Развитие взаимодействия педагогов и учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие взаимодействия педагогов и учащихся



 

Развитие взаимодействия педагогов и учащихся происходит в процессе организации их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

- сформирована положительная установка у взаимодействую­щих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствуют самореализа­ции и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаи­моотношений педагогов и школьников заложен в совместной прак­тической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффектив­ной для развития сотруднического взаимодействия является мето­дика организации коллективной творческой деятельности. Коллек­тивная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Успешность деятельности, срабатываемость ее участников за­висят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопо­нимание педагогов и учащихся связано прежде всего с объективно­стью и всесторонностью их информированности друг о друге. Чтобы успешно строить свои взаимоотношения с детьми, педагогу необхо­димо знание возрастных особенностей детей, их потребностей, на­мерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов школьников; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности детей к участию в той или иной деятельности (беспомощность детей часто принимется за безответственность); уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между учащимися и педагогами; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; своих собственных возможностей. Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изуче­ния, при этом педагогу важно получать сведения по каждому во­просу от разных сторон (других педагогов, детей, родителей) и из разных источников (в общении, в деятельности со своими товари­щами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение школьников к педагогам также определяется их информированностью об учителе. Самой доступной для них явля­ется информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профес­сиональных качествах, которую дети распознают достаточно бы­стро, а иногда для этого требуется много времени. Надо учитывать, что мнение об учителе, которое очень трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старших учеников. Как и педагогам, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность реше­ния этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

Знание друг о друге должны быть не просто зафиксированы, а осознаны и поняты. Понять другого человека - значит узнать при­чины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить свою аргу­ментацию и склонить партнера на свою сторону. Говорят, что по­нять - значит простить. С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попуститель­ство. Известно, что ученики с большим уважением относятся к стро­гим, справедливо требовательным учителям, поэтому понять дру­гого человека - это значит увидеть в нем личность, с учетом особен­ностей его личности проявить к нему доброжелательную требова­тельность.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброже­лательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, педагогами и учащи­мися формируется и проявляется в процессе повседневного обще­ния, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание осо­бенностей друг друга, но и понимание, осмысление конкретной си­туации, проблемы, которую предстоит решать сообща. Взаимопо­нимание в данном случае характеризуется способностью взаимодей­ствующих сторон договориться, прийти к согласию. Для этого и пе­дагогам, и учащимся полезно помнить о следующих правилах: уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнори­ровать мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без дос­таточного аргументирования, без выявления бесспорных преиму­ществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного вы­слушивания другой стороны, ее доказательств. Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям[47].

В школьных коллективах проводится ряд специально органи­зованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и учащихся, ускоряют эти процессы. Примером этого может быть встреча «мир наших увлечений». Каж­дый ученик рассказывает о своем любимом занятии, а затем класс­ный руководитель знакомит детей со своими увлечениями. Много может быть неожиданных моментов и для школьников, и для педа­гогов на этой очень естественной и раскованной встрече. Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогов, работаю­щих в данном классном коллективе, и детей со своими родителями.

Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между педаго­гами и учащимися стали традицией в школах, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в дру­гих видах деятельности.

Достижения, лучшие стороны и качества педагога раскрывают творческие отчеты, которые полезно проводить с участием школь­ников. Сами дети могут представить в творческой форме деятель­ность учителя, его профессиональный «портрет», наиболее удачные, по мнению детей, идеи, подходы, методические находки учителя. Поменяться ролями, встать на место ученика и наоборот очень по­лезно, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказыва­ются школьники в дни дублера. Можно спорить об их целесообразно­сти, но совершенно очевидно, что в данной ситуации учителя в своем ученике увидят себя, а школьник поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учительского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих педагогов. Полезно найти возмож­ность включать учащихся в учебно-воспитательный процесс в каче­стве учителей и воспитателей не только в праздники, но и в повсе­дневной жизни школы.

Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, детьми, родите­лями и создают ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Так, например, полезно наряду с Днем учителя сделать традиционным в школе День ученика, Праздник ро­дителей или Праздник семьи. Ряд вопросов, которые касаются жиз­недеятельности школьного коллектива или первичного объединения, целесообразно обсуждать «на равных» педагогам, учащимся и роди­телям. Например, при планировании работы школы, класса, кон­кретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям.

Для организации повседневной работы коллектива, конкрет­ных дел, решения проблемы могут создаваться органы самоуправле­ния, в которые «на равных» войдут педагоги, учащиеся, родители. Важно стимулировать формирование советов дел, творческих групп, состоящих из взрослых и детей, старших и младших. Так, например, педагоги, учащиеся, родители объединились в «исследовательские лаборатории» для разработки программ решения школьных проблем. Эти проекты были представлены в творческой форме, а рукописи оформлены и учтены при разработке концепции и программ разви­тия школы.

Развитию отношений между педагогами и учащимися способ­ствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.

Педагогу всегда приятно внимание, признание своих воспи­танников, в то же время проявление заботы, чуткого отношения к детям со стороны педагога является особенно важным. Форма про­явления его внимания к учащимся становится образцом для подра­жания. Эмоциональному подкреплению отношений между педаго­гами и учащимися способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения. Было бы замечательно, если бы учи­тель начинал урок с поздравления ученика, добившегося успехов в олимпиаде, конкурсе или спортивном соревновании; или включил в урок сюрпризный элемент для детей в связи с каким-либо школь­ным, классным или другим важным для детей событием.

Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной дея­тельности надо готовиться и педагогам, и детям. Если в школе про­водится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого во­проса и с педагогами, и с детьми или хотя бы с активом учащихся. С педагогами пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения учащихся к поиску дел, соз­дании ситуаций для проявления творчества детей. С активом школь­ников будут обсуждаться вопросы организации коллективного пла­нирования, привлечения к этому процессу педагогов школы, роди­телей, тактичного поведения школьников в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение педагогами и школьниками предстоящих дел, позиции, роли в них членов кол­лектива, взрослых и детей.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально орга­низованных занятий, встреч, дискуссий с учащимися о взаимоотно­шениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстни­ками, младшими, создавать воспитывающие ситуации для формиро­вания и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.

Особенность психологической и практической подготовки за­ключается в том, что она осуществляется не только в специально ор­ганизованных формах, но всем построением, ходом, опытом школь­ной жизни. Ее многообразие позволяет педагогам и школьникам по­стоянно учиться взаимодействию, сотрудничеству в конкретных де­лах.

Наиболее эффективным способом вооружения навыками со­вместной деятельности и общения, развития коммуникативных уме­ний является правильно организованная сотрудническая деятель­ность в педагогическом коллективе, которая в значительной мере определяется стилем управления в школе. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогов проецируется на взаи­моотношения педагогов со школьниками, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в школьном коллективе - это демо­кратический стиль управления школой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.017 с.)