Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога



Самосознание – осознание человеком самого себя.

По Л.М. Митиной, профессиональное самосознание учителя – это осознание педагогом себя в каждом из 3 основных компонентов педагогического труда:

1) в системе своей профессиональной деятельности,

2) в системе педагогического общения,

3) в системе собственной личности.

«Образ Я» может быть разной степени осознанности:

1. Установочный уровень – представлен в переживаниях.

2. Уровень осознания отдельных свойств и качеств – преобладает

неосознаваемый компонент.

3. Уровень относительно целостного образа Я, осознанного отражения.

4. Уровень, на котором «Образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности и связан с осознанием основных целей своей деятельности и средств, которые необходимы для достижения этих целей.

В структуру профессионального самосознания педагога, по мнению Л.М. Митиной, входит:

1. Когнитивный компонент – знания о себе (является основным).

2. Аффективный – отношение к себе.

3. Поведенческий – система потенциальных поведенческих реакций, которые следуют из 1 и 2 компонентов, способ возможного поведения.

Структура профессионального самосознания педагога по А.К.Марковой включает:

– осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии,

– формирование профессионального кредо, концепции учительского труда;

– соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном,

идентификацию;

– оценку себя другими, профессионально-референтными людьми;

– самооценку.

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые влияют на успешность деятельности.

Педагогические способности – это специфическая форма чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда.

А.К.Маркова разделила все педагогические способности на две больших группы: перцептивно-рефлексивные и проективно-конструктивные способности.

Перцептивно-рефлексивные способности определяют возможность изучения учащегося, сопереживания ему, понимания, постановки себя на позицию другого человека. Эта группа способностей является основной.

Проективно-конструктивные способности связаны с умением влиять на другого человека.

Тема 4.2 Профессиональное здоровье педагога

План

1. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели

2. Стресс в профессиональной деятельности педагога

3. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов

4. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога

 

Профессиональное психологическое здоровье педагога,

Его основные показатели

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности».

В разработанной Л.М.Митиной концепции профессионального развития учителя, показателем профессионального здоровья и долголетия учителя являются три интегральные характеристики:

1) педагогическая направленность,

2) педагогическая компетентность и

3) эмоциональная (поведенческая) гибкость.

 

В структуре направленности личности педагога выделяют:

– направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;

– направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;

– направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).

 

По определению Л.М.Митиной, «педагогическая компетентность есть гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения».

В педагогической компетентности автор выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогического общения).

Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

В исследовании «Психология профессионализма» А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: социальную, специальную, личностную, индивидуальную.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью;

личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость.

Противоположными характеристиками личностных качеств, относящихся к гибкости, относят: ригидность, когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.62 (0.007 с.)