Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии



 

Характеристики Обычный разговор Дискуссия
1. Кто больше говорит Педагог две трети времени Дети половину времени или больше
2. Типичное поведение Вопрос – ответ Нет вопросов и ответов. Смешанные обмен вопросами и ответами учителей и учеников
3. Обмен фразами Многократный, краткие, быстрые фразы Более медленный, фразы длиннее
4. Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса
5. Ответ Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех Оценивается как «согласен - не согласен». Правильны самые разные ответы учеников
6. Оценивание «Правильно/неправильно» Только учителем «Согласен/не согласен». И учениками, и учителем

 

Дискуссия - относительно новая форма взаимодействия в коллективах школ. Говоря об относительной новизне, мы не имеем в виду разовые мероприятия дискуссионного характера, которые с той или иной периодичностью проводятся в каждой школе. Дискуссия здесь рассматривается как постоянная форма взаимодействия, когда в школе или классе введена система коллективного обсуждения всех - больших и малых - дел и проблем, и ни одно решение не принимается волевым усилием учителя или директора, без обсуждения.

Такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, когда дети и педагоги еще не привыкли к подобному стилю взаимоотношений. Но ее эффект будет очевиден на этапе реализации решения. Решение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться ими гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллективах.

Без правильной организации дискуссии, где каждый имеет право высказывать свое мнение, невозможно развивать детское самоуправление.

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд условий:

Организационные и содержательные условия:

а) изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

б) правдивость - то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

в) диспутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

г) знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

д) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

е) участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

ж) решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

з) все участники несут равную ответственность за выбранное решение.

Условия открытости:

а) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;

б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания;

в) дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;

г) дискуссия открыта для всех учеников и учителей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины;

д) время дискуссии не ограничено;

е) результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе;

ж) цели и ход дискуссии открыты, объявляется только тема;

з) участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.

Условия общения:

а) учителя и ученики должны говорить друг с другом;

б) они должны слушать друг друга;

в) они должны отвечать друг другу;

г) все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;

д) миролюбие - соблюдение правил типа «в одно и то же время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств непонравившиеся доводы или собеседника» и другие;

е) дружелюбие - люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;

ж) равенство - каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны;

з) уважение - участники должны оказывать уважение друг другу и проявлять заботу о каждом вне зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся;

и) скептицизм по отношению к авторитетам - уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются;

к) причины и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не иметь двусмысленных толкований;

л) доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;

м) участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику, дискуссия - это действие со множеством адресатов.

Для организации дискуссии необходимо запастись терпением. Случается так, что если дискуссия с первого раза не получилась, то учителя эмоционально реагируют на неудачу и прекращают пробы. С первого раза такие взаимоотношения могут вызвать много протестов, причем даже у хороших учеников, которые привыкли к зубрежке и постоянному оцениванию со стороны учителя. Не следует с самого начала полагаться только на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Необходимо запастись серией вопросов и соблюдать правила.

Дискуссия может включаться в различные формы: конференции, классные часы, деловые игры.

Назовем некоторые способы организации дискуссий на тематических классных часах, собраниях.

Возникло несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа отстаивает свою позицию. Дискуссия может завершаться: а) победой одной из групп; б) принятием общей точки зрения; в) тем, что каждая группа остается при своем мнении.

Учащиеся разбиваются на пары. По каждому вопросу одна пара высказывает суждение, другая – является оппонентом. Остальные участники выступают в качестве экспертов.

Ведущий высказывает точку зрения, которая расходится с мнением большинства. Участники доказывают ее ошибочность.

Ведущий предлагает для обсуждения проблемную ситуацию. Учащимся предлагается ее проанализировать и найти оптимальный вариант ее решения.

Учащиеся предлагают свой вариант решения проблемы, проект программы, плана, отвечают на вопросы, отстаивают свои позиции.

Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию.

Очень близок к дискуссии диспут. Он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим.

Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы.

После определения темы возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут-экспромт.

При первом способе организации диспута большое значение имеет подготовка диспута, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения.

Первый элемент включает в себя прежде всего составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следуют ограничить тему небольшим количеством таких вопросов (3-5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Например, вопрос для диспута может быть таким: «Жестокая правда лучше, чем приятная ложь?»

