в школе-интернате № 11 поселка Константиновский Ярославской области дети придумали игру «Шоу-бизнес».

В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес», в кото­рой имитировались бы современные рыночные отношения.

Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользо­ваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разум­но их потратить.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

ознакомление детей с простейшими функциями таких органи­заций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическая контора и т.д.;

— включение ребенка в условия конкурентной борьбы;

— формирование у детей самостоятельности в поступках, умения нести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уве­ренности в своих действиях;

— воспитание уважения к окружающим людям и труду. В игре «Шоу-бизнес» участвовали все дети без ограничения в воз­расте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хотя требовалась длительная предварительная подготовка.

За неделю до проведения игры участники определили объекты тру­да, службы, которые выполняли основную функцию в ходе игры: бир­жа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, мили­ция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фо­тосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбра­ли службы и подготовили их к работе. Были определены следующие правила игры.

Всех участников игры можно условно разделить на две группы: первая — это те, кто работает в названных службах и получает зара­ботную плату; вторая группа — основное количество — это те, кто пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за выб­ранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать, необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу из

списка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей. Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой име­ется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна —

название денежной единицы).

После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за ра­боту. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор за­веряет работу штампом на чековой книжке.

Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на

биржу труда.

Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать

участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный то­вар, чем продается в магазине.

Во время игры работает юридическая контора, которая занимает­ся разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и впра­ве взимать штрафы с нарушителей.

В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-цент­ра. Они берут интервью у участников игры, описывают наиболее яр­кие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты,

вышедший в конце игры.

Деятельность рекламного агентства предусматривает предвари­тельную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — вы­полнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполне­ния назначается цена.

Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов.

Для младших детей, живущих в интернате, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отгадывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих зада­ний и т.п.

Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окон­чания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже бу­дут выданы. Размер зарплаты установлен заранее.

Участники игры также договорились о следующем:

1. Размер оплаты за один вид работы не должен превышать поло­вины заработка служащего.

2. Количество служащих в налоговой инспекции должно быть до­статочным для проверки всей работы одновременно.

3. Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколь­ко торговых точек.

4. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры.

5. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать, получая деньги за фотографии. Подготовка игры:

1. Педагоги и дети установили:

— необходимый список трудовых и творческих заданий;

— денежную единицу;

— название служб и количество служащих в них, а также размер их зарплаты, их отличительные особенности;

— правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф;

— дату и точное время проведения игры.

2. Был вывешен информационный стенд, на котором отражены;

— условия игры;

— список трудовых и творческих заданий и соответственная пла­та за них;

— список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой из них;

— месторасположение служб, организаций и салонов;

— рекламные плакаты различного характера.

3. Напечатаны деньги и чековые книжки.

4. Подготовлены; а) товар для продажи на аукционе и в магазине;

б) различные инструменты для организации работы участников. План проведения:

1. Сбор-старт, на котором объявляются условия игры.

2. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и твор­ческих поручений.

3. Выполнение работы участниками (1—2 часа).

4. Открытие магазина и начало работы салонов.

5. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим.

6. Аукцион.

7. Заключительный сбор для подведения итогов игры.

Часто игра создается на основе формы ее проведения. Так, например, подросткам предлагается придумать игру «Экспе­диция X». Форма — экспедиция, а куда и как она будет орга­низована — решают дети, определяя ее направление, символы, правила, форму подведения итогов, названия и роли для учас­тников игры.

На наш взгляд, формы коллективной творческой деятель­ности являются наиболее эффективными, если педагог овла­дел методикой их разработки и проведения. Такие формы спо­собствуют развитию отношений между участниками воспита­тельного процесса, носят комплексный, деятельный характер,

обеспечивая субъектную позицию каждого участника и разви­вая важнейшие организаторские, коммуникативные, конст­руктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое форма воспитательной работы?

2. Какие группы форм воспитательной раоспы вы знаете? ^3. Как осуществить выбор формы воспитательной работы? 4. Чем отличаются коллективные творческие дела от других форм воспитательной работы?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.02 с.)