Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия



 

Индивидуальный стиль деятельности – это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» (Е.А.Климов).

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в:

– применении тех или иных средств психолого-педагогических воздействий на детей;

– предпочтении тех или иных; видов поощрений и наказаний;

– манере поведения учителя;

– его реагировании на действия и поведение учащихся;

– стиле педагогического общения (увлеченности учителя совместной творческой деятельностью с учащимися; дружеского расположения не переходящего в панибратство и фамильярность; общения – дистанции (формальный); общения устрашения (угроз, запугивания); общения – заигрывания (подстраивания под ожидания детей, угождение им во всем) в ущерб результативности воспитания.

– подборе средств обучения и воспитания;

– методах обучения;

– характере реагирования на разные педагогические ситуации;

– индивидуально-психологических особенностях личности учителя;

– темпе работы, приверженности к продуктивным или репродуктивным – нетворческим видам работы и т.д.

Тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя влияет на:

– общий результат педагогической деятельности;

– саморегуляцию поведения и деятельности детей и свою собственную;

– решение проблемных ситуаций, возникающих в ходе обучения и воспитания учащихся и в своей личной жизни;

– авторитет среди детей и коллег;

– удовлетворенность самой педагогической деятельностью.

Я.Л. Коломинский предложил типологии педагогического взаимодействия по параметру соотношения внешней и внутренней подструктур:

1) согласованно-положительный;

2) согласованно-отрицательный;

3) несогласованно-положительно-отрицательный, когда при внутренне положительном отношении к детям педагог проявляет "жесткие", "холодные", "дистантные", "отрицательные" формы общения;

4) несогласованный отрицательно-положительный, когда при внутренне отрицательном отношении педагог демонстрирует "мягкие", "теплые", "положительные" формы общения;

По параметру соответствия или несоответствия друг другу внутренней (отношенческой) и внешней (поведенческой) подструктур выделяются четыре типа межличностного педагогического взаимодействия: два согласованных и два несогласованных.

1) Согласованный позитивный тип («++», словесная формула – «тепло – тепло»): учитель, который испытывает положительное эмоциональное отношение к детям, на поведенческом уровне адекватно общается с ними.

2) При согласованном негативном типе педагогического взаимодействия («– –», «холодно – холодно») учитель проявляет своё «холодное» отношение в своем вербальном и невербальном поведении. (К счастью, такие типы встречаются весьма редко.)

Более распространены противоречивые типы педагогического взаимодействия: положительно-отрицательные и отрицательно-положительные.

3) При положительно-отрицательном («+-», «тепло внутри - холодно снаружи») учитель при внутренне положительном эмоциональном отношении к ученику проявляет холодные, авторитарные, дистантные, «строгие» формы педагогического общения. Причиной такого несоответствия могут быть либо сформировавшиеся у учителя в школьные и студенческие годы неправильные педагогические убеждения («детей надо держать в "ежовых руковицах", зато потом они меня добром вспомнят»), либо коммуникативная некоммуникабельность, которая проявляется в неумении учителя адекватно проявить своё положительное отношение к детям. В первом случае необходимо при подготовке будущих учителей формировать у них гуманистические педагогические убеждения как важный элемент их профессиональной психологической культуры, а также соответствующую коммуникативной компетентность, технику педагогического общения.

4) Четвертый тип педагогического взаимодействия заключается в том, что учитель внутренне холодно, порой даже отрицательно относится к детям и своей педагогической деятельности, но при этом демонстрирует позитивные формы общения: «внутри холодно, снаружи тепло»: «- +».

Ученики быстро научаются «прочитывать» за фасадом мягких, уступчивых, либеральных внешних проявлений внутреннюю холодность, равнодушие, а порой и жестокость педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.005 с.)