Характеристика этапов развития самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика этапов развития самоуправления



Этапы развития само­управления Цели деятельности Пути достижения це­лей
Зарождения Цели деятельности оп­ределяются педагогами или вышестоящими ор­ганами самоуправления Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществля­ется постепенный переход к самостоя­тельному поиску путей достижения поставлен­ных целей
Становления Цели деятельности оп­ределяются совместно педагогами и учащи­мися. Постепенно учащимся предоставляется воз­можность самостоятельно опреде­лять цели своей деятельности Определяются учащи­мися при консультативной роли педагогов. Осуществля­ется переход к тому, чтобы поиск путей дос­тижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащи­мися самостоятельно
Самосовершенствования Учащиеся самостоя­тельно определяют цели деятельности при кон­сультативной помощи педагогов Определяются учащи­мися самостоятельно

 

Источником развития самоуправления на этапе зарождения са­моуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальными мотивами. Цель, поставленная педагогами, выше­стоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащиеся видят зависимость удовле­творения их разнообразных потребностей от их действий.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самими ученическим коллективом, и отношением детей к ее содержа­нию.

Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление возникающих трудностей в принятии ре­шений, определяющих формы достижения групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, отражающий интегративное мнение о лучших формах работы по достижению поставленной цели.

На этапе самосовершенствования источником развития явля­ется противоречие между целями деятельности и отношением детей к процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоре­чий является формирование мотивов поиска оптимальной организационной структуры коллектива.

Формирование мотива группового действия как бы «пронизы­вает» все этапы управленческого цикла, на каждом из которых реализация этой задачи имеет свои особенности. Как уже было ска­зано, наличие такого мотива существенным образом зависит от цели и содержания деятельности. Но как показало исследование, для активизации самоуправления, интенсивного его развития не меньшее значение имеет процедура управленческой деятельности.

Принятие управленческих решений занимает главенствующее значение в любом управленческом цикле. Принимаемое решение призвано дать общее направление работы по реализации цели, пре­дусматривать обеспечение объекта управления необходимыми материальными ресурсами, определять лиц, ответственных за его выполнение. Подготовка и принятие управленческого решения предполагает «проецирование» решения на коллектив в целом и на каждого члена этого коллектива в отдельности.

Анализ массовой практики показывает, что решения, прини­маемые органами самоуправления, часто носят общий, неконкретный характер или малозначимы для коллектива. При этом они подчас на­правлены на то, чтобы только выполнить указание педагогов или вышестоящих органов самоуправления. В результате даже те уча­щиеся, которые голосуют за предлагаемые проекты решений, не очень четко представляют их суть. Это подтвердил опрос 358 стар­шеклассников и учащихся профессиональных училищ, проведенный сразу после собраний, в которых они принимали участие. Только 17 из них смогли объяснить, за какое решение они только что проголо­совали. Это связано с тем, что процесс принятия управленческих решений органами детского самоуправления часто превраща­ется в формальный акт голосования, разработанный заранее педагогами или работниками общественных организаций проект. Традиционно этот подход существенно ограничивал степень участия детей в самоуправлении. Необходимо было выявить, как процесс принятия решения влияет на формирование группового мотива.

Интерес к процедуре выработке управ­ленческого решения у детей проявляется тогда, когда оно, во-первых, существенно задевает их интересы или интересы референтного для них коллек­тива, а во-вторых, когда управленческая задача не имеет однозначного решения.

По мере усложнения управленческих задач, решаемых детьми самостоятельно, самоуправление проходит следующие этапы: зарождения, ста­новления, самосовершенствования. Эти этапы тесно связаны с развитием группы как коллектива.

Развитие самоуправления — это основной путь и признак демок­ратизации педагогического процесса, эффективного управления развитием коллектива и личности.

Признаки, по которым можно судить об уровне развития самоуправления, следующие:

- самостоятельность в принятии решений;

- коллективность в принятии решений (каждый ребенок имеет право и возможность выразить свое мнение при обсуждении и принятии решения) и организации жизнедея­тельности детского объединения;

- инициатива детей в проведении дел, постановке проблем;

- общественная направленность деятельности детей;

- единство слова и дела, прав и обязанностей членов коллектива;

- действенность органов самоуправления (принятое решение является регулятором поведения детей и выполняется ими);

- критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

Структура самоуправления

 

Для того чтобы содействовать развитию детского самоуправления, воспитателям важно понимать структуру самоуправленияи способствовать ее развитию.

