Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.2.2. Приемы изучения профессиональных психологических качеств учителя

Поиск

Педагогическая деятельность учителя. Задания на педагогическое целеполагание:

— Наметьте задачи урока. Проведите урок. Затем составьте поставленные и реально выполненные задачи, проанализируйте причины их несоответствия. Какие из намеченных целей и задач не удалось реализовать и почему?

— Выделите макро- и микроциклы в своей педагогической деятельности в течение урока, недели, месяца, четверти.

Задания на педагогическое мышление:

— Продумайте педагогическую ситуацию сегодняшнего урока. Сформулируйте в ней еще раз педагогические задачи.

 

Бланк 13

Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике

Ф. И...............класс.......уч. год...........

1. Знания
Полный запас знаний, близкий к школьной программе Запас знаний ограничен
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией Владеет только конкретными знаниями о фактах
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами Знания воспроизводит дословно и буквально
Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях Знания лежат «мертвым грузом» без применения
2. Умение учиться (учебная деятельность)
Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя
Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования учебного материала) Сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа
Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий, операций
Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее Умеет себя проверить только после окончания работы
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе Завышает или занижает свои возможности в учебной работе
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно
Выполняет учебные и контрольные действия в уме Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы)
3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие)
В новых условиях активно осуществляет ориентировку В новых условиях пассивен
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи Помощь взрослого не помогает (мало помогает)
Ставит самостоятельные задачи самообучения Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне
Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий Инициативу не проявляет
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности) Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии)

 

Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому (есть самоорганизация, произвольность) Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкие уровни самоорганизации
Работает экономично, в быстром темпе. Работоспособен, вынослив Медлителен. Быстро истощается, устает

Бланк 14

Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике

Ф. И...............класс.......уч. год…………….

1. Нравственные знания
Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе Узкий запас знаний о нормах межчеловеческих отношений
Нравственные знания понимает, умеет рассуждать Нравственные знания повторяет по подражанию
Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций Нравственные знания мало используются в жизни
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентации, мотивов Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что творится на словах
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов
Отстаивает свои позиции и убеждения Конформен, легко может изменить свои убеждения
Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности
Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений В случае затруднений цели разрушаются
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы В кризисных ситуациях мало способен к построению новых смыслов, подвержен срывам
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям Имеется разрыв в том, что говорит и что делает
Поведение соответствует личным убеждениям Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю

 

4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку В новых социальных ситуациях пассивен
Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности
Ставит самостоятельно задачи самовоспитания Самостоятельно задачи своего развития не ставит, тяготеет к целям извне
Проявляет инициативу в социальных ситуациях Инициативу не проявляет
Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность Живет текущим днем, не задумывается о перспективах своего личного развития.

Бланк 15

II.2.2. Приемы оценивания профессиональной компетентности.

Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя

1. Педагогическая деятельность учителя
Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Ставит и реализует главным образом обучающие задачи
Владеет вариативной методикой, т. е. выбором одного методического решения из возможных 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Использует однообразные методические решения в обучении
Стремится и умеет анализировать свой опыт 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Уходит от самоанализа под разными предлогами
2. Педагогическое общение учителя
Специально планирует коммуникативные задачи 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации
Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности; дети открыты для общения и развития 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены
Исходит из ценности личности каждого ученика 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха
3. Личность учителя
Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Считает, что ненадолго задержится в учительской профессии
Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен и уверен 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Очень неуверен в себе, тревожен, мнителен

 

Работает творчески, применяет оригинальные приемы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Работает главным образом по типовым методическим разработкам
4. Обученность и обучаемость школьников
Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся
Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет
Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Индивидуальный и дифференцированный подход минимален
5. Воспитанность и воспитуемость школьников
Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Обращает внимание либо на слова учащихся, либо на их изолированные поступки
Стимулирует способность школьников к самовоспитанию 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Воспитуемость рассматривает только как послушание взрослым
При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников

Примечание. Учитель может получить максимум — 150 баллов, минимум — 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности.

Дайте три варианта их решения. Выберите из этих вариантов оптимальный. Рассчитайте свои педагогические действия с точки зрения расхода времени и сил, своих и учащихся.

— В известной вам педагогической ситуации выделите ее участников, определите мотивы их поведения. Предположите, как они повлияют на развитие ситуации.

— Вспомните трудную ситуацию на уроке и ваш выход из нее.

Проанализируйте свои действия с разных точек зрения: грамотное решение (с точки зрения охвата всех детей, выполнения плана урока); достойное решение (с точки зрения этики, нежелания уронить достоинство учителя и учащихся). Чаще старайтесь увидеть в педагогической ситуации не только ее предметный, но и человеческий план.

