Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики изучения общения и взаимодействия педагога с дошкольниками↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таблица В1 - Программа наблюдения общения педагога (Е. Л. Гутковская)
Функции речевого общения 1. Функция представления знаний. 2. Функция организации деятельности детей и регуляции внимания, дисциплинирование. 3. Функция управления интеллектуальной деятельностью детей. 4. Контрольно-оценочная функция. 5. Функция побуждения эмоциональных состояний детей. 6. Функция регулирования межличностных отношений в группе. Методика изучения ориентированности воспитателя на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (В. Г. Маралов) Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И, наконец, если полностью не согласны, поставьте балл «1». 1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий – … 2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы – … 3. На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем – … 4. Послушание детей – заслуга педагога - … 5. Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно … 6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя – … 7. Основная цель воспитателя – реализовывать требования программы воспитания и обучения детей – … 8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками – … 9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей – … 10. Воспитание – прежде всего требовательность к детям – … 11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам – … 12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей –... 13. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо – … 14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле – …
Оценив приведенные суждения, сложите свои баллы. Приведем примерные нормативы: 48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 43-47 баллов – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия; 38-42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми. 37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми. Таким образом, чем выше сумма баллов, тем выраженнее ориентированность воспитателя на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми. ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Методические рекомендации Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом педагогического процесса, направленного на подготовку специалистов для системы дошкольного образования. Она способствует активному приобщению к научному наследию мировой психолого-педагогической науки, расширяя тем самым кругозор и стимулируя творческую деятельность. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение различных видов учебных, исследовательских, практических заданий по психологическим дисциплинам учебного плана профессиональной подготовки, осуществляемых ими как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной работы. Выполнение этих заданий требует от студентов самостоятельного решения различных учебно-исследовательских задач, личностной вовлеченности, высокого уровня самоорганизации и самоконтроля. Цель управляемой самостоятельной работы студентов – формирование и развитие навыков учебной работы, стимулирование внутренних психологических механизмов интеллектуальной активности, развитие познавательных способностей, создание условий для активного включения студентов в учебно-исследовательскую и учебно-профессиональную деятельность. КОНСПЕКТ Учебная работа студента начинается с конспекта лекции. В нем отражается обобщающие формулировки и ссылки на авторов основных теоретических положений и методологических установок. Конспектирование первоисточников (научной книги или статьи) - это вид учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Конспектирование – краткое изложение содержания, смысла и основных идей оригинальной, классической, научной литература (но не учебников). В конспекте фиксируются основные мысли произведения без подробностей и второстепенных деталей. В текстовом конспекте могут содержаться авторские цитаты (они заключаются в кавычки), а также сокращенное изложение основных идей. Выделяют следующие виды конспектов: 1. Плановый конспект – излагается в соответствии с предварительно намеченным планом произведения; каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта: а) вопросно-ответный (конспект содержит точные ответы на поставленные вопросы); б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений). 2. Свободный конспект – сочетает выписки, цитаты; часть текста может быть изложена тезисно. 3. Тематический – содержит подборку материала по определенной теме, может носит обзорный или хронологический характер. В любом научном тексте содержится основная информация и вспомогательная. К основной информации относятся: определения научных понятий, формулировка законов, теоретических принципов. К вспомогательной информации относятся разного рода комментарии, иллюстративный материал, методические рекомендации. Содержание конспекта составляет переработанная основная информация, представленная в обобщенном и сокращенном виде. Представить логические связи и иерархию понятий можно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, дидактической обработки записей, построения таблиц, диаграмм и др. видов наглядного материала. РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ Успешному усвоению знаний по предметам психолого-педагогического цикла, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов, способствует самостоятельная работа со словарями. Настольной книгой каждого студента должны стать философский энциклопедический словарь, педагогическая энциклопедия, психологические словари, толковый словарь и т.