Методики изучения общения и взаимодействия педагога с дошкольниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики изучения общения и взаимодействия педагога с дошкольниками



 

Таблица В1 - Программа наблюдения общения педагога (Е. Л. Гутковская)

№ п/п Средства общения          
1. Объяснение          
2. Рассказ с личностной окраской          
3. Вопрос          
4. Указание          
5. Напоминание:          
а) задание          
б) правила          
6. Подсказка          
7. Использование наглядности          
8. Использование игровых приемов          
9. Художественной слово (пословицы, стихи и т.д.)          
  Положительная оценка:          
− согласие          
− одобрение          
− похвала          
11. Отрицательная оценка:          
− отрицание          
− порицание          
− выражение сожаления          
− огорчение          
− замечание          
− упрек          
− укор          
− осуждение          
− ирония          
12. Использование косвенной оценки / посредством куклы, Незнайки, сказочного персонажа и т.д./          
13. Награждение за хорошую работу (звездочкой, фишкой и т.д.)          
14. Ставит в пример отличившегося ребенка          
15. Привлечение детей к взаимной оценке          
16. Использование юмора, шутки          
17. Стимулирование детского творчества, инициативы          
18. Вступает в сотрудничество, сотворчество          
19. Вносит соревновательный элемент в деятельность детей          
20. Оказание помощи:          
а) словом          
б) практическим путем          
21. Стимулирование взаимопомощи между детьми          
22. Выражает сочувствие          
23. Утешает          
24. Наказывает          
25. Угрожает          

Функции речевого общения

1. Функция представления знаний.

2. Функция организации деятельности детей и регуляции внимания, дисциплинирование.

3. Функция управления интеллектуальной деятельностью детей.

4. Контрольно-оценочная функция.

5. Функция побуждения эмоциональных состояний детей.

6. Функция регулирования межличностных отношений в группе.


Методика изучения ориентированности воспитателя

на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (В. Г. Маралов)

Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1».

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий – …

2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы – …

3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем – …

4. Послушание детей – заслуга педагога - …

5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно …

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя – …

7. Основная цель воспитателя – реализовывать требования программы воспитания и обучения детей – …

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками – …

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей – …

10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям – …

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам – …

12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей –...

13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо – …

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле – …

 

Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы:

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;

43-47 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия;

38-42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем выраженнее ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации

Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом педагогического процесса, направленного на подготовку специалистов для системы дошкольного образования. Она способствует активному приобщению к научному наследию мировой психолого-педагогической науки, расширяя тем самым кругозор и стимулируя творческую деятельность.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение различных видов учебных, исследовательских, практических заданий по психологическим дисциплинам учебного плана профессиональной подготовки, осуществляемых ими как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной работы. Выполнение этих заданий требует от студентов самостоятельного решения различных учебно-исследовательских задач, личностной вовлеченности, высокого уровня самоорганизации и самоконтроля.

Цель управляемой самостоятельной работы студентов – формирование и развитие навыков учебной работы, стимулирование внутренних психологических механизмов интеллектуальной активности, развитие познавательных способностей, создание условий для активного включения студентов в учебно-исследовательскую и учебно-профессиональную деятельность.

КОНСПЕКТ

Учебная работа студента начинается с конспекта лекции. В нем отражается

обобщающие формулировки и ссылки на авторов основных теоретических

положений и методологических установок.

Конспектирование первоисточников (научной книги или статьи) - это вид учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Конспектирование – краткое изложение содержания, смысла и основных идей оригинальной, классической, научной литература (но не учебников). В конспекте фиксируются основные мысли произведения без подробностей и второстепенных деталей. В текстовом конспекте могут содержаться авторские цитаты (они заключаются в кавычки), а также сокращенное изложение основных идей.

Выделяют следующие виды конспектов:

1. Плановый конспект – излагается в соответствии с предварительно намеченным планом произведения; каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а) вопросно-ответный (конспект содержит точные ответы на поставленные вопросы);

б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

2. Свободный конспект – сочетает выписки, цитаты; часть текста может быть изложена тезисно.

3. Тематический – содержит подборку материала по определенной теме, может носит обзорный или хронологический характер.

В любом научном тексте содержится основная информация и вспомогательная. К основной информации относятся: определения научных понятий, формулировка законов, теоретических принципов. К вспомогательной информации относятся разного рода комментарии, иллюстративный материал, методические рекомендации. Содержание конспекта составляет переработанная основная информация, представленная в обобщенном и сокращенном виде. Представить логические связи и иерархию понятий можно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, дидактической обработки записей, построения таблиц, диаграмм и др. видов наглядного материала.