 

— Вспомните недавнюю трудную ситуацию из своего опыта. Выделите в ней два плана — внешний (каковы были поступки всех ее участников) и внутренний, психологический (мотивы, цели, ожидания участников ситуации). Соотносите поступки человека в этой ситуации с контекстом его поведения в целом. Постарайтесь чаще, насколько это возможно, обращаться к внутреннему миру учащихся.

— Представьте любую педагогическую ситуацию. Придумайте несколько ситуаций такого же типа. Проанализируйте, правильно ли вы поняли сущность исходной ситуации.

— Постарайтесь время от времени осуществлять сплошную запись проводимого вами урока, например, с помощью магнитофона. Позднее вернитесь к записи, проанализируйте ход урока, все ваши реплики и реплики учащихся под углом зрения соотношения педагогических задач, способов и результатов их решения.

— Завершите начатую педагогическую ситуацию несколькими вариантами ее окончания.

— Придумайте начало педагогической ситуации по ее концу (например: «Вы мне сегодня очень мешали; я так и знал, что вы мне сорвете урок»; «Благодарю вас за успешное проведение нашего урока»).

Задание на педагогическую интуицию:

— Вспомните вчерашний урок. Принимали ли вы в ходе этого урока быстрые интуитивные решения? Дайте сейчас развернутое психологическое обоснование тому, что вы тогда сделали интуитивно.

Задания на педагогическую наблюдательность:

— Войдя в класс, расшифруйте внутреннее состояние детей по их позам, выражению лиц, попытайтесь определить степень их готовности или причины неготовности к вашему уроку.

— Посмотрите фотографии из школьной жизни. Определите возраст ребят, их эмоциональные состояния, взаимоотношения с другими детьми на фотографии.

Задание на педагогическую импровизацию:

— Представьте педагогическую ситуацию с трудным подростком в вашем классе. Определите в условиях дефицита времени (1—2 минуты) оптимальные пути выхода из этой ситуации.

Задание на педагогический оптимизм:

— Ответьте себе, можете ли вы в каждом ученике и в себе найти позитивные качества и, опираясь на них, прогнозировать дальнейшее развитие человека.

Задания на педагогическую рефлексию:

 

— Прохронометрируйте свое время (на что ушло время урока, рабочего дня, недели, месяца, учебного года).

— Понаблюдайте за собой, удается ли вам несколько раз в ходе учебного процесса вставать в рефлексивную позицию, т. е. посмотреть на себя глазами учеников (до урока, в течение урока, после урока).

— Вы провели контрольную работу. Проанализируйте ее результаты с позиции учителя-предметника (какие ошибки сделали учащиеся), с позиции психолога-диагноста (каковы психологические причины этих ошибок).

— Вернитесь к плану последнего урока. Ответьте на вопрос: что было главным основанием при определении структуры урока: логика учебного материала (позиция предметника), логика применения методов (позиция методиста), особенности психического развития учеников и их возможности (позиция диагноста)?

— Проанализируйте с помощью предложенного бланка характер ваших затруднений в педагогической деятельности, их причины (бланк 7).

— Припомните, с какими практическими затруднениями вы встречаетесь в ходе урока. Переведите эти реальные помехи на язык психологических проблем. На основе этого определите пути выхода из затруднений.

— Постарайтесь вернуться в тяжелую для вас педагогическую ситуацию в недавнем прошлом. Проделайте анализ этих реальных ситуаций с точки зрения мотивов ее участников. Оцените, был ли оптимальным тот выход из ситуации, который вы предприняли.

Педагогическое общение учителя. Задания на рефлексию в общении:

— Определите состояние педагогического общения, психологический климат на уроке с помощью бланков 17—21, 23.

— Мысленно проиграйте этапы проводимых вами уроков с точки зрения задачи общения. Установите, как помогает постановка специальных коммуникативных задач решению задач обучения, развития и воспитания учащихся, повышению эффективности вашего труда. Проанализируйте, насколько активно участвуют ученики в общении на разных этапах урока.

— Проанализируйте, насколько в вашем опыте коммуникативная структура урока зависит от его «мотивационной структуры». Иными словами, как характер общения учителя определяется теми состояниями мотивов, интересов учащихся, которые желательно вызвать в начале, середине, конце урока.

— Составьте свой «коммуникативный портрет»: какие вы предпочтете задачи в общении, какие приемы и средства об-

 

щения для вас наиболее характерны? Как может выглядеть «коммуникативный портрет» вашего коллеги?