Подготовка ведущего должна состоять в уточнении сущности спорной мысли, альтернативных точек зрения. Исходя из этого, следует сформулировать основной тезис спора (предельно кратко и понятно), предположить наличие возможных антитез (положений, которые противопоставляются тезису, опровергают его). Полезно разработать, четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута. При этом следует помнить, что вопросы должны быть лаконичными, доступными, побуждающими к раскрытию сути проблемы. В результате всей этой работы должно быть подготовлено вступительное и заключительное слова ведущего.

Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников диспута, чтобы настроить их на разговор, вызвать желание участвовать в обсуждении. Заблаговременно, за одну-две недели, участники должны быть ознакомлены с вопросами и рекомендуемой литературой. Можно кому-нибудь из них персонально посоветовать выступить со своими мнениями или по одной из проблем. Участники диспута должны знать правила его проведения. Для выявления разных точек зрения можно провести анкетирование, написание сочинений, в том числе анонимных, чтобы использовать их при обсуждении, не ссылаясь на авторство. При выборе аудитории, где будет проходить диспут, следует помнить, что обстановка, оформление помещения могут существенно влиять на настроение, позицию участников. Могут быть использованы плакаты, музыкальное оформление, выставки литературы, определенным образом расставлены столы.

Структура диспута может выглядеть следующим образом:

1. вступительная часть – «завязка»;

2. высказывание и обсуждение различных точек зрения;

3. вычленение неправильных точек зрения, доказательство их ошибочности;

4. определение правильных позиций, их обоснованная аргументация;

5. формулировка выводов, определение общей позиции, выяснение меры единодушия аудитории.

Диспут, как правило, начинается со вступительного слова. Обычно его произносит ведущий. Вступление во многом определяет успех спора. Каким оно должно быть? Прежде всего предельно кратким. Во вступительном слове следует пригласить к спору, подчеркнув значимость обсуждаемой проблемы, наличие по этой проблеме альтернативных точек зрения. Хороший эффект дает создание и наличие проблемных ситуаций. Важно, чтобы ведущий при характеристике противоположных точек зрения не давал им заранее оценок.

После обсуждения каждого вопроса следует подводить итог, пытаясь выработать общую точку зрения на рассматриваемую проблему. Целесообразно оставлять последние слово за ведущим (учитывать «правило края» – запоминается лучше то, что было в начале и конце разговора).

В ходе дискуссии можно задавать вопросы выступающим. Ведущий должен их регулировать. Нецелесообразно давать возможность отвечать на вопросы, уводящие от темы. Не следует ставить выступающего в позицию отчитывающегося: «А как ты сам?», «А что у тебя самого?» и т.п.

Ведущий должен чувствовать атмосферу диспута, своевременно определять моменты затухания внимания и интереса аудитории. Завершать спор лучше вскоре после достижения его эмоционального пика. Продолжительность диспута не должна превышать полутора часов.

Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т.е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам. Возможны следующие этапы организации диспута-экспромта после коллективного определения темы:

· распределение участников на микрогруппы (лучше всего по желанию);

· составление в группах вопросов, которые вызывают интерес, являются спорными, т.е. ответы на которые не могут быть однозначными;

· поочередное представление вопросов каждой группой, запись этих вопросов на доске;

· отбор вопросов для обсуждения – возможно, что будет сразу ясно, какие вопросы следует взять, либо организуется голосование, ранжирование вопросов;

· определение вопроса, с которого начинается обсуждение;

· обсуждение вопроса в каждой микрогруппе – собираются мнения, выявляются разные точки зрения;

· представление мнений группы;

· свободная дискуссия по прозвучавшим суждениям – высказываются желающие, имеющие особое мнение;

· подведение итогов обсуждения первого вопроса ведущим.

Диспут может продолжаться с использованием предварительного обсуждения следующего вопроса по группам, или высказываются сразу индивидуальные мнения. Опыт показывает, что если у учащихся нет опыта проведения диспутов, нет желающих начать дискуссию, то целесообразно предварительно обсудить вопрос в микрогруппах, а затем переходить к индивидуальным высказываниям.