Под структурой понимают взаимосвязь и взаимодействие орга­нов самоуправления. Различают высшие (сбор коллектива) и исполнительные (совет дела); постоянные (совет коллектива) и временные (совет дела); органы самоуправления и инициируемые (творческие и инициативные группы); состоящие только из детей или из детей и взрослых; органы детского самоуправления всего учреждения или отдельных групп детей в учреждении.

Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, за­висит от задач, проблем, которые решает коллектив, и содержания его деятельности. В определении структуры самоуправления кол­лектива участвуют сами дети.

Создание всех органов самоуправления предусматривает деятельностный подход. Сначала надо увлечь детей каким-либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган само­управления для его организации. Появляется новый участок работы - образуется новый орган самоуправления; возникает проблема - создается орган самоуправления для ее решения.

Наиглавнейшее значение имеет превращение различ­ных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Воз­можно это только тогда, когда дети осуществляют коллективный поиск решения действительно важных для них проблем и дел.

Сбор (собрание) — это высший орган самоуправления в коллективе. Глав­ное его назначение — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положи­тельные преобразования в учреждении, окружающей жизни. Он проводится тогда, ког­да возникает необходимость обсудить какой-то вопрос кол­лектива. На сбор выносятся проблемы взаимоотношений, благоус­тройства, связанные с организацией труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, планирует дела, утверждает советы дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, обсуждает и утверждает планы.

Сбор проходит в различных формах. Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются сборы-дис­куссии, на которых обсуждаются наболевшие проблемы, важные дела кол­лектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае выбира­ется председатель сбора, ведущий данное обсуждение. Сбор про­ходит демократично, с соблюдением всех традиционных норм его проведения и в то же время без излишнего формализма.

Воспитателям необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, уча­ствовать в обсуждении вопросов, коллективно вырабатывать реше­ния и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, иными словами, учить детей демократичному проведению сборов.

Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов в коллективе всего учреждения явля­ется работа по микроколлективам, состоящим примерно из 4-8 человек. Участники сбора располагаются группами по кругу, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий ставит вопро­сы, которые надо решить. Эти вопросы могут быть объявлены за­ранее. Затем дается время (3-10 минут) - в зависимости от харак­тера и объема вопросов - для совещания по микрогруппам. Сом­кнувшись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут реше­ние, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение группы. Если воп­росов несколько, то дети определяют, по какому из них и кто будет выступать.

Следующая часть — выступления представителей микроколлективов. Здесь бывают споры, дискуссия. Часто нужно обосновывать свои предложения, отвергая другие, если в этом есть необходи­мость. Ведущий направляет обсуждение и формулирует решение, которое нашли участники сбора и с которыми согласны все или, по крайней мере, большинство.

Если во время обсуждения возникает новый острый вопрос, выясняются взаимоисключающие точки зре­ния или предложения, дается возможность снова подумать, посо­ветоваться по группам в течение 3-5 минут.

Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к нефор­мальному коллективному решению.

Педагог во время сбора увлеченно, заинтере­сованно работает вместе с детьми: думает, совету­ет, ищет лучшие варианты решений. Он старается своими мнениями, предложениями поддержать, раз­вить, дополнить выступления, побуждает к размыш­лению вопросами: «Почему?», «Чем ваш вариант лучше?»

При выработке решений педагоги исходят из следующих соображений:

• решение должно быть конкретным и всем понятным;

• решение не должно быть громоздким;

• формулировка его должна быть краткой и четкой;

• не надо исключать возможности несогласия с решением части членов коллектива; важ­но попытаться убедить их в правильности решения, принятого большинством;

• решение обязательно должно содержать кон­кретные сроки его выполнения и отчета перед детским коллективом.

