III.2.1. Формирование умений учителя ставить развивающие и воспитательные задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.2.1. Формирование умений учителя ставить развивающие и воспитательные задачи



Полноценное планирование и контроль за учебным процессом невозможны без корректной и психологически обоснованной постановки учителем педагогических задач. Учителю бывает легче определить обучающие задачи и труднее — развивающие. В практике наиболее распространены такие развивающие задачи, как развитие мышления, памя-

 

ти ученика, отработка умений и навыков, умения учиться и др.

Между тем в педагогической психологии накоплен большой багаж сведений о развитии ученика в ходе учения. Ниже мы предлагаем учителю достаточно широкий спектр развивающих задач, вытекающих из показателей обученности и обучаемости школьников. Подчеркнем, что психологически наиболее развивающими являются задачи по переводу учеников с одного уровня усвоения на другой, по анализу не только результатов, но и способов деятельности, учету не только достижений, но и затруднений учеников, а также по формированию их собственной активности и инициативы в учебной деятельности.

Излагаемые ниже материалы могут использоваться учителем при упражнениях на постановку многообразных развивающих задач, а затем и при их реализации в учебном процессе.

Бланк 16

Сравнительные самооценки и оценки экспертами

уровня профессионализма конкретного учителя

при присвоении категории

Уровни профессиональной компетентности Самооценка учителя Оценки экспертов
Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
В прошлом Сегодня В будущем В прошлом Сегодня В будущем В прошлом Сегодня В будущем В прошлом Сегодня В будущем
6. Учитель-профессионал                        
5. Учитель-исследователь                        
4. Учитель-новатор                        
3. Учитель-мастер                        
2. Учитель                        
1. Учитель-стажер                        
0. На момент опроса не готов к оценке                        

 

Бланк 17

Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям

Профессиональные, психологические позиции Степень выраженности этих позиций (1 2 3 4 5) Меня это радует Меня это огорчает Мне это безразлично
1. «Предметник»        
2. «Методист»        
3. «Диагност»        
4. «Самодиагност»        
5. «Субъект своей педагогической деятельности»        
6. «Гуманист»        
7. «Психотерапевт»        
8. «Актер»        
9. «Педагог по призванию»        
10. «Индивидуальность»        
11. «Творец»        
12. «Исследователь»        
13. «Новатор»        
14. «Профессионал»        

Бланк 18

Изучение психологического климата на уроке по характеру воздействия учителя на учеников

Время урока Содержание этапов работы Характер воздействия учителя на учеников
Организующие, обучающие, развивающие Оценивающие Дисциплинирующие
с положительным знаком с отрицательным знаком
9.00—9.10 Опрос        

 

Продолжение

Время урока Содержание этапов работы Характер воздействия учителя на учеников
Организующие, обучающие, развивающие Оценивающие Дисциплинирующие
с положительным знаком с отрицательным знаком
9.10—9.25 Изучение нового материала, решение проблемы        
9.25—9.35 Выполнение самостоятельной работы        
9.35—9.45 Закрепление        

Бланк 19

Характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока

Время урока Содержание этапов работы Учитель Ученики
Инициатива Диалог Открытость Инициатива Диалог Открытость
Начинает общение Продолжает общение Включает учеников в диалог Прерывает их диалог Стимулирует критическое мышление школьников |Не допускает особого мнения школьников Начинает общение вслед за учителем Продолжает общение Идет на диалог с учителем, стимулирует его Уходит от диалога с учителем Стремится к обмену различ-ными точками зрения Уходит от высказывания своей, отличающейся от учителя точки зрения
                           

Бланк 20

Рефлексия в педагогическом общении (умею ли я показать ученикам, что я их слушаю)

Я умею выслушивать ученика не прерывая 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Из-за недостатка времени приходится прерывать речь ученика
Когда я слушаю ученика, то откладываю писанину в сторону 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Приходится одновременно и писать, и слушать ученика

 

Продолжение

Во время слушания я показываю своими репликами, кивками головы, улыбкой, что внимательно слушаю ученика 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Считаю, что для роли учителя больше подобает невозмутимое, беспристрастное выражение лица
Я убеждаю своих учеников, что мне интересно беседовать с ними 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Не задумываюсь над тем, считают ли ученики меня заинтересованным слушателем
Во время разговора стремлюсь уделять равное внимание всем ученикам 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 Во время разговора часто бывает, что говорю с одним, не обращая внимания на других

Бланк 21

Педагогическая рефлексия в сфере общения (в баллах: 54321)

