Развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельностью.



 

Творческая деятельность — высшая форма деятельности, присущая человеку и
включающая в себя мобилизацию восприятия, мышления, воображения, интуиции,
вдохновения,наблюдательности, памяти,внимания и т.д.

Одна из важнейших сторон творческой деятельности — воображение
Два основных типа воображения;

Пластическое (строит образ из предметов заимствованных извне)
' Эмоциональное (внутреннее)

Виды воображения:

Непроизвольное

' произвольное

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от
богатства и разнообразия пережитого опыта

Связь с чужим или социальным опытом

Эмоциональная связь

Влияние продуктов воображения на действительность

9. Механизм воображения.

(Восприятие — диссоциация — изменение — ассоциация — комбинация — воплощение)

10.Способы создания воображения.

Акцентирование (шарж),

типизация (выделение повторяющихся черт),

схематизация 1индивидуальные представления и раздичия сглаживаются),
агглютииация 1совмещение несовместимого),

гиперболизация (преувеличение)

11.Методы стимулирования воображения.

- Словесные. (вопрс, рассказ, беседа, пояснение, худ слово)

- Наглядные. (рассмотрение, наблюдение, рассказ)

- Практические. (работа с натурой, тематич рисование, ДПИ)

- Игровые.

12.Методы развития воображения.

— Мозговой штурм.

- Синекгика. (проблемн ситуация — идеи решения — оценка идей)
- Морфологический анализ.

— Метод фокальных объектов.(поиск новых идей путём присвоения св-в или признаков
новых объектов)

- ТРИЗ (теория решения....задач)

13.Критерии оценки развития воображения.

- Гибкость.

- Беглость.

- Оригенальность.

- Сила.

Воображение. — Комбинирующая способность мозга, свойственная в той или иной
степени всем людям. Эта ф-ия развивается очень медленно. Вообр на прямую зависит от
опыта

3. 4 основные формы связи воображения с реальностью.

- Творч деятельность напрямую зависит от богатства и разнообразия пережитого опыта.

После момента накопления начинается период инкубации(вынашивания, высиживания)
Вывод — расширить опыг ребёнка

- Более сложная связь между элементами фантастического и реального, которая возможна
только благодаря чужему или социальному опыту.

- Эмоциональная связь фантазии и дейст-ти (образы и фантаз вызывают у чел-ка опр чувства)
- Создание материального, не бывшего в опыте человека и не соответствующего какому-либо
реальному предмету. Элементы взятые в мышлении чел-ка подвергаются сложной
переработке и превр в продукты вообр.

Творчество определяется тем, что должен быть конечный продукт. Творческий человек
доводит дело до конца.

Мышление и вообр на опр этапах развиваются не параллельно (мышление отстаёт)
доминирует эмоц сфера.

На 2-й стадии в и м разв параллельно

у взрослых вообр отстаёт, тк они очень критично к себе относятся.

Вообр зависит от опыта, потребностей, интересов, способностей комбинировать, умений,
традиций.

Творч человек соответств 8-ми параметрам

Умение видеть проблему

Беглость, умение видеть в проблеме как можн больше решений
Гибкость как умение: понять новую точку зрения, отказаться от усвоенноё точки зр(умение
сомневаться)

Оригенальность

Способность к перегруппировке идей и связей

Способн к абстрагированию или анализу

Способн к конкретизации или синтезу

Ощущение стройности орг-ии идей


24. Игровые технологии обучения школьников изобразительному искусству.

 

Игра- вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Занятия служащие для развлечения и отдыха.

Основные черты игровой деятельности:

- свободная развивающая деятельность, ради процесса, а не результата

- Творческий, активный характер деятельности, импровизация

- эмоциональная приподнятость и напряжение, соперничество, соревнование

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры

- мотивация обеспечивается добровольностью, возможностями выбора, соревнованием, самореализация, самоутверждение

Характеристика игровых интересов:

- Удовольствие от общения

- Удовлетворение от демонстрации своих преимуществ

- Азарт ожидания непредвиденных ситуаций

- Необходимость принимать решения в условиях неопределенности

- Ожидания действий других участников игры и их непредсказуемость

- Выяснений последствий решений «здесь и сейчас»

- Удовольствие от процесса актерской деятельности

- Добавление к игровому интересу корыстного, если игра азартна

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленная цель обучения, и соотв. ей педагогический результат, и все это хар-ся учебно-познавательной направленностью.

Важная роль принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, где учащиеся вместе анализируют ход и результат игры.

Целевые ориентации:

- Дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, навыков, умений, формирование новых, необходимых в практической и трудовой деятельности)

- Воспитывающие (в. самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникабельности, формирование подходов, позиций, нравственных, эстетических и мирровозренческих установок)

- Развивающие (развитие внимания, памяти, мышления (умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), речи, фантазии, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, р. мотивации к учебной деятельности)

- Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль саморегуляция, обучение общению, психотерапия)

Ф-ции игровой деятельности

- развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая (преодоления трудных ситуаций, возникающих в других видах жизнедеятельности) диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения) корреция, межнациональная коммуникация, социализация,

Классификация

По виду деятельности

Физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические

По характеру пед. процесса

Обучающие (тренинговые, контролирующие и обобщающие)

Познавательные, воспитательные, развивающие

Репродуктивные, продуктивные, творческие

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

По характеру игровой методики

Предметные, сюжетные, деловые игры, игры-драматизации

По предметной области

Математика, творчество, техника, спорт, обществознанческие

По игровой среде

Без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, тв, комп, технические, со средствами передвижения

Структура игры

Как деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов

Как процесса: Роли, действие где они реализуются, употребление предметов, реальные отношения между играющими, сюжет

На уроках ИЗО

Психолого-педагогическая И нравственно-эстетическая направленности

Художественно-образное начало


25. Организационные формы обучения на уроках изобразительного искусства в школе: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе. Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель - ученик, ученик - ученик).

Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по М.Н. Скаткину) или в диалогических сочетаниях (по А.Г. Ривину), или в динамичных парах (по А.С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации занятий. Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, гл.о. через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это т.н. индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоятельная работа учащихся. Общие, или структурные, О.ф.о. (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т. д.). Осн. форма школьного обучения - урок. Групповая, парная и индивидуальная формы работы - традиционные для большинства вузов и школ.

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.


26. Методы научно-педагогических исследований в деятельности учителя изобразительного искусства.

 

Методы пед.исследований — способы изучения пед. явлений, получение научной информации о них
с целью установки закономерных связей, отношений и построений научных теорий. специфика
научно-педагогических методов заключена в том. Чта это исследования в области педагогики.

Методы: теоретические (изучение продуктов деятельности, рисунков, анализ и синтез),
практические- классические (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование),
социо - метрические (цветопись Анатолия Лутошкина определяет настроение цвета)..

Наблюдение - самый доступный и легкий способ, но он дает ограниченную информацию, т.к.

оказывают влияние личностные особенности наблюдателя. Этапы: определение целей, задач,
выбор обьекта, предмета и ситуации, выбор способа наблюдений, обработка и интерпретация.
Бывает 4х видов: включенное (исследователь замешан), невключенное (наблюдатель со стороны),
открытое и скрытое, сплошное и выборочное.

Эксперимент — дает более полную информацию, но здесь необходимы психологические знания и
такт. Различают естественный и лабораторный.

Изучение опыта (исторический и архивный)- это очень кропотливый процесс, это анализ школьной
документации (журналы, книги, расписание, поурочные планы) для установления причинно-
следственной документации. Поиски противоречивых фактов

Изучение продуктов ученического творчества. При это должно быть очень корректное
использование.

Беседа — проникает во внутренний мир собеседника, выявляет причину тех или иных поступков, но
это сложный и ненадежный метод, применяется как дополнительный. Нужно иметь четкий план
бес еды, обсуждать интересующие вопросы в разных ракурсах, ставить вопросы в удобной для
собеседника формы, уметь использовать ситуацию.

Это методы наиболее приемлемые в методике преподавания изо. Моделирование- изменение
среды проведения исследования, например выезжая классом на природу или прогулка. Далее-
анализирование результатов наблюдения в сравнении.

Диагностика рисунка осуществляется по следующему алгоритму: наблюдение за работой,
наблюдение за результатом, фиксация результатов, просмотр и оценивание
27. Диагностика художественного развития учащихся.
Задачи педагогической диагностики:

определение особенностей усвоения;

определение пробелов обучения;.

выявление характера трудностей;

установление уровня овладения учебной деятельностью;

оценка изменений, происходящие в разв. учащихся.

Функции педагогической диагностики:

информационная;

прогностическая;

контрольно —проектирующая;

стимулирующая.

Основные объекты педагогической диагностики.

Диагностические методы:

организационный

сравнительный

лонгэтюдный

эмпирический

аналитический

моделирование

статические

интерпритационные

Зтапы диагностики:

1. подготовительный

2. планирование диагностических действий

3. организация взаимодействия педагогов и учащихся

4. контроль

5. заключение имеет части: констатирующую, аналитическую, рекомендательную.

Диагностика художественного развития:

Изучение интереса учащихся в области изобразительного искусства.

Изучение характера и уровня развития художественного воспитания учащихся.

Изучение творческой активности и самостоятельности эмоциональной отзывчивости и
образного мышления учащихся.

 

28. Проектирование наглядных пособий по изобразительному искусству в школе.

На уроках изоб искусства могут быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы, гипсовые модели, модели из проволоки, раскрывающие конструкцию, приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени, рисунки, таблицы методической последовательности работы над изображением, репродукции картин великих мастеров, кинофильмы (раскрывающие технику или к-н др.), приборы – цветовой или тоновой круг. Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – ее форму, структуру, цвет и фактуру.
На данный момент нет специальных мастерских для изготовления наглядных учебно-методических пособий. Каждый педагог сам изготовляет их, а иногда обходится без них, рисуя на полях рисунка у ученика – но это снижает качество преподавания.
Распространенным видом наглядных пособий стали методические таблицы и плакаты. При их изготовлении, наглядно раскрывающих работу над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:
- каждая таблица наглядно показывает ученику, что нужно сделать на данном этапе. Указывает на узловые учебные задачи
- каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик смог хорошо усвоить. Таблица д.б. лаконична
- д.б. последовательность этапов работы внимательно продумывается: выделяются наиболее важные, устанавливается очередность, каждая таблица дает предпосылки для следующей
- рисунки выполняются очень четко и ясно. В таблице не должно быть манерных росчерков
- таблицы могут быть снабжены небольшим количеством текста, объясняющим как пользоваться
- на таблицах желательно иметь заголовки
К наглядному пособию можно отнести и педагогический рисунок на доске, главное – это лаконичность, простота и ясность изображения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.051 с.)