Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Психология личности учителя и педагогического коллектива

Поиск

План:

1. Личность учителя.

2. Педагогическое общение.

3. Личностное и профессиональное развитие учителя.

4. Профессиональная компетентность.

5. Педагогическая деятельность, ее функции и структура.

6. Мотивация педагогической деятельности.

7. Педагогический коллектив.

Ключевые понятия:

Учитель – педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования.

Педагогические способности - это определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагогов и учащихся.

Педагогический такт в широком понимании - это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспи­тательного влияния.

Профессиональное развитие учителя, под которым понимают рост, ста­новление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профес­сионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное — как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высо­ком уровне осуществляется педагогическая деятельность, пе­дагогическое общение, реализуется личность учителя, в кото­ром достигаются хорошие результаты в обученности и воспи­танности школьников.

Компетент­ность учителя определяется соотношением в его реаль­ном труде того, каковы его профессиональные знания и уме­ния, с одной стороны, и профессиональные позиции, психоло­гические качества - с другой.

Профессиональные знания учителя - это сведения педаго­гики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенно­стях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эта­лоны для своего индивидуального профессионального разви­тия.

Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения - это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции - это устойчи­вые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к колле­гам), определяющие его поведение. Профессиональная пози­ция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональ­ная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда (у учителя может преобладать позиция предметни­ка либо позиция воспитателя).

Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.

Психологию педагогической деятельности можно оп­ределить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформи­рует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности – это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения педагогической деятельности.

Педагогический коллектив – общность педагогов образовательного учреждения, объединенная на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач.

 

Личность учителя

Главным ипостоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Эти свойства не являются врожденными, они приобретаются систематическим и упорным трудом, серьезной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и др. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют идивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную н своеобразную личность. Более сложен для решения вопрос о главных н второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории обшества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того чтобы сделать учащегося личностью, соответствующей требованиям времени, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

В Толковом словаре В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. с. подчеркиваются две его основных функции — руковод­ство приобретением и реализацией социального опыта учениками и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основ­ными на всем протяжении истории человечества.

В современной школе учитель выполняет ряд функций:

1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консуль­таций, так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т. е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель должен быть социальным психологом, так как ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, опираясь на социально-психологические механизмы функционирования детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель уча­ствует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руко­водителей, выполняет общественные поручения.

4.Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями уча­щихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь педагогические способности. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагоги­ческих способностей:

дидактические способности (позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания н методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся);

экспрессивные способности (позволяют учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала);

перцептивные способности {выражаются и психологической наблюдатель­ности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых);

организаторские способности (обеспечивают дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся);

суггестивные способности (способности к внушению, сильному эмоцио­нально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах);

академические способности (они связаны с усвоением знаний, навыков н умений в соответствующей области пауки).

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению.

Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установле­нию благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружест­венных отношений между детьми.

Для этого необходимо;

► не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

► не противопоставлять сильных слабым;

► не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

► замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;

► воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

► формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать или обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

У учителей наиболее часто встречаются пять стилей руководства учащимися – это автократический стиль, авторитарный стиль, демократический стиль, игнорирующий стиль и непоследовательный стиль.

При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель стирается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Непоследовательный стиль характеризуется тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителем, в противном случае нередко возникают конфликты. Наблюдается возрастное своеобразие в протекании конфликтов. В начальных классах он проявляется как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя. Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных (характерологические особенности личности учителя) и объективных факторов (стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в учительском коллективе и ряд других факторов).

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеютв виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются:

► в темпераменте;

► в характере реакции на те или иные педагогические ситуации,в выборе методов обучения;

► в подборе средств воспитания;

► в стиле педагогического общения;

► в реагировании па действия и поступки детей, в манере поведения, в пред­почтении тех или иных видов поощрения пли наказания;

► в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Потому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит, воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оста­ваться самим собой. Это существенно повысит эффективностъ обучения и воспитания детей на основе заимствования передо­вого педагогического опыта. Прямое копирование передового педагогического опыта одних учителей другими бесперспективно, поскольку такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога воспроизвести невозможно.