Виды оценок
Особенности общения Самооценка учителя Оценка его другим учителем Оценка учеником Оценка родителем Общая оценка
Учитель специально предусматривает коммуникативные задачи          
Для учителя ученик — не средство, а источник общения          
Учитель умеет переключаться на другие роли и позиции          
Учитель может встать на точку зрения ученика          
Для учителя характерен демократический стиль общения          
Учитель всегда стремится в конце общения создать удовлетворенность у всех его участников          

 

Бланк 22

Педагогическая рефлексия индивидуального стиля

Признаки Рассуждающе-методичный стиль Эмоцио-нально-импрови-зацион-ный стиль Признаки
Стремится четко планировать урок     Не стремится к четкому планированию урока
Много внимания уделяет повторению и закреплению     Не любит повторять материал
Работает со слабыми и средними учениками     Предпочитает работать с сильными учениками
Формирует дисциплину мышления учеников     Формирует инициативу, активность учеников
Вызывает прежде всего репродуктивную деятельность учеников     Поддерживает поиск учениками нестандартных путей решения
Обеспечивает хорошее качество знаний у большинства учащихся     Качество знаний неравномерное

Бланк 23

Педагогическая рефлексия личностных качеств

Пять самых важных качеств личности учителя Пять самых важных качеств личности ученика
способствующих общению с учеником препятствующих общению с учеником способствующих общению с учителем препятствующих общению с учителем
с точки зрения учителя с точки зрения учеников с точки зрения учителя с точки зрения учеников с точки зрения учителя с точки зрения учеников с точки зрения учителя с точки зрения учеников
               

 

Бланк 24

Карта уровней творчества в работе учителя

Стороны труда учителя   Уровни творчества Педагогическая деятельность Педагогическое общение Личность Обу-чен-ность и обучаемость Воспитанность и воспи-туе-мость
Творчество как нахождение принципиально новых решений          
Творчество как «открытие для себя»          
Творчески-репродуктивный уровень          
Репродуктивно-творческий уровень          
Адаптивный уровень          

