Глава 2. Психология воспитания и обучения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Психология воспитания и обучения личности



План:

1. Основные понятия психологии воспитания.

2. Психологические теории воспитания.

3. Социальные институты воспитания.

4. Педагогический процесс и концепции обучения

5. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

6. Соотношение обучения и воспитания.

7. Развитие: общая характеристика.

8. Соотношение обучения и развития.

9. Теория содержательного обобщения в обучении В.В. Давыдова.

10. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

11. Психологические механизмы научения.

12. Переход от учения к учебной деятельности.

Ключевые понятия:

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка (процесс целенаправленного формирования личности).

Педагогические закономерности воспитания — это адек­ватное отражение объективной действительности воспитатель­ного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Принципы -общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и об­стоятельствах.

Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанни­ков для решения педагогических задач в совместной деятель­ности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) понимаются действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Теории воспитания — это концепции, объясняющие происхождение, форми­рование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя.

Под институтами воспитания понимают общественные организации и струк­туры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность.

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс орга­низации и стимулирования активной учебно-познавательной де­ятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, миро­воззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в третьих, умственным и физическим развитием человека.

Методы обучения - способы взаимодействия деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие усвоение содержания образования.

Урок – это форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил школьников.

Педаго­гическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответ­ствующее поставленной цели.

Педагогическое сотруд­ничество -это гуманистическая идея совместной развиваю­щей деятельности детей и педагогов на основе взаимопони­мания, проникновения в духовный мир друг друга, коллек­тивного анализа хода и результатов этой деятельности.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последова­тельного количественного и качественного изменения физиче­ских и духовных сил человека.

Научение - процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Учение - научение человека в ре­зультате целенаправленного, сознательного присвоения им пере­даваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опы­та и формируемого на этой основе индивидуального опыта.

Основные понятия психологии воспитания

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к лично­сти человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных соци­ально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются общечеловеческими и нравственными ценно­стями. К ним относятся понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности.

Под духовностью понимается приоритет нравственных идеалов над сиюминутными потребностями; она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой понимается стремление личности к внутренней и внешней независимости, которое обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность можно определить как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общая цель современного воспитания — это всестороннее и гармоничное развитие личности, подразумевающее высоконравственность, духовное богатство, внутреннюю свободу и ответственность личности. Кроме общей выделяют еще и специальные цели воспитания, которые учеными описаны лишь приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы вырастить подрастающее поколение инициативным и предприимчивым, стремящимся к достижению успеха.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (П.И. Пидкасистый):

воспитание ребенка как формирование в структуре его лич­ности социально-психологических новообразований соверша­ется только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.Любая воспитательная задача решается через активные дей­ствия;

содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуаль­ными потребностями ребенка. Опережая актуальные потреб­ности, педагог может встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

соблюдение пропорционального соотношения усилий ре­бенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает актив­ность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на зак­лючительном этапе ребенок все делает сам под контролем пе­дагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребен­ку ощутить себя субъектом деятельности, а это важно для свободного и творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

только в условиях любви и защищенности ребенок свобод­но и вольно выражает свои отношения, благоприятно раз­вивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное пе­реживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

воспитание должно носить скрытый характер, дети не долж­ны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предостав­лением ему личностной свободы, уважительным и демокра­тичным стилем общения;

целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

Выделяют следующие основные принципы воспитания (П.И. Пидкасис­тый):

первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспита­ния и учитывающий природу воспитательного процесса — ори­ентация на ценностные отношения — постоянство профес­сионального внимания педагога на формирующиеся отноше­ния воспитанника к социально-культурным ценностям (че­ловеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте;

► второй принцип воспитания — принцип субъектности — пе­дагог максимально содействует развитию способности ребен­ка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности предполагает совместное с ребенком принятие решения;

► третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповто­римой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уваже­ние к его жизни, признание цен­ности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, поло­жения, способностей, уважения к его личности.

Для практической работы педагога больше всего подходит сле­дующая классификация методов воспитания:

методы убеждений, с помощью которых формируются взгля­ды, представления, понятия воспитуемых, происходит опера­тивный обмен информацией (внушение, повествование, диа­лог, доказательство, призывы, убеждение);

методы упражнений, с помощью которых орга­низуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуаль­ную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

методы оценки и самооценки, с помощью которых произво­дится оценка поступков, стимулирование деятельности, ока­зывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведе­ния (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом. К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

► задействуют такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (научение через прямое наблюдение других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения);

► расширяют возможности воспитания;

► единственно возможные средства на ранних этапах детского разви­тия (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками являются: персональная и временнáя ограниченность их применения, воспитатель не всегда может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реали­зуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника. Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого {книги, СМИ и другие системы кодирования и передачи информации). Не­достатки косвенных средств воспитания:

► лишены живой эмоциональной силы;

► возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или про­читанного).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс вос­питания его средства делятся на осознанные и неосознанные.

Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

Не­осознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.

По харак­теру того, на какие стороны личности воспитанника направлены воспита­тельные воздействия, их делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие, хотя на практике они чаще всего являются комплексными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.018 с.)