Педагогической деятельности (по Н.М. Таланчуку) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогической деятельности (по Н.М. Таланчуку)



 

Фазы пред­цикла Функции Методы Критерии Мастер­ство
I. Подготовка педагога к решению учебно-воспитательных задач 1.Диагности-ческая Диагностические: визуальные, вербальные, практические в изучении учащихся, учебно-воспитательного процесса, его результативности Ком­плекс­ность ди­агно­стики Диагно­сти- ческое
2.Целевой ориентации Целеориентационные: выбор, ранжирование, дифференциа­ция, персонификация учебно-воспитательных задач, прогно­зирование их решения Соответ­ствие за­дач ре­зультатам диагно­стики Целеори­ентаци­оннное
Планирования Проектировочные: структури­рование, нормирование, пер­сонификация, планирование деятельности (перспективное, текущее, оперативное) Проекти-вная обеспе­ченность деятель­ности Проек­тиро-вочное
4. Организа-торская Организаторские: методы со­ответствующие коллективным и индивидуальным формам учебной и воспитательной деятельности     Оргобес­печен­ность деятель­ности Организа-торское
II. Подготовка учащихся к со­вместной дея­тельности 5.Мобилизаци­онно-побуди­тель­ная Мобилизационно-побудитель­ные: мобилизации, актуализа­ции, мотивации, подкрепления значимых психических со­стояний, деятельности и пове­дения учащихся     Психоло­гическая обеспе­ченность деятель­ности учащихся Психоло-гическое
6.Коммуника­тивная Коммуникативные: выбор опорных позиций, адаптиро­вание отношений, предупреж­дение конфликтов, выработка норм отношений, накопление согласий, обеспечение сотруд­ничества с учащимися     Комму­никатив­ная обес­печен­ность со­вмест­ной дея­тель­ности Коммуни-кативное
III. Реализация цели 7. Формирую­щая, (обучаю­щая)   Формирующие (обучающие): методы формирования ориен­тировочной основы поведения и деятельности учащихся со­ответственно видам человече­ской, учебно-познавательной и практической деятельности Продукти-вность формиро-вания ориенти-ровочной основы учащихся Форми-рующее, обучаю­щее
8.Контрольно-аналитическая и оценочная Контрольно-аналитические и оценочные: проверка хода и результатов деятельности, их анализ, синтез, классификация, типизация, сравнение, обоб­щение, оценивание эффектив­ности воспитания и обучения учащихся Компле-ксность контроля, анализа и оценки Кон­трольно-аналити-ческое и оценоч­ное
IV. Оценка результатов деятельности и ее коррекция 9.Координации и коррекции Координационно-коррекцион­ные: выбор и применение еди­ных и персонифицированных требований к учащимся, к обеспечению взаимодействия участников процесса Согласо-ванность и скор­ректи-ро­ванность деятельно-сти Координационное и кор­рекци-онное
V. Совершенство­вание 10.Совер-шенствования Совершенствования: эвристи­ческие методы - изучение дос­тижений наук, передового опыта воспитания и обучения, опытная и экспериментальная работа Продук­тивность творче­ской дея­тельности творче­ские спо­собности

 

Таким образом, Н.М. Таланчук по-новому представил сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии оценки, педмастерство, педтехнику в их системно-синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности.

Современный период характеризуется появлением региональных концепций, которые имеют не только местное значение, но могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание Петербургская концепция, авторами которой являются И.А. Колесникова, А.С.Навагина, Е.Н. Барышников.

Цель воспитания, по их мнению, ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Будучи потенциальным носителем различных социальных ролей (семьянина, члена детского сообщества, ученого, жителя города, гражданина Отечества, гражданина мира), школьник является кроме этого в плане самореализации неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности. В концепции наряду с известными принципами культуросообразности и природосообразности, целостности педагогических процессов, демократизации определены также принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, креативности, творческого начала в воспитании.

Исходной позицией концепции воспитания Е.Н. Бондаревской является образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

Автор определяет воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Воспитание рассматривается Е.Н. Бондаревской, с одной стороны, как целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой — как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствовавших свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, суть воспитательного процесса — в становлении его личностного образа.

Н.М. Борытко подчеркивает, что воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной культуры, «окультуривание» человека. Он считает, что в социокультурном аспекте воспитание правомерно может рассматриваться как специально организованный процесс социокультурной идентификации человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение.

Воспитание в его понимании ориентировано на выработку у подрастающего человека умения в решении жизненных проблем делать осознанный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск человеком способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Он осуществляется через самоопределение, которое есть прежде всего самоопределение смыслов деятельности, поведения, всей жизни человека.

С начала девяностых годов был разработан ряд концепций под руководством М.И. Рожкова, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концепции были объединены общей идеей экзистенциального подхода к воспитанию.

Основной идеей экзистенциального подхода к социальному воспитаниюявляется выделение в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором. Экзистенциальный подход предполагает, что воспитанник — сам субъект своего развития, а высший уровень проявления субъектности - осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией.

Экзистенциальный подход в качестве главной цели воспитания выдвигает цель -воспитание свободного человека.

Свободный человек - это не тот человек, который вопреки нормам общества делает то, что ему заблагорассудится. Свободный человек - это человек, обладающий внутренней свободой, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Свободный человек создает свободное общество, а внутреннее ощущение раба способствует процветанию тоталитаризма.

Воспитание свободного человека нельзя идентифицировать со сво­бодным воспитанием. Главной идеей свободного воспитания является пре­доставление ребенку свободы поведения, снижение регламентации органи­зации его жизни. Даже в регламентированном процессе организации жиз­недеятельности возможно воспитание свободного человека. Главное - это стимулирование проявления его «я», что является основой его субъектно­сти.