п. Формы и методические приемы работы со словарями: - предварительная работа с терминологическим словарем (до прохождения темы рекомендуется выписать все необходимые понятия с их определениями); - активный метод работы со словарем: составление вопросов по отдельным темам для самопроверки и взаимной проверки знаний; - составление схем или таблиц, предполагающих классификацию каких либо видов, свойств, этапов и т.п.; - подбор заданий для контрольных опросов, многоуровневых тестов проверки знаний студентов (в том числе с использованием компьютера); - составление заданий к психологическим олимпиадам, зачетам, коллоквиумам. - для расширения научного кругозора и повышения профессиональной психолого-педагогической культуры студентов. АННОТАЦИЯ МОНОГРАФИЙ Монография – научное исследование автора или коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме. Примерная последовательность анализа: 1. Ознакомиться с общим построением монографии, ее оглавлением, содержанием и научной проблематикой. 2. Дать научное обоснование взглядов автора с точки зрения научных положений, теории, концепции. 3. Определить характер анализируемой монографии (фундаментальный, прикладной, практический). 4. Обозначить характер исследований (теоретический, теоретико-эмпирический, эмпирический). 5. Дать характеристику разделов, глав, последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один из них (в соответствии с учебными или исследовательскими целями). 6. Оценить степень новизны полученных выводов и рекомендаций и вклад автора в разработку проблемы Например, коллективная монография: Генетические проблемы социальной психологии / Под редакцией Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. Мн., Университетское, 1985. Монография выполнена на стыке психологии развития, детской, генетической и педагогической социальной психологии. Уровень: фундаментальные и прикладные исследования; характер: теоретико-эмпирический. Основные результаты теоретического и экспериментального исследования касаются социально-психологических явлений на ранних этапах индивидуального развития. АННОТАЦИЯ Аннотация представляет собой краткую обобщенную характеристику научной работы (книги, монографии, статьи, автореферата). Основное ее назначение – дать некоторое представление определенному кругу читателей о кратком содержании и основных проблемах рассматриваемой научной работы. Аннотация – визитная карточка научного издания, по ней читатель судит о том, насколько данная книга или статья ему полезна. По своему характеру аннотации могут быть справочными, без критической оценки произведения, и рекомендательными, содержащими такую оценку. По охвату содержания различают общие аннотации, характеризующие произведение в целом, рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, раскрывающие лишь определенные аспекты, интересующие узких специалистов. Аннотация должна содержать разнообразные сведения об авторе, ориентировочные сведения о книге или статье, ее теоретической и практической ценности, читательский адрес, сведения об использованных материалах и характере приложений. Справочная аннотация должна содержать не более 10 – 15 строк. Составляется она по следующей схеме: какой проблеме посвящена книга, краткие сведения, связанные с содержанием, сведения об авторе, читательский адрес. Рекомендательная аннотация является специализированной и предполагает иной подход к изложению и литературному оформлению. Она включает: обоснование значимости произведения, указание на то, почему книга или статья будет полезна и интересна читателю, что поможет читателю в расширении его научного кругозора, в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки, с новыми идеями и методиками исследования. Аннотация может начинаться со сведений об авторе и круге его научных интересов. Далее следуют сведения по существу вопроса, раскрывающие основные идеи и наиболее интересные результаты научного исследования; оценка произведения в ряду аналогичных книг или статей, подчеркивающая его теоретическую и практическую значимость. АНАЛИЗ ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ Работа с научной периодикой позволяет оперативно познакомиться с направлениями исследований в той или иной области. Анализу подлежат публикации в рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций, научных симпозиумов. Анализ статьи осуществляется с учетом плана семинарского занятия или коллоквиума. Выделяются прежде всего те положения, которые помогают обогатить обсуждаемые вопросы дополнительной информацией, то новое, что внес автор статьи в изучаемую проблему. РЕФЕРАТ Реферат – аналитический обзор научной литературы по определенной психолого-педагогической проблеме, содержащий изложение основных положений и выводов, сделанных рядом авторов. В реферате четко и последовательно передается содержание исследований в максимально сжатой и обобщенной форме. Реферат – не механический пересказ одной или нескольких работ, а изложение существа проблемы. Функции рефератов весьма широки и разнообразны: информативная, поисковая, справочная, сигнальная. Написание реферата способствует приобретению навыков учебно-исследовательской работы, направленной на обобщение и анализ результатов, полученных в исследованиях разных авторов, представляющих различные научные школы, как отечественные, так и зарубежные. Подготовка любого реферата начинается с ознакомления, осмысления и анализа ряда источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат. Содержание реферата излагается в соответствии с намеченным планом. Заголовки разделов и параграфов реферата должны точно отражать содержание относящегося к ним текста и быть идентичными в плане реферата и в тексте работы. Выводы по материалам реферата должны носить аналитический, обобщающий характер, в них подчеркиваются наиболее значимые в теоретическом и практическом плане положения, обозначаются сферы их применения. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке с указанием всех библиографических данных. Такой список отражает самостоятельную творческую работу автора реферата и позволяет судить о степени фундаментальности подхода к проблеме и полноте ее разработки. В списке использованной литературы должны быть монографии, отражающие направления фундаментальных исследований по проблеме, материалы исследований, опубликованные в научной периодике, материалы научно-теоретических, научно-практических, научно-методических конференций. СОЧИНЕНИЕ, ЭССЕ Сочинение – вид творческой работы, развивающая у студентов способность самостоятельно размышлять над научной проблемой. Это одна из действенных форм самостоятельного анализа изучаемого материала, позволяющая рассматривать его под новым углом зрения, выходить за рамки изучаемого и преломлять его через призму собственного мировоззрения. При написании сочинения допускается творческое использование идей, концепций из разных областей науки, однако главным в сочинении является анализ и научная интерпретация собственного психолого-педагогического опыта, общественной практики. Темы сочинений или эссе определяются научной проблематикой той или иной учебной дисциплины, научными интересами преподавателя, куратора студенческой группы, а также интересами и желанием самого студента выразить индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему. Примерная тематика сочинений: «Размышления о смысле жизни», «Кто Я?» …(общая психология); «Детство современного ребенка», «Мои первые воспоминания», «Капризы и упрямство – спутники кризисов» … (детская психология); «Я и моя группа», «Субкультура современного студенчества», «Моя мама и Я о материнстве»…(социальная психология); «Поощрять или наказывать?», «Что делать с вундеркиндами?»… (дошкольная педагогика); «Отцы и дети – конфликт поколений?… (конфликтология). Требования к написанию сочинения (размышление), эссе (опыт, набросок): · обоснование актуальности проблематики; · использование научной лексики, т.е. категориального аппарата той отрасли науки, в рамках которой проблема обсуждается (многие темы могут быть комплексными, осуждаться на стыке наук: философии и психологии, психологии и педагогики, детской и социальной психологии, педагогической психологии и конфликтологии и т.п.); допускается сочетание научного стиля с элементами художественного; · реферативно-аналитическая форма изложения материала, употребление сравнений и обобщений как методов теоретического анализа; все приведенные факты должны быть систематизированы по определенным критериям, необходима их оценка с собственной точки зрения и их научная интерпретация; · логичное и последовательное обоснование авторской позиции по исследуемой проблеме. Эссе и сочинение оформляется в рукописном варианте на листах формата А 4, средний объем 10 – 12 страниц. Допускается эпиграф и художественное оформление. ПУБЛИКАЦИЯ ТЕЗИСОВ, СТАТЬИ Подготовка тезисов докладов на научные конференции и статей в сборники научных работ студентов и аспирантов является заключительным этапом научно-исследовательской работы. Тезисы доклада являются разновидностью научной публикации и представляют собой текст до 4 страниц, в котором кратко формулируются самые существенные идей исследования и наиболее значимые его результаты. Содержание статьи и порядок изложения материала зависит от характера работы. Она может иметь чисто теоретическую или теоретико-эмпирическую направленность. Объем статьи вместе со списком использованной литературы может составлять то 5 до 12 страниц печатного текста. Статья имеет следующую структуру: название, автор и данные об авторе, резюме, ключевые слова, теоретическое введение, методика исследования, результаты и их обсуждение, выводы, список использованной литературы. В названии статьи указывается основная тема исследования. Теоретическое введение содержит обзор наиболее важных источников, анализ направлений исследования проблемы, оценивается степень ее разработанности в теоретических и прикладных исследованиях. Основное содержание статьи составляют материалы собственного исследования автора и их научную интерпретацию. Данные об авторе включают: фамилию, имя, отчество автора, название учреждения образования, факультет, курс. Указываются также Ф.И.О. научного руководителя, его ученая степень, звание, место работы. В резюме дается краткая характеристика исследования в такой форме, чтобы пробудить к нему читательский интерес и выразить главную его суть. Под резюме приводится список ключевых слов.
[1] * Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении /Под ред. проф. Е.А. Панько.– Мн., 2000.– С. 454-468. [2] * Панько Е., Алехнович Е. Установка на творческую деятельность. О профессионально-личностной квалификации педагога дошкольного учреждения, работающего с одаренными детьми // Пралеска. – 2009.– №4.– С. 7.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.012 с.) |