Сущность и структура взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура взаимодействия



 

Взаимодействие - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие ото­бражает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе со­вместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодей­ствие людей рассматривают также как способ осуществления преем­ственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное пове­дение, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколе­ний.

В образовательном учреждении, в семье идет освоение соци­ального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную общность людей. Кол­лектив, имеющий свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаимодействием педагогов и учащихся, в нем по-осо­бому идет процесс передачи опыта. Так, в школе, где сложились и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению по­ложительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллек­тиве.

В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух направ­лениях: в процессе взаимодействия педагогов и детей, то есть в спе­циально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших подростков. Чем тес­нее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного насле­дия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений, зависит от характера взаимодействия педагогов и уча­щихся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельно­стью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или от­крытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляю­щая позиция одних не предопределяет пассивности других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информа­ция, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вно­сит существенные коррективы в их замыслы.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Со­циальное взаимодействие - более широкое понятие, оно включает в себя педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодейст­вие всегда является специально организованным процессом, направ­ленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимо­действие характеризуется как стихийными контактами, так и специ­ально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное педаго­гическое взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом не­обходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социального взаимодейст­вия учащихся, включения их в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в неорганизованной среде.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и от­носительную самостоятельность. Среди названных систем направ­ляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом кол­лективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педаго­гическом коллективе проецируется на все другие системы взаимо­действия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школь­ников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаи­мопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные дейст­вия, взаимовлияние[43].

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимо­обусловлены. Чем лучше знают и понимают друг друга партнеры, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. В результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, спо­собствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегра­тивные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характеризующий совместную дея­тельность людей с точки зрения ее успешности: количества, каче­ства, скорости, оптимальной координации действий партнеров, ос­нованной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показы­вают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость ха­рактеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворен­ностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энер­гетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоцио­нальный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатывае­мости главным источником удовлетворения взаимодействием явля­ется совместная работа, при оптимальной совместимости этим ис­точником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помо­гает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необ­ходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школь­ников, степенью достижения результатов в соответствии с теми за­дачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным по­казателем эффективности является развитие основных характери­стик взаимодействия участников педагогического процесса:

- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодейст­вия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов принятия поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совме­стную деятельность;

- по взаимоотношениям - проявление такта, внимания к мне­нию и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совме­стной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к офи­циальному и неофициальному общению; творческий характер отно­шений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

- по взаимным действиям - осуществление постоянных кон­тактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; сраба­тываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласован­ность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

- по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации ра­боты; действенность обоснованных и корректных по форме обоюд­ных замечаний, изменение способов поведения и действий после ре­комендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспи­тательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодейст­вия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Определение показателей эффективности взаимодействия по­зволяет проанализировать состояние этой проблемы в коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять разви­тием взаимодействия участников педагогического процесса.

Типы взаимодействия

 

Основные характеристики взаимодействия по-разному прояв­ляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществ­ляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Могут быть предложены различные основания для классификации.

Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объ­ект-субъекту:

- личность - личность (ученик - ученик, педагог - ученик, педагог - педагог, педагог - родитель и т.д.);

- коллектив - коллектив (коллектив младших - коллектив стар­ших, класс - класс, ученический коллектив - педагогический коллек­тив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т.д.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии.

Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное взаимодействие направлено не на саму лич­ность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Например, пе­дагог, организуя коллективную творческую деятельность, взаимо­действует непосредственно с руководителями микрогруппы, от дея­тельности которых зависит участие в работе других школьников. Консультируя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих то­варищей в работу. Через организаторов дела педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществля­ется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть следующее:

- содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудо­вой, эстетической и других видах деятельности);

- наличие цели или ее отсутствие - во взаимодействии может ставиться специальная цель (целенаправлен­ное взаимодействие); цель может отсутствовать (стихийное взаимодействие);

- степень управляемости - управляемое, полууправляемое, не­управляемое: управляемое - целенаправленное взаимодействие, со­провождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодействие; полууправляемое - целенаправленное взаимодействие, при котором обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое - стихийное взаимодействие;

- тип взаимосвязи – «на равных» или «руководство». Для взаи­модействия «на равных» характерны субъект-субъектные отноше­ния, активность обеих взаимодействующих сторон; при «руково­дстве» - активность одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оп­тимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаи­модействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осоз­наваемой общей цели совместной деятельности, субъектность пози­ции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные со­четания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опеку, подавление, индиффе­рентность, конфронтацию (таблица 2).