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

Успешному усвоению знаний по предметам психолого-педагогического цикла, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов, способствует самостоятельная работа со словарями. Настольной книгой каждого студента должны стать философский энциклопедический словарь, педагогическая энциклопедия, психологические словари, толковый словарь и т.п.

Формы и методические приемы работы со словарями:

- предварительная работа с терминологическим словарем (до прохождения темы рекомендуется выписать все необходимые понятия с их определениями);

- активный метод работы со словарем: составление вопросов по отдельным темам для самопроверки и взаимной проверки знаний;

- составление схем или таблиц, предполагающих классификацию каких либо видов, свойств, этапов и т.п.;

- подбор заданий для контрольных опросов, многоуровневых тестов проверки знаний студентов (в том числе с использованием компьютера);

- составление заданий к психологическим олимпиадам, зачетам, коллоквиумам.

- для расширения научного кругозора и повышения профессиональной психолого-педагогической культуры студентов.

АННОТАЦИЯ МОНОГРАФИЙ

Монография – научное исследование автора или коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме.

Примерная последовательность анализа:

1. Ознакомиться с общим построением монографии, ее оглавлением, содержанием и научной проблематикой.

2. Дать научное обоснование взглядов автора с точки зрения научных положений, теории, концепции.

3. Определить характер анализируемой монографии (фундаментальный, прикладной, практический).

4. Обозначить характер исследований (теоретический, теоретико-эмпирический, эмпирический).

5. Дать характеристику разделов, глав, последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один из них (в соответствии с учебными или исследовательскими целями).

6. Оценить степень новизны полученных выводов и рекомендаций и вклад автора в разработку проблемы

Например, коллективная монография: Генетические проблемы социальной психологии / Под редакцией Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. Мн., Университетское, 1985. Монография выполнена на стыке психологии развития, детской, генетической и педагогической социальной психологии. Уровень: фундаментальные и прикладные исследования; характер: теоретико-эмпирический. Основные результаты теоретического и экспериментального исследования касаются социально-психологических явлений на ранних этапах индивидуального развития.

АННОТАЦИЯ

Аннотация представляет собой краткую обобщенную характеристику научной работы (книги, монографии, статьи, автореферата). Основное ее назначение – дать некоторое представление определенному кругу читателей о кратком содержании и основных проблемах рассматриваемой научной работы. Аннотация – визитная карточка научного издания, по ней читатель судит о том, насколько данная книга или статья ему полезна.

По своему характеру аннотации могут быть справочными, без критической оценки произведения, и рекомендательными, содержащими такую оценку. По охвату содержания различают общие аннотации, характеризующие произведение в целом, рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, раскрывающие лишь определенные аспекты, интересующие узких специалистов. Аннотация должна содержать разнообразные сведения об авторе, ориентировочные сведения о книге или статье, ее теоретической и практической ценности, читательский адрес, сведения об использованных материалах и характере приложений. Справочная аннотация должна содержать не более 10 – 15 строк. Составляется она по следующей схеме: какой проблеме посвящена книга, краткие сведения, связанные с содержанием, сведения об авторе, читательский адрес.

Рекомендательная аннотация является специализированной и предполагает иной подход к изложению и литературному оформлению. Она включает: обоснование значимости произведения, указание на то, почему книга или статья будет полезна и интересна читателю, что поможет читателю в расширении его научного кругозора, в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки, с новыми идеями и методиками исследования.

Аннотация может начинаться со сведений об авторе и круге его научных интересов. Далее следуют сведения по существу вопроса, раскрывающие основные идеи и наиболее интересные результаты научного исследования; оценка произведения в ряду аналогичных книг или статей, подчеркивающая его теоретическую и практическую значимость.

АНАЛИЗ ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ

Работа с научной периодикой позволяет оперативно познакомиться с направлениями исследований в той или иной области. Анализу подлежат публикации в рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций, научных симпозиумов. Анализ статьи осуществляется с учетом плана семинарского занятия или коллоквиума. Выделяются прежде всего те положения, которые помогают обогатить обсуждаемые вопросы дополнительной информацией, то новое, что внес автор статьи в изучаемую проблему.

РЕФЕРАТ

Реферат – аналитический обзор научной литературы по определенной психолого-педагогической проблеме, содержащий изложение основных положений и выводов, сделанных рядом авторов. В реферате четко и последовательно передается содержание исследований в максимально сжатой и обобщенной форме. Реферат – не механический пересказ одной или нескольких работ, а изложение существа проблемы. Функции рефератов весьма широки и разнообразны: информативная, поисковая, справочная, сигнальная.

Написание реферата способствует приобретению навыков учебно-исследовательской работы, направленной на обобщение и анализ результатов, полученных в исследованиях разных авторов, представляющих различные научные школы, как отечественные, так и зарубежные. Подготовка любого реферата начинается с ознакомления, осмысления и анализа ряда источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат. Содержание реферата излагается в соответствии с намеченным планом. Заголовки разделов и параграфов реферата должны точно отражать содержание относящегося к ним текста и быть идентичными в плане реферата и в тексте работы.

