Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитанность и воспитуемость школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воспитанность и воспитуемость школьников образуют пятый блок профессиональной компетентности учителя. Здесь,
как и при анализе других блоков профессиональной компетентности, мы остановимся на профессиональных знаниях, объективно необходимых педагогических умениях, профессиональных позициях и психологических качествах учителя. Обратимся к основным профессиональным знаниям о воспитанности и воспитуемости. Надо сказать, что второй термин часто используется психологами, хотя педагогами воспринимается хуже. Они лучше воспринимают словосочетание «восприимчивость к воспитанию». Воспитанность включает: а) запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе); б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично — его смыслы, мотивы, ценности), т. е. личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям. Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно; в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении). Воспитуемость — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития. Воспитанность — это не конгломерат частных свойств личности (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом же нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые. Конечной целью воспитания ученика является углубление его воспитуемости, способности к самовоспитанию. Итак, для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности — разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность
ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности. Неправомерно высокий уровень воспитуемости понимать только как выполнение учеником требований учителя. Ведь эти требования могут противоречить целям, осознанно поставленным перед собой личностью. Для анализа воспитанности и воспитуемости учащихся учителю надо обладать рядом педагогических умений. Перечислим их. Девятая группа умений: оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение учителя увидеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего). В ходе этого анализа у учителя складываются профессиональные позиции диагноста, воспитателя, психолога-консультанта. Обученность (обучаемость) и воспитанность (воспитуемость) как составляющие профессиональной компетентности учителя включают также в себя одну общую группу умений. Десятая группа умений — это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умения вычленять макро- и микроциклы в своем труде; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма; умение найти «белые пятна» в своей профессиональной компетентности; умения осознать взаимосвязь между способами своего труда и результатами обученности и воспитанности школьников, изучать и оценивать труд коллег. Интегральные педагогические умения включают и исследовательские умения учителя: умение от трудно решаемых вопросов практики перейти к их формулированию на языке научной проблемы, умение провести целенаправленное наблюдение, осуществить педагогический эксперимент с варьированием отдельных факторов с точки зрения их влияния на результаты. При этом складываются следующие профессиональные позиции: учитель-исследователь, учитель-эксперт, учитель-профессионал.
Бланк 5 Программа психологического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников
Продолжение
Продолжение
Эти умения и позиции требуют от учителя таких психологических профессиональных качеств, как мотивация к дальнейшему профессиональному росту, но не просто сильное стремление к готовым рецептам (например, как научить школьников быстро запоминать материал), а к изменению типа своего педагогического мышления, стремление к самостоятельному выбору, творческому решению педагогических задач. Наши исследования показали, что наименее сформированными в труде учителя являются умения психологического изучения учащихся и анализ учителем своего труда в целом. Литература 1. Бодалев А. А. О психологических основах воспитания личности / / Вопросы психологии. — 1985. — № 5. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 3. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь.—М., 1980. 4. Маркуша А. М. Если вы учитель. — М., 1989. 5. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987. 6. Поташник М. М. — Как оптимизировать процесс воспитания. — М., 1984. 7. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980. 8. Трипольский В. С. Психологический анализ сопротивления убеждающему воздействию: Автореф. канд. дисс. — М., 1989. 9. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? — М., 1987. 10. Чудновский В. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии.—1990. —№ 5. 11. Чудновский В. Нравственная устойчивость личности. — М., 1987. 12. Шадриков В. Д., Старовойтенко Е. Б. Концепция индивидуализации воспитания / / Советская педагогика. — 1987. — № 6.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.007 с.) |