Таблица 2

Типы взаимодействия

Тип взаимодейст­вия Отношение к интересам друг друга Наличие осозна­ваемой общей цели со­вместной деятель­ности Субъект­ность пози­ции по от­ношению друг к другу во взаимо­действии
Сотрудничество Взаимно-положительное + С-С
Диалог Взаимно-положительное - С-С    
Опека Взаимно-положительное - С-О
Подавление Односторонне-положительное - С-О
Соглашение Нейтральное + С-С
Конфронтация Отрицательное - С-С
Индифферентность (полная или час­тичная) Нейтральное - С-С

 

Данная типология применима к характеристике взаимодейст­вия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель - ученик, ученик - ученик, педагог - педагог и т.д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризу­ется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжела­тельными, доверительными и демократичными взаимоотноше­ниями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и приня­тыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совместное планиро­вание предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов ра­боты, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудниче­ство не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разре­шаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущем­ляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют коллективу, педагогам и учащимся подняться на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Та­кое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. При­нятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, ис­кренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сход­ные установки, убеждения, взгляды на ту или иную ситуацию. Эф­фективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диа­лога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразуме­ниям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно по­строенный диалог создает благоприятные условия для сотрудниче­ского взаимодействия участников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействую­щих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкрет­ной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положитель­ного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодействую­щими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном резуль­тате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждают партнеров договариваться.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учени­ках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Сущность данного типа взаи­модействия определяет И.П. Иванов: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стре­мясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к пере­датчикам готового опыта - более или менее требовательным, доб­рым, справедливым, а к себе - более или менее заинтересованным, способным, самостоятельным. Односторонне-потребительская по­зиция воспитанников является основной причиной живучести по­требительской психологии. Школьники привыкают получать, избирательно относиться к готовому опыту, а потому и к окружающему миру как к источнику большей или меньшей пользы прежде всего для себя[44].

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодейст­вия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жест­ких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распро­странен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллек­тив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авто­ритарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, все­ляет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассив­ность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и бес­помощность; у других - деспотичность, агрессивность по отношению к людям, окружающему миру. Данный тип часто приводит к конфлик­там и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаи­модействия, построенного на подавлении, однако это не легко сде­лать человеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга или плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущест­венное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совмест­ную творческую деятельность, когда создаются условия для совме­стных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправиль­ной организации деятельности и отношений в процессе работы, про­тивопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопостав­ление, столкновение. Конфронтация может быть следствием не­удачного диалога, соглашения или конфликта, психологической не­совместимости людей. Конфронтация характеризуется явным рас­хождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личност­ный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и отдельным людям, и группам, коллективам. Независимо от при­чин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как кон­фликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и но­сит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия[45].

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимо­действия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных об­стоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, ко­гда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых ин­тересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действо­вать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный, так и как конструктивный. Неконструктивным конфликт является тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диа­лог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргумен­тов и отношений[46].

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое со­стояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разре­шения. Разрешение конфликта может идти в различных направле­ниях и переходить в соперничество, конфронтацию, сопровождаю­щуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, на­правленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-соглашение, который заключается в урегулиро­вании разногласий через взаимные уступки и договоренности; при­способление, подавление, связанные с тем, что одна сторона посту­пается своими интересами. При определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуждать их к поиску продуктивных решений про­блем.

Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диа­лог, имеющие большие воспитательные возможности, целесооб­разно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглаше­ния, и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оп­равданы в данный момент жесткие требования. Безусловно, приме­нительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптималь­ный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса, гибкого и в тоже время мобильного перехода от одного типа взаимодействия к другому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.023 с.)