Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Территориальные основы местного самоуправления

Поиск

2.1.Понятие и виды муниципальных образований

Территориальные основы местного самоуправления — совокуп­ность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную орга­низацию местного самоуправления: состав территории, порядок ус­тановления и изменения границ муниципального образования.

При рассмотрении вопроса о территориальных основах мест­ного самоуправления необходимо определить, на какой террито­рии оно осуществляется.

В иерархии территориальных единиц Российского государства выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие — субъекты РФ, второй — деление субъектов федерации на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная единица есть часть терри­тории субъекта федерации с установленными границами, имею­щая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью ком­плексного решения государственных и местных задач, необходи­мых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, на­селения субъекта федерации, страны в целом

Наиболее распространенные виды административно- территориальных единиц - районы, сельсоветы; населенных пунктов - села, деревни, станицы, поселки, города, районы в городах.

Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц — муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. И если административно-территориальная единица есть формальная единица территориального деления субъекта федерации, выделенная органами государственной власти субъекта РФ в целях реализации своих полномочий, то «система муници­пальных образований формируется «снизу», в идеале - в соответ­ствии с потребностями местного населения»[1].

Понятие муниципального образования было дано в ст. 1 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. — это городское, сель­ское поселение, несколько поселений, объединенных общей тер­риторией, часть поселения, иная населенная территория, преду­смотренная законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муни­ципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Таким образом, из законодательного определения отличи­тельными признаками муниципального образования выступают:

— населенная территория;

— осуществление на ней местного самоуправления;

— обособленная муниципальная собственность;

— местный бюджет;

— выборные органы местного самоуправления.

С организационной точки зрения муниципальное образова­ние можно определить как социальную систему, существующую на определенной территории, наделенную собственной компетен­цией по решению ряда вопросов местного значения под свою от­ветственность.

Конституция Российской Федерации в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

— местное самоуправление осуществляется в городских, сель­ских поселениях и на других территориях;

— территориальные основы местного самоуправления опре­деляются с учетом исторических и иных местных традиций;

— изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли обще­го пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого на­значения.

Субъекты федерации могут самостоятельно определять территориальные единицы, в которых может осущест­вляться местное самоуправление. Определение уровня создания муниципальных образований может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ.

На практике используются два основных способа территори­альной организации местного самоуправления: территориальный и поселенческий. При использовании поселенческого способа муниципальные образования образуются в границах поселений (городов, сел, поселков). При территориальном способе муници­пальные образования образуются на определенной территории, в состав которой могут входить несколько поселений. Используется также комбинированный территориально-поселенческий способ, который нашел свое отражение в Федеральном за­коне «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года. В соответствии с ним была создана двухуровневая система местного самоуправления, в которой ниж­ним уровнем являются поселения, а верхним — муниципальные районы.

В данном случае двухуровневая модель территориальной ор­ганизации местной власти сочетает в себе достоинства как посе­ленческого, так и территориального принципов организации ме­стного самоуправления.

Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года предусмотрено создание пяти видов муни­ципальных образований:

1) городское поселение;

2) сельское поселение;

3) муниципальный район;

4) городской округ;

5) внутригородская территория города федерального значе­ния.

Первичным уровнем территориальной организации местного самоуправления становятся поселения (городские, сельские). Второй уровень образуется на базе муниципальных районов. При этом наличие поселений и муниципальных районов в каждом субъекте Российской Федерации является обязательным.

При этом под сельским поселением предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок с прилегаю­щей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сель­скими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в кото­рых местное самоуправление осуществляется населением непо­средственно и (или) через выборные и иные органы местного са­моуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или по­селений и межселенных территорий, объединенных общей терри­торией, в границах которой местное самоуправление осуществля­ется в целях решения вопросов местного значения межпоселенче­ского характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые мо­гут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, сочетание поселенческого и территориально­го способов в построении системы муниципальных образований решает одновременно задачи приближения местного самоуправ­ления к населению и всего комплекса вопросов местного значе­ния на соответствующем их природе территориальном уровне.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов ме­стного значения, поскольку назначение каждого из видов муници­пального образования различное: муниципальный район в отличие от поселения решает задачи межпоселенческого характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года местное самоуправление осуществляется на всей тер­ритории Российской Федерации, т.е. вся территория РФ разгра­ничивается между муниципальными образованиями. Но посколь­ку в каждом субъекте РФ создаются как поселения, так и муниципальные районы, необходимо решить, будет ли вся терри­тория разграничена между поселениями или к муниципальным районам будут отнесены межселенные земли. Данный вопрос ре­шен в пользу поселений, т.е. вся территория разграничивается между поселениями, а территорию муниципального района со­ставляют территории поселений, за исключением территорий го­родских округов. Но, поскольку в Российской Федерации значи­тельное количество территорий являются территориями с низкой плотностью населения (районы Сибири, Дальнего Востока, Край­него Севера), Закон содержит исключение из этого общего прави­ла: на территориях с низкой плотностью населения (плотность сельского населения которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения РФ) допускается разграничение между поселениями не всех земель и передача непосредственно в состав муниципальных районов межселенных территорий.