Выводы по материалам реферата должны носить аналитический, обобщающий характер, в них подчеркиваются наиболее значимые в теоретическом и практическом плане положения, обозначаются сферы их применения.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке с указанием всех библиографических данных. Такой список отражает самостоятельную творческую работу автора реферата и позволяет судить о степени фундаментальности подхода к проблеме и полноте ее разработки. В списке использованной литературы должны быть монографии, отражающие направления фундаментальных исследований по проблеме, материалы исследований, опубликованные в научной периодике, материалы научно-теоретических, научно-практических, научно-методических конференций.

СОЧИНЕНИЕ, ЭССЕ

Сочинение – вид творческой работы, развивающая у студентов способность самостоятельно размышлять над научной проблемой. Это одна из действенных форм самостоятельного анализа изучаемого материала, позволяющая рассматривать его под новым углом зрения, выходить за рамки изучаемого и преломлять его через призму собственного мировоззрения. При написании сочинения допускается творческое использование идей, концепций из разных областей науки, однако главным в сочинении является анализ и научная интерпретация собственного психолого-педагогического опыта, общественной практики.

Темы сочинений или эссе определяются научной проблематикой той или иной учебной дисциплины, научными интересами преподавателя, куратора студенческой группы, а также интересами и желанием самого студента выразить индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему. Примерная тематика сочинений: «Размышления о смысле жизни», «Кто Я?» …(общая психология); «Детство современного ребенка», «Мои первые воспоминания», «Капризы и упрямство – спутники кризисов» … (детская психология); «Я и моя группа», «Субкультура современного студенчества», «Моя мама и Я о материнстве»…(социальная психология); «Поощрять или наказывать?», «Что делать с вундеркиндами?»… (дошкольная педагогика); «Отцы и дети – конфликт поколений?… (конфликтология).

Требования к написанию сочинения (размышление), эссе (опыт, набросок):

· обоснование актуальности проблематики;

· использование научной лексики, т.е. категориального аппарата той отрасли науки, в рамках которой проблема обсуждается (многие темы могут быть комплексными, осуждаться на стыке наук: философии и психологии, психологии и педагогики, детской и социальной психологии, педагогической психологии и конфликтологии и т.п.); допускается сочетание научного стиля с элементами художественного;

· реферативно-аналитическая форма изложения материала, употребление сравнений и обобщений как методов теоретического анализа; все приведенные факты должны быть систематизированы по определенным критериям, необходима их оценка с собственной точки зрения и их научная интерпретация;

· логичное и последовательное обоснование авторской позиции по исследуемой проблеме.

Эссе и сочинение оформляется в рукописном варианте на листах формата А 4, средний объем 10 – 12 страниц. Допускается эпиграф и художественное оформление.

ПУБЛИКАЦИЯ ТЕЗИСОВ, СТАТЬИ

Подготовка тезисов докладов на научные конференции и статей в сборники научных работ студентов и аспирантов является заключительным этапом научно-исследовательской работы. Тезисы доклада являются разновидностью научной публикации и представляют собой текст до 4 страниц, в котором кратко формулируются самые существенные идей исследования и наиболее значимые его результаты.

Содержание статьи и порядок изложения материала зависит от характера работы. Она может иметь чисто теоретическую или теоретико-эмпирическую направленность. Объем статьи вместе со списком использованной литературы может составлять то 5 до 12 страниц печатного текста.

Статья имеет следующую структуру: название, автор и данные об авторе, резюме, ключевые слова, теоретическое введение, методика исследования, результаты и их обсуждение, выводы, список использованной литературы.

В названии статьи указывается основная тема исследования. Теоретическое введение содержит обзор наиболее важных источников, анализ направлений исследования проблемы, оценивается степень ее разработанности в теоретических и прикладных исследованиях. Основное содержание статьи составляют материалы собственного исследования автора и их научную интерпретацию. Данные об авторе включают: фамилию, имя, отчество автора, название учреждения образования, факультет, курс. Указываются также Ф.И.О. научного руководителя, его ученая степень, звание, место работы. В резюме дается краткая характеристика исследования в такой форме, чтобы пробудить к нему читательский интерес и выразить главную его суть. Под резюме приводится список ключевых слов.

 


[1] * Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении /Под ред. проф. Е.А. Панько.– Мн., 2000.– С. 454-468.

[2] * Панько Е., Алехнович Е. Установка на творческую деятельность. О профессионально-личностной квалификации педагога дошкольного учреждения, работающего с одаренными детьми // Пралеска. – 2009.– №4.– С. 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.056 с.)