Успех диспута во многом зависит от правильности действий ведущего, который должен быть:

1. компетентным в обсуждаемой проблеме;

2. стимулировать активность участников, способствовать установлению атмосферы непринужденного, делового общения, снижать накал ненужных страстей, оставаться спокойным и доброжелательным;

3. уметь обобщать различные точки зрения, подвести итог спора.

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки).

Дебаты – это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

В дебатах любое событие, явление, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные на первый взгляд истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют готовность противостоять современному «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах лежит спорный тезис – утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для игры может выступать такое утверждение: «Добро должно быть с кулаками».

Тема-тезис должна соответствовать нескольким условиям:

· четкость в формулировке;

· однозначность в понимании;

· перспективность в обсуждении;

· значимость для учащихся.

Кроме того, важно, чтобы простым добавлением частицы «не» тема могла быть превращена в свой антипод. Например, «Добро не должно быть с кулаками».

Непосредственно в игре участвуют две команды по три человека, которых традиционно называют спикерами. Одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить зрителей и судей в правильности своей позиции – это команда «Утверждение». Вторая – критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, вторая команда - это команда «Отрицание».

Кейс это система аспектов, аргументов, поддержек, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции. Любой кейс состоит из суммы понятий, аспектов, аргументов и поддержек.

Ключевые понятия определяются командой «Утверждение» в самом начале игры. Это необходимо для того, чтобы избежать возможности различного толкования сложных и неоднозначных понятий и четко задать рамки обсуждения. Это позволит избежать в дальнейшем спора по поводу определений, что запрещено.

Команда «Отрицание» должна либо согласиться с определениями команды «Утверждение», либо, доказав факт необоснованности и некорректности предложенных определений, ввести свои собственные определения. Также команда отрицания может дать определения тем понятиям, которые не были определены оппонентами.

После определения понятий их изменение или спор по поводу определений не допускаются. Судья имеет право прервать обсуждение, признав проигравшей ту команду, которая нарушила это правило.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя словами, причем прилагательными. Например, «психологический», «экономический», «социально-политический», «педагогический», «методический» и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 2 до 4).

Аргумент формулируется одним-тремя предложениями и должен быть подтвержден поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, то есть содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты, достаточно компактна.

В качестве поддержки запрещено использовать примеры из своей жизни, опыта друзей и т.д. Такие факты признаются несущественными, частными и субъективными.

Для наглядности представим структуру кейса и порядок его представления графически (Схема 4).

Каковы роли спикеров?

Как уже было сказано выше, каждый спикер имеет ряд задач, которые он должен выполнить в ходе игры за определенное время.

Игра начинается выступлением первого спикера команды утверждения. Регламент всех выступающих строго определяется и соблюдается - например, 5 минут.

За отведенное время У1 должен:

1. представить свою команду (этика игры требует, чтобы сначала были представлены второй и третий спикер, а затем уже прозвучали имя и фамилия выступающего);

2. обозначить позицию команды утверждения («Мы считаем что…+ формулировка темы»);

3. ввести в игру определения ключевых понятий;

4. представить кейс команды утверждения (назвать все аспекты и обозначить сущность аргументов);

5. начать развернутую аргументацию (доказать не менее одного аргумента);

6. завершить речь повтором позиции команды («Таким образом, мы пытались доказать, что…»).

 

 

Затем игра переходит на сторону команды отрицания. Первый спикер (О1) за тот же временной промежуток должен сделать следующее:

1. представить команду отрицания;

2. обозначить позицию команды отрицания («Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что… + антитезис»);

3. согласиться с определениями ключевых понятий или, если это не было сделано У1 или является обоснованным, ввести новые;

4. начать критику кейса команды утверждения (стремиться привести убедительные и доказательные контрдоводы к каждому аспекту и основным аргументам);

5. предложить, если есть время и необходимость, свои аспекты и аргументы;

6. начать развернутую аргументацию своего кейса;

7. завершить речь повтором позиции команды («Таким образом, мы пытались доказать, что…»).

После окончания выступления О1 проводится второй раунд вопросов зрителей (тоже 2 минуты).

Далее следует «дуэль» вторых спикеров (У2 и О2), каждый из которых имеет по 4 минуты чистого времени.