Федеральный за­кон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года устанавливает кри­терии, с учетом которых должны устанавливаться границы муни­ципальных образований разного типа:

1) территория субъекта Российской Федерации, за исключе­нием территорий с низкой плотностью населения, разграничива­ется между поселениями;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низ­кой плотностью населения межселенные территории входят в со­став муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложив­шиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли об­щего пользования, территории традиционного природопользова­ния населения соответствующего поселения, рекреационные зем­ли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как пра­вило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численно­стью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федера­ции статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории посе­ления может наделяться сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труд­нодоступных местностях сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято ни сходе граждан, про­живающих в соответствующем населенном пункте;

10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной дос­тупности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципально­го района — с учетом транспортной доступности до администра­тивного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муни­ципального района. Указанные требования в соответствии с зако­нами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территори­ях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местно­стях;

12) границы поселения не могут пересекаться границами на­селенного пункта;

13) территория поселения не может находиться внутри терри­тории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав террито­рии муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с уче­том необходимости создания условий для решения вопросов мест­ного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществле­ния на всей территории муниципального района отдельных госу­дарственных полномочий, переданных указанным органам феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Особым видом муниципального образования является город­ской округ. Согласно закону это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного само­управления которого осуществляют полномочия по решению во­просов местного значения поселения и вопросов местного значе­ния муниципального района, а также могут осуществлять отдель­ные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В городском округе осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом го­родского округа осуществляется законом субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения всех вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных го­сударственных полномочий, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельной реализации своей компетенции органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муници­пального района (муниципальных районов).

Что касается последнего вида муниципального образования — внутригородской территории города федерального значения, то под ней понимается часть территории города федерального зна­чения, в границах которой местное самоуправление осуществля­ется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Установление и изменение границ муниципального образо­вания осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе:

а) населения;

б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной власти субъектов федерации;

г) фе­деральных органов государственной власти.

Порядок выдвижения инициативы населения по изменению границ муниципальных образований должен соответствовать по­рядку, установленному федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы местного референдума.

Соот­ветственно, инициатива органов местного самоуправления и орга­нов государственной власти об изменении границ муниципального образования должна оформляться решениями органов местного са­моуправления и органов государственной власти.

При изменении границ обязательно учитывается мнение населения. Данное требо­вание существовало и в старом федеральном законе, однако не закрепляло конкретных форм выявления мне­ния населения. Федеральный закон от 06.10.2003 г., четко определяет, что в случае изме­нения границ муниципальных районов, влекущего переход населен­ных пунктов в состав других муниципальных районов, согласие на­селения должно быть выражено либо в форме голосования, либо на сходах граждан.

В данном случае также обязательно учитывать мнение предста­вительных органов соответствующих муниципальных районов. В данной части закон содержит отсылочную норму к статье, регла­ментирующей проведение голосования по вопросам изменения гра­ниц муниципального образования. Соответственно, в случае изменения границ поселений (влекуще­го переход населенных пунктов в другие поселения) также необхо­димо учитывать мнение населения, выраженного либо в форме го­лосования, либо на сходах граждан, а также мнение представитель­ных органов соответствующих поселений.

В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет перехода населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и поселений, проведения местного референдума, голосования жителей или схода граждан не требуется. Мнение населения в таком случае выражает соответствующий пред­ставительный орган местного самоуправления.

По-разному решается вопрос о порядке изменения границ муниципальных районов в случаях отнесения или неотнесения территорий поселений и (или) населенных пунктов к территори­ям других муниципальных районов:

— если имеет место такое отнесение, то требуются согласие населения и учет мнения представительных органов соответст­вующих районов;

— если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципаль­ных районов, то мнение населения выражается представительны­ми органами соответствующих муниципальных районов.