— Оцените, как часто вам удается показать ученикам, что в общении происходит не только обмен известными мыслями, но и рождение новых мыслей; осуществляется не только передача знаний, но и взаимообмен ценностями. Постарайтесь зафиксировать эти моменты и чаще делать их предметом обсуждения учеников.

— Подсчитайте (после прослушивания, например, магнитофонной записи) время на уроке, в течение которого говорил учитель, и время, в течение которого говорили ученики. Продумайте, как обеспечить оптимальную меру активности учителя на уроке.

— Проанализируйте особенности вашего общения с «трудными» учащимися. Сравните, являются ли эти ученики «трудными» на уроках коллег. С этой точки зрения оцените свои средства и приемы в педагогическом общении.

— Подсчитайте, сколько раз на уроке вы повторяли высказывания, ответы учащихся. Обсудите с коллегами — повторение учителем ответов учащихся нежелательно (потеря времени урока) или целесообразно (способствует косвенному обучению)?

— Оцените свое педагогическое общение с учетом обратной связи от учащихся. Попросите учащихся (можно анонимно) ответить на вопросы: «Что ты делаешь, если не понимаешь материал на уроке?», «Помогаешь ли ты учителю на уроке?», «Как помогает тебе учитель в случае твоего непонимания материала?», «Что тебе может простить учитель на уроке?», «Что ты можешь простить учителю?», «В чем состоит твое сотрудничество с учителем на уроке?», «Говоришь ли ты с учителем после уроков и о чем?»

— Оцените, как часто вы предлагаете ученикам возможность выбора: характера задач, сроков их выполнения. Проследите, наблюдалась ли связь между предоставлением учащимся большей самостоятельности и результатами их развития.

Задания на педагогический такт:

— Припомните, случалось ли вам попадать в такие педагогические ситуации, когда вы взволнованы или теряетесь, а ученики вас поддерживают. Случалось ли вам принимать помощь от учащихся, как это влияло на дальнейшее общение?

— Изучите, какие роли и какие «маски» свойственны окружающим людям в школе. Что указывает на то, что это «маски»? Приходилось ли вам в общении в классе надевать «маску», занимать несвойственную вам роль? Разгадали ли ее ученики? Удается ли вам расшифровать «маски» учеников?

 

— Оцените ваше отношение к конфликту (он разрушает отношения или способствует их оздоровлению?). Научитесь осуществлять диагностику конфликта, выявление его участников, суть конфликтной ситуации.

— Кончился урок, сядьте на несколько минут в учительской. Задумайтесь, какие моменты в общении на сегодняшнем уроке вы расцениваете как свой психологический выигрыш, психологический проигрыш.

Задания на педагогическую эмпатию:

— Представьте себя на месте молодого учителя вашей школы, испытывающего затруднения. Подумайте, какую помощь он ожидает от вас, готовы ли вы оказать ему эту помощь.

— Посмотрите на себя глазами других учителей, учащихся, родителей и администрации.

— Попросите коллегу посидеть на вашем уроке, затем вместе с ним обсудите, сколько инициатив учащихся вы пропустили и не поддержали. Касалось ли это проявлений активности сильных, средних, слабых учащихся?

Личность учителя. Задание на анализ психологических состояний в ходе урока:

— Составьте бланк: слева по вертикали — время урока и этапы работы на нем, справа по горизонтали — перечень ваших состояний и обозначений их цветом. Перечень психических состояний учителя дан выше. Возможные обозначения: голубой цвет — рациональное рабочее состояние, зеленый цвет — эмоционально-уравновешенное, красный цвет — тревога, стресс. Постарайтесь заштриховать разными цветами на бланке, какие психические состояния вы испытываете в ходе урока. Как это влияет на продуктивность урока?

Задания на рефлексию личностных качеств:

— Припомните трудные педагогические ситуации, из которых вы вышли победителем. Какие качества личности помогли вам в этом? Отсутствие каких нужных для учителя свойств личности вам существенно мешает?

— Сформулируйте свою профессиональную самооценку — в прошлом году, в этом году, применительно к будущему. Сравните их. Определите тенденцию. Ваш уровень профессиональных притязаний падает или растет? Сравните самооценку и оценку экспертов (бланк 16).

— Найдите ответы на вопросы: «Открыты ли вы для обсуждения с коллегами своих личных профессиональных проблем?», «Готовы ли к принятию критических замечаний в свой адрес?», «Как это влияет на вашу личную профессиональную самооценку?»

 

Задания на рефлексию роли личности в профессиональной компетентности:

— Прочитайте свою аттестационную характеристику с пропусками («слепой» вариант). Чего в ней не хватает, какие существенные характеристики вашей личности не освещены?

