Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самосознание – осознание человеком самого себя. По Л.М. Митиной, профессиональное самосознание учителя – это осознание педагогом себя в каждом из 3 основных компонентов педагогического труда: 1) в системе своей профессиональной деятельности, 2) в системе педагогического общения, 3) в системе собственной личности. «Образ Я» может быть разной степени осознанности: 1. Установочный уровень – представлен в переживаниях. 2. Уровень осознания отдельных свойств и качеств – преобладает неосознаваемый компонент. 3. Уровень относительно целостного образа Я, осознанного отражения. 4. Уровень, на котором «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности и связан с осознанием основных целей своей деятельности и средств, которые необходимы для достижения этих целей. В структуру профессионального самосознания педагога, по мнению Л.М. Митиной, входит: 1. Когнитивный компонент – знания о себе (является основным). 2. Аффективный – отношение к себе. 3. Поведенческий – система потенциальных поведенческих реакций, которые следуют из 1 и 2 компонентов, способ возможного поведения. Структура профессионального самосознания педагога по А.К.Марковой включает: – осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, – формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; – соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификацию; – оценку себя другими, профессионально-референтными людьми; – самооценку. Способности – индивидуально-психологические особенности, которые влияют на успешность деятельности. Педагогические способности – это специфическая форма чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда. А.К.Маркова разделила все педагогические способности на две больших группы: перцептивно-рефлексивные и проективно-конструктивные способности. Перцептивно-рефлексивные способности определяют возможность изучения учащегося, сопереживания ему, понимания, постановки себя на позицию другого человека. Эта группа способностей является основной. Проективно-конструктивные способности связаны с умением влиять на другого человека.
Тема 4.2 Профессиональное здоровье педагога План 1. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели 2. Стресс в профессиональной деятельности педагога 3. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов 4. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога
Профессиональное психологическое здоровье педагога, Его основные показатели Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности». В разработанной Л.М.Митиной концепции профессионального развития учителя, показателем профессионального здоровья и долголетия учителя являются три интегральные характеристики: 1) педагогическая направленность, 2) педагогическая компетентность и 3) эмоциональная (поведенческая) гибкость.
В структуре направленности личности педагога выделяют: – направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству; – направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности; – направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
По определению Л.М.Митиной, «педагогическая компетентность есть гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения». В педагогической компетентности автор выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогического общения).
Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности. В исследовании «Психология профессионализма» А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: социальную, специальную, личностную, индивидуальную. Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью; личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности; специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом. В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость. Противоположными характеристиками личностных качеств, относящихся к гибкости, относят: ригидность, когнитивную, эмоциональную, поведенческую.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.007 с.) |