 

Педагогическое общение

Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося.

Педагогическое общение, по мнению Зимней И.А., «есть форма учебного взаимодействия, сотрудническтва учителя и учеников. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств».

Столяренко Л.Д. определяет педагогическое общение как «специфическую форму общения, имеющую свои особенности, подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающую коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты».

Сластенин В.А. рассматривает педагогическое общение как «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности».

Учитель, уме­ющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка, предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии.

Педаго­гическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

► взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

► взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

► мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

► взаимодействие и организация совместной деятельности;

► разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учи­теля и учащихся;

► взаимная удовлетворенность участников общения.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения - по задачам, по средствам, но результату.

Взаимодействие учителя с учащимися - одни из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).

Особенности педагогического общения представляют собой:

► единство делового и психологического контакта;

► отзывчивость и заботливость;

► спокойную уверенность, уравновешенность в общении;

► выдержку и самообладание;

► доверие и доброжелательность;

► отсутствие срывов;

► искренность, простоту и естественность.

В.А. Кан-Калик выделил следующие сти­ли педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных устано­вок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Причем в высшей школе интерес в общения сти­мулируется еще и общими профессиональными интересам, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающееувлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебнойдеятельности. Однако при этом следует избегать панибратства (особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации).

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель — ученики».

4. Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для молодых препо­давателей, стремящихся к популярности. Такое общение обес­печивает ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочета­ние стилей в той или иной пропорции, когда происходит доминирование одного из них.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, педагогу необходимо знать:

► закономерности общения;

► структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения;

► методику изучения общения и межличностных отношений;

► основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического и в целом межличностного общения.

К особенностям преподавания (педагогической техники) можно отнести:

► умение учителя убедительно доказывать;

► умение вызвать в сознании учащихся соответствующие наглядные образы;

► умение тактично держаться перед учащимися;

► эмоциональность преподавания;

► образность и эмоциональность речи учителя;

► целостная направленность воспитательного воздействия.

И.В. Страхов утверждает, что по своей психолого-педагогической характе­ристике педагогический такт представляет собой сложное явление. В струк­туре педагогического такта существенное значение имеет единство делового и психологического контакта учителя с учащимися. Деловой контакт опре­деляется содержанием и формой общения, созданием рабочей атмосферы на уроке. Деловое общение учителя с учащимися импонирует им, тем самым учитель легко привлекает к себе школьников.

Развитию интеллектуальных компонентов психологического контакта учителя с учениками помогают многие приемы педагогических воздействий.

Страхов И.В. исследовал индивидуальные особенности проявления педагогического такта и выявил его индивидуальные различия:

1. Индивидуальные особенности интеллектуальной основы педагогического такта. Тонкости наблюдательности, ее познавательная углубленность влияют на педагогическую эффективность такта, а также индивидуальные различия образов памяти, воображения и осмысление учителем способов воспитательного влияния на учеников.

2. Индивидуальные различия речевой культуры учителя. Речевые средства воздействия должны быть подчинены решаемой педагогической задаче; отбор и применение этих средств необходимо соотнести с особенностями личности школьника, его подготовкой и психическим состоянием.

3. Различия в характерологической основе. Особенности педагогического такта зависят также от многосторонности развития волевых и эмоциональных свойств характера и различий в состояниях учителя на уроках.

4. Типологические особенности темперамента учителя. Темперамент выра­жается в эмоционально-динамических особенностях поведения.

5. Индивидуальные различия проявляются в уровне развития педагогического такта. Высокий уровень выражается в глубине воспитательного влияния на личность и коллектив школьников.

6. Значительные индивидуальные различия такта выражаются в его твор­ческом характере. Открытие учителем новых оригинальных методов и приемов воспитательного воздействия существенно отличает такт учителя от однообразия приемов воспитательного воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.011 с.)