Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика этапов развития самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источником развития самоуправления на этапе зарождения самоуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальными мотивами. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащиеся видят зависимость удовлетворения их разнообразных потребностей от их действий. На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самими ученическим коллективом, и отношением детей к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление возникающих трудностей в принятии решений, определяющих формы достижения групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, отражающий интегративное мнение о лучших формах работы по достижению поставленной цели. На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением детей к процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоречий является формирование мотивов поиска оптимальной организационной структуры коллектива. Формирование мотива группового действия как бы «пронизывает» все этапы управленческого цикла, на каждом из которых реализация этой задачи имеет свои особенности. Как уже было сказано, наличие такого мотива существенным образом зависит от цели и содержания деятельности. Но как показало исследование, для активизации самоуправления, интенсивного его развития не меньшее значение имеет процедура управленческой деятельности. Принятие управленческих решений занимает главенствующее значение в любом управленческом цикле. Принимаемое решение призвано дать общее направление работы по реализации цели, предусматривать обеспечение объекта управления необходимыми материальными ресурсами, определять лиц, ответственных за его выполнение. Подготовка и принятие управленческого решения предполагает «проецирование» решения на коллектив в целом и на каждого члена этого коллектива в отдельности. Анализ массовой практики показывает, что решения, принимаемые органами самоуправления, часто носят общий, неконкретный характер или малозначимы для коллектива. При этом они подчас направлены на то, чтобы только выполнить указание педагогов или вышестоящих органов самоуправления. В результате даже те учащиеся, которые голосуют за предлагаемые проекты решений, не очень четко представляют их суть. Это подтвердил опрос 358 старшеклассников и учащихся профессиональных училищ, проведенный сразу после собраний, в которых они принимали участие. Только 17 из них смогли объяснить, за какое решение они только что проголосовали. Это связано с тем, что процесс принятия управленческих решений органами детского самоуправления часто превращается в формальный акт голосования, разработанный заранее педагогами или работниками общественных организаций проект. Традиционно этот подход существенно ограничивал степень участия детей в самоуправлении. Необходимо было выявить, как процесс принятия решения влияет на формирование группового мотива. Интерес к процедуре выработке управленческого решения у детей проявляется тогда, когда оно, во-первых, существенно задевает их интересы или интересы референтного для них коллектива, а во-вторых, когда управленческая задача не имеет однозначного решения. По мере усложнения управленческих задач, решаемых детьми самостоятельно, самоуправление проходит следующие этапы: зарождения, становления, самосовершенствования. Эти этапы тесно связаны с развитием группы как коллектива. Развитие самоуправления — это основной путь и признак демократизации педагогического процесса, эффективного управления развитием коллектива и личности. Признаки, по которым можно судить об уровне развития самоуправления, следующие: - самостоятельность в принятии решений; - коллективность в принятии решений (каждый ребенок имеет право и возможность выразить свое мнение при обсуждении и принятии решения) и организации жизнедеятельности детского объединения; - инициатива детей в проведении дел, постановке проблем; - общественная направленность деятельности детей; - единство слова и дела, прав и обязанностей членов коллектива; - действенность органов самоуправления (принятое решение является регулятором поведения детей и выполняется ими); - критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим. Структура самоуправления
Для того чтобы содействовать развитию детского самоуправления, воспитателям важно понимать структуру самоуправленияи способствовать ее развитию. Под структурой понимают взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления. Различают высшие (сбор коллектива) и исполнительные (совет дела); постоянные (совет коллектива) и временные (совет дела); органы самоуправления и инициируемые (творческие и инициативные группы); состоящие только из детей или из детей и взрослых; органы детского самоуправления всего учреждения или отдельных групп детей в учреждении. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и содержания его деятельности. В определении структуры самоуправления коллектива участвуют сами дети. Создание всех органов самоуправления предусматривает деятельностный подход. Сначала надо увлечь детей каким-либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации. Появляется новый участок работы - образуется новый орган самоуправления; возникает проблема - создается орган самоуправления для ее решения. Наиглавнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда дети осуществляют коллективный поиск решения действительно важных для них проблем и дел. Сбор (собрание) — это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в учреждении, окружающей жизни. Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить какой-то вопрос коллектива. На сбор выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, планирует дела, утверждает советы дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, обсуждает и утверждает планы. Сбор проходит в различных формах. Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются сборы-дискуссии, на которых обсуждаются наболевшие проблемы, важные дела коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае выбирается председатель сбора, ведущий данное обсуждение. Сбор проходит демократично, с соблюдением всех традиционных норм его проведения и в то же время без излишнего формализма. Воспитателям необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, коллективно вырабатывать решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, иными словами, учить детей демократичному проведению сборов. Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов в коллективе всего учреждения является работа по микроколлективам, состоящим примерно из 4-8 человек. Участники сбора располагаются группами по кругу, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий ставит вопросы, которые надо решить. Эти вопросы могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3-10 минут) - в зависимости от характера и объема вопросов - для совещания по микрогруппам. Сомкнувшись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение группы. Если вопросов несколько, то дети определяют, по какому из них и кто будет выступать. Следующая часть — выступления представителей микроколлективов. Здесь бывают споры, дискуссия. Часто нужно обосновывать свои предложения, отвергая другие, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формулирует решение, которое нашли участники сбора и с которыми согласны все или, по крайней мере, большинство. Если во время обсуждения возникает новый острый вопрос, выясняются взаимоисключающие точки зрения или предложения, дается возможность снова подумать, посоветоваться по группам в течение 3-5 минут. Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению. Педагог во время сбора увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Он старается своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: «Почему?», «Чем ваш вариант лучше?» При выработке решений педагоги исходят из следующих соображений: • решение должно быть конкретным и всем понятным; • решение не должно быть громоздким; • формулировка его должна быть краткой и четкой; • не надо исключать возможности несогласия с решением части членов коллектива; важно попытаться убедить их в правильности решения, принятого большинством; • решение обязательно должно содержать конкретные сроки его выполнения и отчета перед детским коллективом. На сборе дети обсуждают все вопросы, которые их волнуют, затрагивают их интересы. Подлинное самоуправление в детском коллективе проявляется в том, что собрание или сбор проводятся по мере того, как возникают следующие проблемы или вопросы: - планирование дел; - подведение итогов дел; - обсуждение положений о дежурстве, проблем самообслуживания, режима дня, организации учебной деятельности, внеурочных дел; - поощрение за достижения; - проблемы отношений между детьми, отношения к общественно полезному труду, учебе и др. В коллективе в качестве органов самоуправления могут действовать различные микрогруппы (творческие группы) по интересам, профильные лидерские группы, которые берут на себя роль организаторов деятельности коллектива по какому-либо направлению, например, вожатые младшего класса, спортивный актив и др. В практике распространены советы дел, инициативные и творческие группы для организации конкретного вида работы в коллективе в течение достаточно длительного времени - года, полугодия. Организация работы советов дел позволяет всем детям участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и возможностей. Такой подход, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивать у них организаторские и коммуникативные умения, а с другой - способствует развитию самодеятельных начал в деятельности и коллективе. Наряду с постоянными органами самоуправления при организации дел или решении текущих проблем создаются различные временные, роль которых усиливается по мере развития самостоятельности и инициативности детей. В то же время создание временных органов самоуправления и включение в их деятельность подростков способствуют развитию у детей этих качеств. Так, например, для подготовки и проведения коллективного дела создаются совет дела, а также инициативные и творческие группы. Совет дела, опираясь на предложения детей, разрабатывает план действий, учитывая местные условия, организует распределение поручений между первичными коллективами, микрогруппами или конкретными организаторами, стимулирует создание инициативных и творческих групп, руководит выполнением намеченных планов. Инициативная группа формируется из числа энтузиастов строго на добровольной основе. При этом она полностью продумывает содержание взятых на себя действий и организует конкретную работу, привлекая всех желающих. Творческая группа создается по поручению коллектива для разработки конкретного вопроса, связанного с подготовкой и проведением дела. Например, она продумывает основной «сценарий», ход дела. При организации временных органов самоуправления учитывается следующее: - создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, проблемой, стоящей перед коллективом на небольшой период времени, или конкретным делом; - решение о создании этих органов может приниматься детским коллективом на «собрании-летучке» или сборе; - в состав временных органов самоуправления входят те дети, которые участвуют в решении данной конкретной задачи или в организации этого дела; - органы самоуправления независимо от срока, на какой они созданы, отчитываются перед коллективом о выполнении задачи, которую он им поставил в выполняемой работе; - осуществив решение организаторской задачи, выполнив конкретную работу, временные органы самоуправления прекращают свое существование. Заметим, что названия временных и постоянных органов самоуправления, предлагаемые в данном разделе, весьма традиционны. В реальной практике названия органов самоуправления определяются самими детьми. Необходимо также иметь в виду, что в состав одних органов педагоги и воспитанники входят «на равных», где они действуют как единомышленники, товарищи, союзники по общей работе. По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов, или строят свои отношения на договорной основе. В связи с этим очень полезны следующие советы А. С. Макаренко: - педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами; - педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решениеи казалось очевидно правильным и более быстрым; - при обсуждении вопросов свое мнение и предложение воспитатель высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения; - если педагог считает невозможным выполнения решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение; - педагог добивается того, чтобы принятое органом самоуправления решение было выполнено; если по какой-либо причине решение не выполняется, педагог вносит предложение обсудить возможность выполнения принятого решения[81]. Подчеркнем, что главным средством развития коллектива и его органов самоуправления является совместная деятельность детей. Какое, когда и где провести очередное дело, решает весь коллектив на общем сборе или орган самоуправления, который он выбрал. При этом педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. В коллективе проводится конкурс на лучшие варианты, предложения, проекты. Из всех предложенных вариантов коллектив выбирает самое нужное и интересное. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят свои предложения на будущее. Развитие самоуправления, его структуры, органов самоуправления зависит от позиции педагога. В свою очередь, роль воспитателей в развитии детского самоуправления изменяется по мере его развития.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.015 с.) |