На сборе дети обсуждают все вопросы, которые их волнуют, затрагивают их интересы. Подлинное самоуправление в детском коллективе проявляется в том, что собрание или сбор проводятся по мере того, как возникают следующие проблемы или вопросы:

- планирование дел;

- подведение итогов дел;

- обсуждение положений о дежурстве, проблем самообслуживания, режима дня, организации учебной деятельности, внеурочных дел;

- поощрение за достижения;

- проблемы отношений между детьми, отношения к общественно полезному труду, учебе и др.

В коллективе в качестве органов самоуправления могут действовать различные микрогруппы (творческие группы) по интересам, профильные лидерские группы, которые берут на себя роль организаторов деятельности коллектива по какому-либо направлению, например, вожатые младшего класса, спортивный актив и др.

В практике распространены советы дел, инициативные и творческие группы для организации конкретного вида работы в коллективе в течение достаточно длительного времени - года, полугодия. Организация работы советов дел позволяет всем детям участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и возможностей.

Такой подход, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивать у них организаторские и коммуникативные умения, а с другой - способствует развитию самодеятельных начал в деятельности и коллективе.

Наряду с постоянными органами самоуправления при организации дел или решении текущих проблем создаются различные временные, роль которых усилива­ется по мере развития самостоятельности и инициативности детей. В то же время создание временных органов самоуправления и включение в их деятельность подростков способствуют развитию у де­тей этих качеств.

Так, например, для подготовки и проведения коллективного дела создаются совет дела, а также инициативные и творческие группы.

Совет дела, опираясь на предложения детей, разрабатывает план действий, учитывая местные условия, организует распределение поручений между первичными коллективами, микрогруппами или конкретными организаторами, стимулирует создание инициативных и творческих групп, руководит выполнением намеченных планов.

Инициативная группа формируется из числа энтузиастов строго на добровольной основе. При этом она полностью продумывает со­держание взятых на себя действий и организует конкретную работу, привлекая всех желающих.

Творческая группа создается по поручению коллектива для раз­работки конкретного вопроса, связанного с подготовкой и проведением дела. Например, она продумывает основной «сценарий», ход дела.

При организации временных органов самоуправления учитыва­ется следующее:

- создание временных органов самоуправления определяется кон­кретной задачей, проблемой, стоящей перед коллективом на небольшой период времени, или конкретным делом;

- решение о создании этих органов может приниматься детским коллективом на «собрании-летучке» или сборе;

- в состав временных органов самоуправления входят те дети, которые участвуют в решении данной конкретной задачи или в организации этого дела;

- органы самоуправления независимо от срока, на какой они созданы, отчитываются перед коллективом о выполнении задачи, которую он им поставил в выполняемой работе;

- осуществив решение организаторской задачи, выполнив конкретную работу, временные органы самоуправления прекраща­ют свое существование.

Заметим, что названия временных и постоянных органов самоуправления, предлагаемые в данном разделе, весьма традиционны.

В реальной практике названия органов самоуправления определяются самими детьми.

Необходимо также иметь в виду, что в состав одних органов педагоги и воспитанники входят «на равных», где они действуют как единомышленники, товарищи, союзники по общей работе. По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагоги вы­ступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов, или строят свои отношения на договорной основе. В связи с этим очень полезны следующие советы А. С. Макаренко:

- педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

- педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие веде­нию этих органов самоуправления, даже если бы решениеи казалось очевидно правильным и более быстрым;

- при обсуждении вопросов свое мнение и предложение воспи­татель высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

- если педагог считает невозможным выполнения решения орга­нов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение;

- педагог добивается того, чтобы принятое органом самоуправ­ления решение было выполнено; если по какой-либо причине реше­ние не выполняется, педагог вносит предложение обсудить воз­можность выполнения принятого решения[81].

Подчеркнем, что главным средством развития коллектива и его органов самоуправления является совместная деятельность детей. Какое, когда и где провести очередное дело, решает весь коллек­тив на общем сборе или орган самоуправления, который он выбрал. При этом педаго­ги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. В коллективе проводится конкурс на лучшие варианты, предложения, проекты. Из всех предложенных вариантов коллектив выбирает самое нуж­ное и интересное. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят свои предложения на будущее.

Развитие самоуправления, его структуры, органов самоуправления зависит от позиции педагога. В свою очередь, роль воспитателей в развитии детского самоуправления изменяется по мере его развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.023 с.)