В задачи У2 входит:

1. восстановление позиции команды утверждения (он приводит контраргументы на доводы О1, следуя уже заданной структуре аспектов и аргументов);

2. продолжение развернутой аргументации своей позиции (приводит новые поддержки к уже рассмотренным У1 аргументам и доказывает остальные аспекты);

3. опровержение кейса команды отрицания (если он был заявлен);

4. завершение речи очередной декларацией позиции своей команды;

5. третий двухминутный раунд вопросов зрителей.

О2 за отведенное регламентированное время обязан:

1. восстановить позицию команды отрицания (он проводит контраргументы на доводы У2, следуя уже за заданной структуре аспектов и аргументов);

2. продолжить развернутую аргументацию своей позиции (приводит новые поддержки к уже рассмотренным О1 аргументам);

3. дать опровержение кейса команды утверждения;

4. завершить речь очередной декларацией позиции своей команды.

Далее следует четвертый и последний раунд вопросов.

Особо стоит отметить, что после выступлений первых спикеров обеих команд четко обозначается структура игры, включающая в себя ряд аспектов и аргументов. Вторые спикеры не имеют права и возможности дополнять этот список. Они лишь более подробно раскрывают их и критикуют оппонентов.

Речи третьих спикеров подводят итог игре. Каждый из них располагает 4 минутами и выполняет сходные задачи, естественно, с учетом позиции своей команды.

Итак, УЗ и ОЗ должны провести краткий анализ игры, не забывая выделить ключевые проблемы обсуждения; обратить внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения»; вернуться к аспектам своего первого спикера и коснуться тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды; отметить слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе игры; сравнить аргументацию команд и попытаться доказать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов и поддержек; сделать краткое резюме.

Решая свои задачи, каждый спикер не забывает, что «Дебаты» – игра командная. Он может, не нарушая общего хода игры, делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать им готовиться к выступлению и раунду вопросов.

Кроме того, каждая команда имеет 2 минуты времени для тайм-аутов, которые могут использоваться по мере необходимости сразу или дважды по 1 минуте.

Раунд вопросов проводится после выступления первых и вторых спикеров. Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, то есть не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение работать с вопросами – еще одно качество, которое тренируется в игре.

Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается судьей в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато.

В дебатах большое значение имеет судейство. Должны быть четко разработаны критерии оценки.


 

12.5. Формы коллективной творческой деятельности

 

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И.П. Иванов).

Первая стадия – предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, вы-ясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия - проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самыми различными, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школьниками при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться в том, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищают свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведения любого КТД, допус-кать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе, ранее используемые формы. КТД – лишь одно из средств в системе воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

1. доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

2. выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

3. определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

4. создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

5. от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

6. создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

7. оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Вопросы для повторения

1. Какие общие функции выполняют формы воспитательной работы?

2. По каким признакам осуществляется классификация форм воспитательной работы?

3. Как создаются формы воспитательной работы?

4. Чем формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитательной работы?

5. В каких случаях целесообразно проведение мероприятий?

6. При каких условиях можно организовать коллективную творческую деятельность детей?

7. Какими способами (приемами) должен овладеть педагог, чтобы организовать коллективную творческую деятельность?

Практические задания

1. Составьте схему (таблицу), отражающую классификацию форм воспитательной работы.

2. Составьте схему, отражающую классификацию коллективных творческих дел.

3. Проанализируйте коллективное творческое дело, в котором вам довелось участвовать, с точки зрения реализации идей заботы, коллективности, творчества и сотрудничества.

4. Придумайте и обоснуйте различные способы формирования микрогрупп. Покажите это на занятии с участием студентов.

5. Составьте рекомендации в адрес педагога по организации «мозговой атаки».

 

6. Составьте методические рекомендации по коллективному планированию конкретного дела, выбранного вами.

7. Заполните таблицу:

 

Этапы КТД Организаторские задачи Действия и позиция организатора Приемы КТД
       

 

 

Рекомендуемая литература

1. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2011.

2. Безрукова В.С. Педагогика – Екатеринбург, 1996.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М., 2011.

4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

5. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.122 с.)