Воспитание свободного человека - это прежде всего создание условий для внутреннего раскрепощения, предоставление возможности экзи­стенциального выбора. Такой выбор может осуществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регла­ментации. Важно сформировать у молодого человека внутреннее ощущение зависимости реализации целей от собственного выбора пути в жизни. При этом должно возникнуть понимание возможности создания своего проекта существования, сознательного выбора целей жизни, осознания кратковременности бытия на земле.

Основные принципы, базирующиеся на экзистенциальном подходе к социальному воспитанию следующие:принцип стимулирования саморазвития человека, принцип нравственного саморегулирования, принцип актуализации ситуации, принцип социального закаливания.

Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на са­мовоспитание. Отсюда следует, что методы социального воспитания бинарны. Би­нарные методы воспитанияпредполагают выделение пар методов «вос­питания-самовоспитания». И в этом специфика классификации методов воспитания свободного человека.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее воздействие (см. подробнее главу 9).

Воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение вы­ступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения. Социально-педагогическое сопровождение направлено прежде всего на поддержку человека в определенной социальной ситуации. Сопровождение - это взаимодействие сопровождающегои сопровождаемого.

Мы должны перестать рассматривать жизнь ребенка как подготовку к чему-то, что произойдет потом. Жизнь ребенка - это его сегодняшняя жизнь. В жизни происходит множество встреч с людьми и группами людей. Ребенок переживает эти встречи как события, формирует отношение к ним, принимает собственные решения (а это право должно быть ему дано). И именно события, происходящие в жизни ребенка, формируют у него качества личности, развивают его индивидуальность.

Событие - это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходя­щему. Событие становится фактом истории и по отношению к конкрет­ному человеку фактом его биографии.

При этом человек сразу чаще всего не может дать адекватную оценку происходящему. Его жизнь можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть. А между ними про­исходит множество других событий различной эмоциональной окраски, которые оставляют или не оставляют следа в его памяти.

Социально-педагогическое сопровождение ребенка в период события предполагает реализацию комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

С 2010-2011 учебного года средние общеобразовательные школы поэтапно перестраивают обучение и воспитание в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования

Основные документы, определяющие ФГОС, пронизывает аксиологический подход, который находит свою конкретизацию в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков.

«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства»[21].

В Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, определены задачи воспитания, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы.

В сфере личностного развития воспитание обучающих­ся должно обеспечить следующее:

•готовность и способность к духовному развитию, нрав­ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному пове­дению;

• готовность и способность к реализации творческого по­тенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо­ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду­ховно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определенного поведения, основанного на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей,
национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою об­щественную позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивости и достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ­ность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поко­лениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить следующее:

• осознание себя гражданином России на основе принятий общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Рос­сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со­гласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Рос­сийской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев
семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении и рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений[22].

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания школьников с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

В Концепции определены базовые национальные ценности, которые должны сохраняться через систему традиций народа и передаваться от поколения к поколению, обеспечивая успешность развития страны. К базовым национальным ценностям относятся:

- патриотизм;

- социальная солидарность;

- гражданственность;

- семья;

- труд и творчество;

- наука;

- традиционные российские религии;

- искусство и литература;

- природа;

- человечество.

Авторы называют принципы организации духовно-нравственного воспитания:

- нравственный пример педагога;

- социально-педагогическое партнерство;

- индивидуально-личностное развитие;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

- социальная востребованность воспитания.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость интеграции основных видов деятельности обучающихся: урочной, внеурочной, внешкольной и общественно полезной. Другими словами, подчеркивается интегративность программ духовно-нравственного воспитания, которая ориентирована на базовые ценности, пронизывающие содержание учебных предметов, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника; которая снимает барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Таким образом, начиная с 90-х годов прошлого века, предлагаются различные концепции воспитания детей, которые не противоречат друг другу и позволяют педагогам обогатить свои представления о воспитательном процессе, выбрать в своей воспитательной деятельности идеи, которые наиболее благоприятные для условий конкретного детского коллектива и ребенка.

 

Вопросы для повторения

1. В чем различие концепций развития личности?

2. Чем различаются цели воспитания в концепциях воспитания в различные исторические эпохи?

3. Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?

4. Чем отличается концепция Н.М. Таланчука от других концепций воспитания?

5. Какие основные идеи предложены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?

6. Нужно ли знание предложенных в разделе концепций педагогам-практикам? Обоснуйте свое мнение.

7. Какая концепция привлекала ваше внимание и почему?

Практические задания

1. Составьте таблицу целей воспитания, в которой бы сопоставлялись классические и современные концепции воспитания.

2. Приведете примеры из художественных произведений, где отражалась бы та или иная концепция воспитания.

3. Изучите Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выделите и запишите основные положения, которые должен учесть классный руководитель при составлении плана воспитательной работы.

4. Используя дополнительные источники, составьте следующую таблицу:

Автор (ы) концепции Основные цели воспитания, идеи Способы реализации целей и идей
     

 

Рекомендуемая литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.,1986.

2. Газман О.С. Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1992.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М., 2002.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2011.

5. Зимняя И.И., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М., 1999.

6. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994.

7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. - М., 2001.

8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М., 1996.

9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

10. Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000.

11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.

12. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2012.

13. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М., 2007.

14. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. - СПб.,1994.

15. Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодежи. - Ярославль, 2010.

16. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

17. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: стратегемы развития педагогической теории и практики. - Казань, 1996.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2011.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.07 с.)