Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические основы взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Школы и семьи Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: - единым объектом (субъектом) воспитания; - общими целями и задачами воспитания детей; - возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие; - необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; - возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка; - возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия. Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей: · обеспечение качественного образования учащихся; · развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии; · формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; · подготовка школьников к семейной жизни; · формирование потребности в здоровом образе жизни. Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач. В работе с детьми: · воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; · формирование ответственности за свои поступки перед семьей; · воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции. В работе с родителями: · формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса; · формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми; · формирование психолого-педагогической культуры родителей; · развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми. В работе с педагогами: · формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми; · формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями; · освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей. Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач: · проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей; · обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей; · организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей; · разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса; · организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы. В Федеральном государственном образовательном стандартеобщего образования подчеркивается необходимость участия родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: · осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; · включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности; · овладение способами проектирования собственной деятельности; · предоставление возможности принимать самостоятельные решения; · ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; · привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии. Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает: - формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу; - осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности; - определение творческих задач и совместный поиск путей их решения; - использование методики организации коллективной творческой деятельности. Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов. Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает следующее: · выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; · опору на положительные стороны родителей и детей, · раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; · доверие ребенку и родителям; · принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; · подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем; · принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; · восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи; · обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей; · заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем; · обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей; · содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми; · заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; · создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях. Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует: · обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения; · определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; · с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми; · совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; · соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса; · согласованности требований к ребенку школы и семьи; · проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей; · ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми; · согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей. Принцип управления взаимодействием школы и семьи. Этот принцип означает: · изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах; · выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования; · организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи; · пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей; · подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности; · создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности; · оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях: в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми; · стимулирование взаимодействия школы и семьи.
Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи
Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаютсяпроблемы, отражающиеобщие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей. Назовем направления и перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы. 1.Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся: · творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов; · дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся; · познавательные конкурсы между родителями и детьми (или семейными командами); · общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу, родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков); · праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными); · турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа); · учебные занятия с участием родителей; · участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков; · совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблеме учебы, например, «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.; · деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире; · участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения. 2.Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии: · выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик; · организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей; · организация родителями экскурсий на предприятия; · проведение классных собраний-дискуссий по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.; · организация встреч-бесед с родителями «Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»; · оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности; · проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий; · организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т.д.). 3.Формирование у детей нравственности, культуры поведения: · знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности; · обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни; · просмотр, обсуждение фильмов; · подготовка концертов, спектаклей; · проведение «Дня радости»; · проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек. Какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.; · проведение акций по оказанию помощи престарелым; · организация встреч с интересными людьми; · организация и проведение экскурсий в музеи; культурные центры; · организация «Школы гражданина», занятия в которой проводятся с участием родителей. 4.Подготовка учащихся к семейной жизни: · создание клуба семейных встреч, цель которого - знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом; · организация «Школы будущего семьянина», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов; · обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.; · проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурса богатырей» (между отцами, дети помогают); · организация конкурсов «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»; · организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами); · проведение «Конкурса рыцарей и дам». 5.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни: · организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья; · систематическая диагностика состояния здоровья детей; · пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях; · систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре; · определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка; · устройство детей в секции, спортивные коллективы; · организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.); · проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных); · организация туристических слетов, походов. Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью целесообразно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: · организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); · создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.); · проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.); · организация творческих встреч с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др. · организация выставок результатов труда родителей. Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу: · знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми); · пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье. Развитию отношений в семье школе и классе способствует следующее: · проведение различных конкурсов: «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», семейных газет и др.; · представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ); · выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т.п.); · выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т.п.); · проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей); · создание совместных объединений по интересам, клубного типа. В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.014 с.) |