Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Селестен Френе. Стенная газета иСодержание книги
Поиск на нашем сайте еженедельные собрания школьного кооператива [85]
Наша педагогическая система включает ряд примеров, среди которых мы особо рекомендуем вашему вниманию выпуск стенной газеты. Каждый понедельник мы вывешиваем в коридоре в доступном для детей месте стенгазету. На листе плотной бумаги форматом 40х60 см, красочно оформленном самими детьми, расположены четыре колонки. Первая колонка отведена для критических отзывов, вторая - для похвальных, в третьей колонке дети записывают свои пожелания, а в четвертой сообщают о том, что хорошего они сделали за прошедшую неделю. У стенда на шнурке висит карандаш, чтобы дети могли в любой момент свободно вписать все, что они считают нужным. Стирать записи запрещено; каждая из них должна быть подписана, чтобы исключить всякую возможность анонимного доноса. Мы уверены, что настоящий доносчик - не тот, кто открыто делает запись в стенгазете, а тот, кто тайно осведомляет учителя или другое ответственное лицо о поведении своих товарищей. Если же член нашего коллектива публично высказывает то, что он считает должным сказать, то, как бы резко это ни прозвучало, можно только приветствовать его смелость в отстаивании своей нравственной и гражданской позиции. В школе Френе еженедельно по субботам два последних урока отводятся для собрания школьного кооператива. Это собрание, как вы увидите, особого характера. Оно имеет исключительно важное значение для жизни школы. В этот день дежурные производят генеральную уборку классов, затем в большой классной комнате расставляют стулья полукругом, в центре которого за двумя столами располагается совет кооператива. Ответственный за магнитофонную запись, обязательную на этих собраниях, готовит аппаратуру. На столах ставят цветы. В коридоре, а если не хватает места, то и еще в одном классе, работают ответственные за организацию субботней выставки детских работ. В наших рабочих планах предусмотрено изготовление учениками различных поделок, которые доставляют много радости и детям, и взрослым. В субботу на видных местах раскладывают альбомы, образцы свободных текстов, материалы, присланные нашими корреспондентами. На стенах развешивают картины, на столах расставляют самодельную керамику. Родители и учителя прежде всего осматривают выставку в сопровождении детей, которые жаждут продемонстрировать им свои шедевры. Если же их работы подвергаются критике, они стараются в дальнейшем учесть эти замечания. Конечно, бывают недели, когда результаты работы оказываются весьма средними, и в известной мере в этом могут быть виноваты учителя. Тогда они должны честно разобраться в причинах неудач, но не с целью самооправдания, а для того, чтобы улучшить свою работу.
Вопросы для повторения 1. Что такое детское самоуправление? 2. Какие ошибки допускают педагоги в развитии детского самоуправления? 3. Что является движущей силой развития детского самоуправления? 4. Как определить уровень развития самоуправления? 5. При каких условиях возможно приобщение детей к самоуправленческой деятельности? 6. Каким образом можно представить структуру органов самоуправления в коллективе? 7. Назовите этапы и тенденции развития самоуправления в детском коллективе. 8. Как изменяется роль педагога в коллективе по мере развития детского самоуправления? Практические задания 1. Проведите анализ детского самоуправления в одном из классов или в своей учебной группе. 2. Составьте рекомендации классному руководителю по содействию в развитии детского самоуправления. 3. Изучите уровень развития самоуправления в коллективе и сделайте выводы, необходимые для педагога.
Рекомендуемая литература 1. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы детского коллектива. - М., 1978. 2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 -ми т. - Т.1. - М., 1983. 3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.,1983. 4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1988. 5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. - М., 1978. 6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002. 7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.,1980.
12. Формы воспитания «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы». А.С. Макаренко [86]
12.1. Понятие «форма воспитательной работы»
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая не привела к какому-то результату. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это внешнее сочетание и установленный образец и т.п. Говоря о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В.Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы[87]. Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции. Первая функция - организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т.д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма - это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов[88]. Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функция - информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту. Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса. Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т.п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.
12. 2. Классификация форм воспитательной работы
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собирать такую «коллекцию» не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожей на нее. Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие[89]. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие[90]. Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения[91]. Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы. Признаки могут быть количественными: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто данная форма используется в воспитательной работе. По времени проведения все формы можно разделить следующим образом: - кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); - продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); - традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся. По субъекту организации классификация форм может быть следующая: - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; - деятельность организуется на основе сотрудничества; - инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы: - результатом является информационный обмен; - результатом является выработка общего решения (мнения); - результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть следующими: - индивидуальными (воспитатель - воспитанник); - групповыми (воспитатель - группа детей); - массовыми (воспитатель - несколько групп, классов). В документах и материалах Федерального государственного образовательного стандарта, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются классификации форм на основе следующих признаков: 1. виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности); 2. способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные); 3. характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие); 4. способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива); 5. взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами); 6. способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные); 7. степень сложности (простые, составные, комплексные). Особенно важна для педагога классификация форм в зависимости от уровня воспитательных результатов детей. Ценным помощником при определении содержания и форм внеурочной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д.В. Григорьева и П.В.Степанова.[92] Опираясь на него, представим в обобщенном виде формы воспитательной деятельности детей. Таблица 7
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.009 с.) |