— Над какой стороной своей профессиональной компетентности вы работали в прошлом году, в нынешнем, над какой будете работать в будущем?

— С помощью предложенных на бланках эталонов оцените уровень своей профессиональной компетентности, отнесите себя к какой-либо категории профессионализма.

— Изучите свое педагогическое самосознание, Я-концеп-цию. Для этого изложите на 1—2 страницах свое профессиональное педагогическое кредо (систему своих профессиональных позиций, идеалов).

— Составьте профессиональную автобиографию: назовите 10 самых важных событий в вашей профессиональной жизни, выстройте их в хронологическом порядке, между двумя постарайтесь наметить причинно-следственные связи (10).

— Представьте свое профессиональное прошлое, настоящее, будущее в виде трех кругов. Они могут быть разной величины и как угодно расположены относительно друг друга.

— С помощью предложенных бланков оцените свои профессиональные позиции, выразите свое эмоциональное отношение к тому, что разные позиции у вас сформированы неодинаково (бланк 17).

— Оцените свою профессиональную компетентность в краткой экспресс-характеристике учителя (бланк 15).

— Проранжируйте педагогические умения, позиции, психологические качества всех блоков компетентности по степени их значимости и выраженности у себя.

— Оцените как эксперт состояние у себя каждого умения, качества, компетентности баллом, ставя точку в графах 1—42 бланка 11. Наибольшее количество точек на строке указывает на принадлежность данного качества определенной категории учителя. Сравните называемую вами категорию своего профессионализма с оценкой экспертов и коллег.

— Составьте для себя диагностические педагогические этюды (на изучение педагогического мышления, педагогической рефлексии и др.).

Обученность и обучаемость школьников. Задания на диагностическое мышление:

— Продумайте, как часто вы планируете урок «от ученика», т. е. на основе изучения учащихся. Проанализируйте,

 

какие стороны психического развития учащихся вы можете изучить, какие стороны психики учеников вам менее доступны.

— Применяйте приемы регистрации и фиксации результатов изучения учащихся, например, дневники психологического изучения, где указываются дата, яркие проявления (положительные или отрицательные) того или иного ученика, предположения об их причинах.

— Какими методиками изучения учащихся вы владеете? Попытайтесь разнообразить ваши диагностические приемы в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задания на педагогическое прогнозирование:

— Предположите, как будут успевать в средней школе ученики, обучающиеся сегодня в вашем классе в начальной школе. Через год сравните ваши прогнозы с реальными результатами.

— Выявите обучаемость школьников своего класса (по показателям их активности, ориентировке, инициативе, готовности к дозированной помощи учителя, способности к самообучению, работоспособности). На этой основе сделайте прогноз учебных успехов в ближайшем и отдаленном будущем.

— Представьте педагогическую ситуацию завтрашнего урока. С какими потенциальными трудностями в обучении отдельных учащихся вы можете столкнуться?

Воспитанность и воспитуемость школьников. Задание на диагностическое мышление:

— Какие стороны личности ученика вы можете выявлять и какими методиками? Назовите преимущества каждой из методик.

Задания на педагогическое прогнозирование:

— Попытайтесь наметить прогноз развития личности своих учеников: укажите наиболее выраженные черты личности конкретных учеников сегодня, наиболее выраженные черты их личности в ближайшем и отдаленном будущем.

— При изучении учащихся и предвидении их последующего развития используйте предложенные в книге бланки экспресс-диагностики учащихся.

— Используйте для самоанализа своих диагностических умений неоконченные предложения, дополняя их: «На моих занятиях учащимся обычно легко вследствие...», «Мои занятия приносят учащимся большую пользу вследствие...», «Я владею такими методами изучения обученности и воспитанности школьников, как...», «Я полагаю, что умею планировать учебный процесс «от ученика», так как...».

 

Литература

1. Алумяэ С. Контрольная работа как средство выявления уровня самоконтроля учащихся в учебной деятельности// Методы исследования в педагогике. — Таллинн, 1989.

2. Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышева О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. — М., 1980.

3. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе/ Под ред. Я. С. Турбовского. — М., 1986.

4. Комплексное исследование труда учителя / Под ред. В. Н. Турченко. — Новосибирск, 1983.

5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1979.

6. Лопатин Д. Сотворение контрольной// Народное образование. — 1989. — № 3.

7. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя/ Под ред. К). Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л., 1980.

8. Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.

9. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. — Л., 1973.

10. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Мироненко. — М., 1990.

11. Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов/ Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976.

 

Часть III.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.009 с.)