Психологические механизмы формирования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы формирования личности



Основой формирования человека кик личности является деятельность. Опре­деляющим условием существования, развития человека как соци­ального существа является совокупность разных видов деятельности, в которые человек включается. Освоение деятельности и ее усложнение является важным усло­вием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчинения и ценности человеческих деятельностей, на их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов дея­тельности, с которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.

В отечественной психологии понятия личности и деятельности рассмат­риваются как внутренне взаимосвязанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности, которые по своему происхо­ждению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

► любая потребность имеет свой предмет, осознание нужды в чем-то;

► всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворя­ется;

► потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, в непосредственных побужде­ниях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совер­шенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения - осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознан­ностью и, во-вторых, своей тесной связью с миром чувств - это система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план само­воспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности.

Одинаковые мотивы по-разному реализуются в по­ведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении (например, участие в общественной работе, побуждаемое сопер­ничеством, желанием первенствовать среди товарищей не обязательно означает стремление школьника принести пользу своему классу). В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности.

Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в пси­хологии принято говорить о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности, в которой проявля­ются, формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре - воображение, в учении - абстрактное мышление), от нее за­висят основные психические изменения каждого периода развития ребенка. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особен­ностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового воз­раста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники фор­мируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Формирование нравственной сферы личности предполагает формирование нравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием понимается отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу.

Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Психологические исследования показали, что нередко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении, поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесному воздействию, необходима организация деятельности учащихся.

Вербальные методы воспитания учащихся не должны преобладать над их конкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагает формирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи).

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств, привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но специально проецируются в этой деятельности, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.

Формирование личности немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития или иных способностей), выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

К основным психологическим механизмам формирования личности, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Психологические механизмыявляются стихийными, поскольку человек, под­вергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также созна­тельно управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в разви­тии человека вместе с сознательными формами «самопостроения», действуют в русле общего процесса опредмечивания по­требности в общении.

Говоря о функционировании механизма сдвига мотива на цель, следует отметить, что этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоя­тельный мотив (цель приобрела статуе мотива).

Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспи­тательных воздействий. Огромная роль в передаче «личностного опыта» принадлежит косвенным влияниям - через личный пример, «заражение», подражание. Этот механизм получил название механизма иден­тификации, характернойособенностью которого является то, что па первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не полностью контролируется родителями. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется.

Механизм принятияи освоения социальных ролей похож на механизм идентификации, но отличается от него большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого образца. Этот механизм в психологии включает понятия «социальная позиция» и «социальная роль».

Психологические механизмы формирования личности действуют совместно, переплетаясь и усиливая друга, а также могут принимать осознанные формы, но осознание не является необходимым для их работы, и чаще всего оно оказывается невозможным.

Наиболее успешное формирование психологических свойств личности происходит при соблюдении следующих условий.

1. Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать личность полностью, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что он хочет сформи­ровать у учащегося, и тем, что субъективно значимо для него.

2. Активность и самостоятельность самого учащегося.

3. Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка - необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для фор­мирования нужных мотивов деятельность ребенка должна быть органи­зована соответствующим образом. В деятельности формируются и про­являются привычные способы поведения.

4. Подкрепление, т.к. отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к уга­санию мотива.

Личность и субъект

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии лично­сти (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности чело­века, означающей «...свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский), рассматривается в качестве опорной для данной области психологии. «Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», - отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию вну­треннюю связь между личностным и субъектным.

Во-первых, «быть личностью - значит быть субъектом соб­ственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром».Это включает физический, психофизичес­кий, психологический, социальный и другие аспекты взаимоот­ношений человека с его природным и социальным окружением.

Во-вторых, «бытьличностью - значит быть субъектом предметной деятельности », в которой человек выступает как дея­тель.

В-третьих, «быть личностью - это быть субъектом обще­ния», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон, «... быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей».

В-четвертых, согласно В.А. Петровскому, «быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные конституенты.

Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: понятие «вир­туальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; понятие «отраженной субъектности» - «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого».

?Контрольные вопросы:

1. К.К. Платонов представил личность в единстве четырех подструктур. Какая подструктура является ведущей?

2. Что является источником активности личности?

3. Каковы основные психологические механизмы формирования личности?

4. Существует ли, на ваш взгляд, внутренняя связь между личностным и субъектным?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 5105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.018 с.)