Личность современного учителя изобразительного искусства. Педагогическая культура учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность современного учителя изобразительного искусства. Педагогическая культура учителя.



Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Содержание современного высшего художественно-педагогического образования, отражая компетентностный подход должно включать:

- формирование у будущего учителя культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов и способность применить знания в педагогическом процессе; - формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусства и способность пользоваться ими в собственной творческой деятельности, а также способность формировать аналогичную компетентность учащихся; - формирование методической компетентности подразумевающей владение методическими и технологическими способами, приемами, средствами и оценочными критериями в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов образования и искусства.

Реализация содержания художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства должна быть направлена на:

- формирование отношения к культуре и образованию как важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности; - формирование потребности в полноценном художественном, методическом общении с произведениями различных видов искусства на основе их адекватной эстетической и обучающей оценки; - формирование навыков самостоятельной художественно-педагогической и художественно-творческой деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни, будущей профессии.

Современная, целостная система художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства должна быть ориентирована на решение ряда задач, обусловленных объективно изменяющимися социокультурными условиями, учетом социального, творческого и народного опыта:

- развитие самосознания, национального сознания, культурно-исторической памяти, толерантности, патриотических убеждений;

- формирование духовно-нравственной сферы личности на основе развития этнокультурных потребностей, интересов, эмоциональной окрашенности, ценностных ориентаций, рефлексии, творческих способностей;

- формирование и развитие этнокультурной компетентности личности на основе полифункциональности, интеграции изобразительного и народного искусства, овладение знаниями о специфике, формах, многообразии видов искусства, о носителях и трансляторах духовной культуры и традиций – народных мастерах и художниках;

- развитие художественно-творческой активности личности, в опоре на социальный, творческий и народный опыт, формирование умений освоения, использования, присвоения и обновления эстетики художественных образов разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, народное искусство и т.д.);

- подготовка будущего учителя изобразительного искусства к осуществлению профессионально-педагогической деятельности во всех сферах, во всех звеньях образовательной системы, с умением транслировать полученный полихудожественный опыт ученикам.

На основе теоретического анализа осуществлена разработка концептуальных основ системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, которая опирается на совокупность основопологающих методологических подходов:

- историко-культурологического подхода - позволяющего рассматривать разные явления в народном искусстве и в других видах художественного творчества, в их единстве, целостности, взаимообусловленности и историко-культурном развитии; этнокультурные ценности видов искусства как ценности отдельного этноса и всего человечества, в которых народное искусство – глобальное, многогранное и поэлементное образование (Е.В.Бочарова), место народного искусства в культуре, в том числе педагогической, определяется его функциями – инкультурации, памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной, интегративной, художественно-эстетической (А.В.Веселовский); историко-культурологический подход интегрирует в себе становление и развитие личности, этнокультурной идентичности в процессе вхождения в национальную и мировую культуру;

- художественно-эстетического подхода - выявляющего специфику художественно-образовательной, духовно-нравственной, воспитательной, эстетической, общественно-преобразующей и информационно-коммуникативной функции изобразительного и народного искусства в системе художественно-педагогического образования, предполагающего создание целенаправленной ситуации, при которой возникает эстетическая потребность в обучении, способствующая самовыражению в художественно-творческой, педагогической и методической деятельности будущего учителя изобразительного искусства; искусствоведческие ценностные знания о синкретичности изобразительного и народного искусства как опыта настоящего и прошлого, целостность к явлениям видов искусства проявляется в генезисе, путем противопоставления традиционных и инновационных тенденций; художественно-эстетический подход интегрирует в себе сознание и мышление личности о мифопоэтической сущности народного искусства и концептуальной сущности изобразительного искусства;

- комплексно-интегративного подхода – отражающего межпредметные и надпредметные связи, психолого-педагогических технологий и содержания художественно-педагогического образования как комплексного явления, в основе которого лежит полифункциональность и интеграция разных видов изобразительного и народного искусства, а также взаимодействие педагога и студента; совокупность педагогических и эстетических ценностей, общефилософских представлений об этнической, национальной и общечеловеческой художественной картине мира и законах их познания; комплексно-интегративный подход интегрирует в себе культуропреемственные, культуросообразные ценности, установки бытия, формирующие этносознание и идентификацию учителя;

!ределяемую в значительной мере этническими традициями и культурно-историческими связями населения, с учетом сложившихся этнохудожественных традиций региона, становится системообразующим подходом художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства; культурно-региональный подход раскрывает интегративные связи социального, творческого и народного опыта в изучении изобразительного и народного искусства;

- личностно-деятельностного подхода - обусловленного социальными установками и убеждениями в отношении разных видов искусства, развитостью духовного мира, особенностей, способностей личности, дифференциацией процесса, средств и результатов в художественном творчестве и нравственно-эстетическом развитии. Последовательная его реализация повышает эффективность художественно-педагогического образования, обеспечивает широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способности к мобилизации и готовности к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства; личностно-деятельностный подход выступает основой целостности личности учителя, позволяя раскрывать его эмоционально-творческую сферу в системе духовно-нравственных идеалов и методической деятельности.

В основе всего: гуманизация - единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, культуропреемственность и культуросообразность - единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, природосообразность – опора на индивидуальные способности и особенности личности; социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций и учет интересов объектов сотрудничества, индивидуально-творческое самовыражение – феномен трансляции системы ценностей в деятельности, целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге; дифференциация и интеграция – процесс и результат неразрывно связанного, единого, целого, диагностичность – проверяемость результирующих действий, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения – связь обучения с жизнью, теории с практикой.

Задачи, которые ставит перед собой учитель в процессе обучения:

1. Ученик обязан получить и запомнить нужную информацию: знать правила, законы, исторические факты, географические сведения, стихи и т.д.

2. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями: грамотно писать, решать задачи, разбирать художественные произведения, давать оценку историческим событиям, применять знания на производстве и в быту.

3. Важно развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, оригинальность мышления.

4. Наша задача — воспитать ученика, его мировоззрение, патриотизм, трудолюбие, нравственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.007 с.)