Бланк 25

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
I. Психологические характеристики уже сложившихся уровней знаний и умений учиться (обученность школьников) Изучать психологические особенности знаний учащихся. Обеспечивать наличие у всех школьников всех параметров знаний Диагностика в ходе устных опросов и письменных контрольных работ
1. Знания и их параметры: Виды: знания о фактах, понятия и термины, законы и теория, знания о способах деятельности и методах познания Добиваться наличия не только знаний о фактах и отдельных понятиях, но и законов, знаний о способах деятельности  
Этапы: заучивание и воспроизведение, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание Переводить школьников с этапа заучивания на этап понимания, далее на этапы применения, оценивания; преодолевать формализм в знаниях (заучивание без понимания, без применения и др.)  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
Уровни: репродуктивный и продуктивный Обеспечивать у школьников не только воспроизведение заданных знаний по образцу, но и искать новые нестандартные пути их добывания и применения  
Качества: научность, фундаментальность, обобщенность, системность знаний; мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность знаний, их действенность; полнота, прочность знаний Обучать школьников выделению ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета. Формировать у школьников приемы применения знания в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний. Расширять запас знаний, учить приемам их запоминания. В целом добиваться не только запаса знаний, но наличия их качеств: обобщенности, системности, гибкости, действенности и через организацию учебной деятельности школьников (см. ниже)  
2. Учебная деятельность учащихся и ее компоненты: а) Понимание учебной задачи: — понимание учебной задачи, поставленной учителем; — принятие школьником для себя задачи, поставленной учителем; — самостоятельная постановка школьником одной или нескольких учебных задач Формировать у школьников полноту учебной деятельности в единстве ее компонентов как основу умения учиться; формировать учебную деятельность на уроках разных учебных предметов Наблюдение на уроках и анализ того, как формирует учитель отдельные компоненты учебной деятельности учащихся
Добиваться понимания учениками смысла тех заданий и упражнений, которые они выполняют (для чего мы это делаем, что мы усваиваем), создавать в ходе этого мотивацию ученика, ибо без этого он является только исполнителем а не субъектом учения  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
  Добиваться активного включения учеников в анализ задачи с учетом своих реальных возможностей, учитывать процессы «переопределения» и «доопределения» задач самими учениками, повышать уровень притязаний учеников  
  Подводить учеников через столкновение с трудностями к постановке задач (что надо усвоить, чтобы преодолеть эту трудность)  
б) Выполнение школьниками учебных действий: — выполнение отдельных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование); — выполнение крупных «блоков» действий (способов, приемов, методов); — выполнение действий на осознанном уровне (умения) и «автоматически» (навыки); — выполнение действий при опоре на наглядные опоры, затем — «проговаривание», затем — «в уме» Отрабатывать учебные действия школьников, перевода их от операции к действиям, затем к способам и приемам, затем к умениям и навыкам  
В случае затруднений школьников опять спускаться от навыков и умений к действиям и операциям.  
Формировать у школьников различение способа и результата, сопоставление нескольких способов получения результата  
Переводить учеников от действий со схемами к действиям в уме, при затруднениях возвращаться к развернутому выполнению действий и операций с опорой на наглядность  
в) Выполнение школьниками самоконтроля и самооценки: — итоговый контроль (по результату работы); Формировать у школьников умение оценивать себя, постоянно привлекать учеников к самооцениванию.  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
— пошаговый, следящий самоконтроль (по ходу работы, в ее процессе); Формировать у учеников все виды самоконтроля  
— планирующий, предваряющий самоконтроль (до начала работы);    
— самооценка, адекватная своим возможностям; — самооценка дифференцированная Формировать у учеников реалистическую самооценку своих возможностей, повышать самооценку; учить школьников умению оценивать отдельные стороны и части своей работы, ставить школьников в разные позиции оценивающего и оцениваемого  
Приемы    
— самостоятельной организации учебной деятельности; — приемы и навыки самообучения, самообразования Учить школьников самостоятельному переходу от одного звена учебной деятельности к другому; способы самостоятельного поиска информации, приемы работы с книгой  
3. Мыслительная деятельность учащихся и этапы решения мыслительных задач: — постановка проблемы; Формировать у школьников полноценную мыслительную деятельность, умение ставить, осознавать и формулировать проблему;  
— выдвижение гипотез; умение выдвигать и сопоставлять разные гипотезы по решению поставленной проблемы;  
— проверка гипотез и определение выводов; умение находить различные способы проверки гипотезы (эксперимент и наблюдение в предметах естественного цикла, привлечение  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
  новых источников и сведений в предметах гуманитарного цикла);  
— повторение и заучивание известных способов решения задач (репродуктивная мыслительная деятельность); обобщенные приемы решения проблемных задач;  
— самостоятельный поиск новых проблем и новых способов их решения (творческая, продуктивная мыслительная деятельность); приемы творческого мышления;  
— приемы творческого мышления на основе развитой учебной и мыслительной деятельности; воспитывать самостоятельность мышления;  
— культура умственного труда школьников обеспечить у школьников сформированность всех видов мышления (наглядно-образного, конкретно-действенного, теоретического), формировать культуру организации умственного труда у учащихся  
4. Состояние отдельных психических функций, участвующих в процессе учения школьников: — память, — внимание, — воля, — воображение, — речь Формировать у школьников приемы запоминания, сосредоточения внимания, культуру устной и письменной речи  
5. Показатели умственного развития учащихся:    
— умение школьников выполнять все учебные действия и мыслительные операции во внутреннем плане (про себя, Развивать у учащихся внутренний план действий (ВПД);  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
в уме), без опоры на наглядность (интериоризация);    
— осознанность учениками способов выполняемых ими учебных действий и мыслительных операций (рефлексия); развивать у школьников самосознание, рефлексию на способы своей учебной работы, на качества своей личности в ходе учения;  
— умение школьников перевести усвоенные знания во внешний план, применить их на практике (экстерриори-зация); развивать у школьников прикладную направленность знаний и способов учебной работы;  
— умение ученика сравнивать и выделять общее в способах решения учебных и мыслительных задач (обобщенность); формировать у учащихся обобщенность способов и приемов учебной и мыслительной деятельности;  
— умение учащихся преднамеренно, по своему замыслу и плану осуществлять учебную и мыслительную деятельность, организовывать их (произвольность); воспитывать приемы саморегуляции учащихся в учебной и мыслительной деятельности;  
— умение школьника выполнять мыслительную деятельность без прямого указания и помощи взрослого (самостоятельность) усиливать самостоятельность учения и мышления школьников; определить уровень обученности школьников через состояние указанных выше показателей  
II. Психологические характеристики перспективы учебной и мыслительной деятельности, зоны ближайшего развития (обучаемость школьников)    
— активность ориентировки школьников в новых условиях; Поощрять инициативу учащихся в учебной работе;  

 

Продолжение

Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
— интеллектуальная инициатива, постановка учебниками новых целей, выходящих за пределы ситуации; формировать мобильность, «открытость» для дальнейшего развития в учении и мышлении школьников;  
— гибкость, мобильность, оперативность, способность работать в новых условиях;    
— экономичность, темп мышления;    
— количество конкретного материала, число шагов, на основе которых достигается правильное решение задач; формировать экономичность мышления школьников как одно из условий преодоления перегрузки;  
— количество потраченного времени; выявить уровень обучаемости школьников по количеству помощи взрослого, необходимой для их продвижения;  
— готовность к помощи взрослого, необходимое число подсказок взрослого для решения задачи;    
— готовность к дальнейшему самообучению, к непрерывному самообразованию поощрять постановку учеником более сложных задач самообучения и саморазвития  

