Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная компетентность учителя

Поиск

Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Наиболее распространен­ной из них является текущая аттестация, связанная с возможным присвоением учителям ка­тегорий для дифференцированной оплаты их труда; аттеста­ция связана также с выдвижением и расстановкой кадров в школе. Другая ситуация: обоснованное планирование инди­видуального и коллективного профессионального самообразо­вания учителей школы. Еще одна ситуация: консультация учителям по по­воду затруднений в их работе, определение причин и оказание квалифицированной помощи. Следующая ситуация: оценка работы передовых учителей, где возникает необходимость уста­новить эффективность педагогического поиска учителя, его новизну. Новая ситуация: проведение конкурсов «Учитель го­да», также требующая анализа и сопоставления профессиона­лизма учителей.

При анализе труда учителя используются три базовые кате­гории психологии — деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность — три основные стороны труда учителя.

Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в пе­дагогической деятельности и педагогическом общении. В хо­де труда учителя три его стороны вступают в сложные диа­лектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом раз­вития другой (например, вначале личность является услови­ем, приспосабливается к требованиям профессиональной дея­тельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их).

Педа­гогическая деятельность, по определению Марковой А.К., - это «технология» труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя». Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.

Соотношение рассмотренных сторон Маркова А.К. представ­ила следующим образом:

Учитель как субъект

педагогического труда

 
 


Личность учителя

 

▼ ▼

Учитель как субъект Учитель как субъект

педагогической деятельности педагогического общения

 

Эти стороны труда учителя выступают основой пяти блоков профессиональной компетент­ности учителя.

В каждой из сторон труда учителя можно вычленить следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологи­ческие и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогиче­ские умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учи­телем профессиональными знаниями и умениями.

Эти качества являются как психологическими предпосыл­ками (без них трудно начать работать учителем), так и ново­образованиями (они сами развиваются и обогащаются в ходе работы) труда учителя.

Таким образом, знания и умения - это объективные харак­теристики труда учителя, а позиции и личностные особенно­сти — субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать психологическим модулем про­фессии.

Психологические особенности (качества) касаются как по­знавательной сферы учителя (его педагогического мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценивания), так и мотивационной сферы (целеполагание, мотивационная направ­ленность личности и др.).

По Марковой А.К., «удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приори­тетными: к ним относятся результаты труда учителя с точки зрения психологического развития учащихся (главное не то, что дал учитель, а что взял ученик). Процессуальные характе­ристики труда учителя являются в этом плане средством до­стижения результата. Внутри процесса труда учителя приори­тетная роль принадлежит личности учителя, его ценностным ориентациям, идеалам».

Наиболее значимыми для анализа компетентности являются профессиональные позиции и психологические ка­чества, которые дополняются, реализуются умениями, «тех­никами»: вначале необходимо для освоения профессии постиг­нуть ее предназначение, и на этой основе про­дуктивно овладевать средствами их реализации.

Среди результативных показателей важными являются обучаемость (способность к самооб­учению), воспитуемость (способность к саморазвитию) и их основанием являются обученность и воспи­танность школьников. Внутри обучениости приоритетными являются умение учиться, сформиро­ванная учебная деятельность, способность к самостоятельно­му добыванию знаний и меньшее значение имеют знания как таковые.

У конкретного учителя характеристики профессиональ­ной компетентности складываются неравномерно в те­чение профессиональной жизни. Наблюдая за внутренней ди­намикой, можно оценить профессиональную компе­тентность учителя, сделать прогноз его профессионального роста.

Становление учителя как субъекта педагогического труда осуществляется в направлении развития его психиче­ских качеств с приближением к требованиям профессии, и как усложнение его субъективного мира — мотивации, самосозна­ния, позиции. При оценке компетентности важно учи­тывать степень приближения учителя к требова­ниям профессии (к стандартам), уникальность, неповто­римость данного учителя как профессионала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.191 (0.009 с.)