Действия по постановке учителем перечисленных выше педагогических задач могут состоять в следующем:

— учитель изучает состояние обученности и обучаемости своих учащихся (с использованием программы, изложенной в бланке 4);

— затем он планирует и реализует в ходе обучения развивающие задачи, направленные на те стороны развития, которые недостаточно выражены либо отстают у отдельных учеников (индивидуальный подход) или групп учеников (дифференцированный подход; например, мало развит самоконтроль или самостоятельная мыслительная деятельность);

— далее учитель под углом зрения этих развивающих задач выбирает методы, формы обучения и их сочетание;

— потом подбирает контрольные работы, которые фикси-

 

руют у школьников не только полноту и прочность знаний, но и улавливают другие многообразные параметры развития, и тем самым проверяет успешность достижения поставленных им развивающих задач;

— характер поставленных и достигнутых развивающих задач может быть предметом обсуждения на методобъединении, педсоветах, в творческих группах школы. Завуч может также проанализировать состояние развивающих задач в обучающей деятельности учителя на основе изучения планов, наблюдения на уроках, бесед с учителями, школьниками.

Хотелось бы подчеркнуть, что описанный путь планирования учебного процесса основан на изучении возможностей и перспектив развития учащихся, т. е. «от ученика». Иными словами, сначала изучаются психологические особенности учащихся, а затем в зависимости от них происходит выбор методов и форм учения. Этот путь отличается от практикуемого обычно в школе, когда в зависимости от содержания отбираются методы обучения и лишь затем учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Психологически обоснованное осуществление воспитательного процесса также требует анализа нравственного развития личности школьников. Вместе с тем воспитательные задачи нередко являются однообразными и недостаточно опираются на психологическое изучение учащихся. Ниже приведены некоторые направления воспитательных задач, вытекающие из описанных выше показателей воспитанности и воспитуемости.

Бланк 26

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
I. Психологические характеристики сложившихся уровней нравственного развития (воспитанность школьников)    
1. Нравственные знания и их параметры: Изучать состояние знаний о нравственных нормах. Длительное наблюдение на уроках и вне уроков, сопоставление повторяющихся поступков и высказываний учащихся, составление независимых характеристик
— содержание знаний: знания об отношении к труду, обществу, к себе, другому человеку; Расширить запас нравственных знаний и отношений;

 

Продолжение

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
    различных учителей на педагогическом консилиуме
— виды знаний: знания о фактах, общих принципах и нормах; показать на отдельных фактах поведения общие нравственные принципы; Фиксация динамики нравственного развития отдельных учащихся в дневниках учителя, в сводных листах
— этапы: заучивание по образцу, понимание, применение в новых условиях стремиться к осознанному пониманию нравственных принципов учащимися
2. Нравственные убеждения, мотивы, ценностные ориентации, цели Добиваться в ходе воспитательных мероприятий превращения нравственных знаний в нравственные убеждения; учить школьников осознавать и сопоставлять мотивы и цели своего поведения, на этой основе принимать решение в ситуациях выбора, брать на себя ответственность; ставить школьников в ситуации разной степени обязательности; выработка приемов внутренней саморегуляции  
3. Реальное нравственное поведение как система повторяющихся поступков, соответствующих знаниям и убеждениям Учить школьников различать в поступке цели (намерения) и результаты, следствия; добиваться в ходе воспитательных мероприятий перехода нравственных знаний и убеждений в реальное нравственное поведение; учить преодолевать разлад между убеждениями и поступками; воспитательные мероприятия планировать под углом зрения задач развития личности отдельных учеников  

 

Продолжение

Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
  (например, создавать условия для реализации стремления к лидерству одного, для преодоления тревожности у другого, для поднятия самооценки у третьего и др.)  
II. Психологические характеристики перспектив нравственного развития (воспитуемость школьников)    
— активность ориентировки в новых социальных условиях; Поощрять и стимулировать социальную активность и инициативу;  
— социальная инициатива; упрочивать «открытость» к воздействиям другого человека;  
— отклик на воспитательные воздействия другого человека;    
— стремление к самовоспитанию укреплять личную ответственность за становление своей личности; изучать перспективы развития личности отдельных учащихся и на этой основе планировать их участие в различных воспитательных мероприятиях  

 

Общий ход планирования психологически обоснованных воспитательных задач также предполагает:

— изучение развития личности, воспитанности и воспитуемости учеников (бланк 5);

— постановка воспитательных задач «от ученика», т. е. исходя из его конкретных особенностей;

— выбор и реализация приемов воспитания;

— оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.036 с.)