Аналогичная норма действует в отношении изменения гра­ниц поселений в случаях отнесения или неотнесения к террито­рии других поселений отдельных населенных пунктов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% отно­сительно минимальной установленной законом численности на­селения после установления законами субъектов РФ границ посе­лений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов федерации, федеральными органами государст­венной власти процедуры изменения границ городских и (или) сельских поселений.

Федеральный закон от 06.10.2003 года впервые определил понятие преобразования муниципальных образований. Под пре­образованием муниципального образования понимаются объеди­нение, разделение муниципальных образований, изменение стату­са городского поселения в связи с наделением его статусом го­родского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Инициаторами преобразования могут выступать те же субъекты, что и при измене­нии границ муниципальных образований.

При преобразовании муниципальных образований используются следующие правила:

— объединение двух и более поселений, не влекущее измене­ния границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом, либо на сходах граждан;

— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципаль­ных районов;

— разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из об­разуемых поселений, выраженного путем голосования, преду­смотренного законом, либо на сходах граждан;

— разделение муниципального района осуществляется с уче­том мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района;

— изменение статуса городского поселения в связи с наделе­нием его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится законом субъекта федерации с согласия населения соответствующего городского населения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответст­вующее городское поселение.

Мнения населения городского поселения и населения муни­ципального района выявляются путем голосования, предусмот­ренного законом, проводимого раздельно на территории город­ского поселения и на территории муниципального района, из со­става которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населе­ния городского поселения и (или) населения муниципального района.

Муниципальные образования вправе устанавливать собственные официальные символы. Официальные символы, в том числе их описание, и порядок их официального использования устанавливаются представительными органами муниципальных образований в уставах и (или) муниципальных нормативных правовых актах. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

В целях обеспечения единой государственной политики в области геральдики, упорядочения и систематизации официальных символов и отличительных знаков Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" (с изм. от 25 сентября 1999 г.) утверждено Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. Он ведется Геральдическим советом при Президенте РФ. В Регистр вносятся официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы).

Для регистрации указанных официальных символов необходимо представить в Геральдический совет при Президенте РФ их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ в качестве официального. Внесение официального символа и отличительного знака в Регистр осуществляется Геральдическим советом при Президенте РФ на основании проведенной геральдической экспертизы представленных материалов. В случае необходимости Геральдический совет при Президенте РФ имеет право затребовать историческую справку, официальное толкование изображения и другие материалы у соответствующих органов местного самоуправления. В случае отсутствия соответствующего описания в решении, утверждающем официальный символ или отличительный знак, геральдическое описание составляется Геральдическим советом при Президенте РФ и направляется в соответствующий орган местного самоуправления для утверждения. Регистрация официального символа осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.

Официальные символы вносятся в Регистр вместе с их графическими изображениями (рисунками) и геральдическими описаниями.

Так, например, Советом городского округа города Уфа было принято решение от 12 октября 2006 «О гербе городского округа город Уфа».

Герб городского округа город Уфа Республики Башкортостан составлен в соответствии с традициями и правилами геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Герб является официальным символом городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Герб подлежит внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации и Государственный регистр государственной, территориальной символики и символики юридических лиц Республики Башкортостан.

Герб городского округа город Уфа Республики Башкортостан помещается:

- на здании органов местного самоуправления (здании Совета, Администрации);

- на зданиях официальных представительств городского округа город Уфа Республики Башкортостан за пределами городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

- в залах заседаний органов местного самоуправления;

- в рабочих кабинетах главы муниципального образования, выборных, назначаемых должностных лиц местного самоуправления (председателя Совета, главы Администрации городского округа и др.).

- на бланках органа местного самоуправления.

- на печатях органов местного самоуправления;

- на официальных изданиях органов местного самоуправления.

- на наградах и памятных знаках муниципального образования;

- на должностных знаках главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, муниципальных служащих и работников местного самоуправления;

- на указателях при въезде на территорию муниципального образования;

- на объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности;

- в залах заседаний руководящих органов и рабочих кабинетах руководителей органов, организаций, учреждений и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органов, организаций, учреждений и предприятий, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование;

- на принадлежащих органам, организациям, учреждениям и предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органам, организациям, учреждениям и предприятиям, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование, объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах.

При одновременном размещении герба, Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Республики Башкортостан Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, Государственный герб Республики Башкортостан - слева от центра, а герб - справа от центра (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

 

 

2.2. Объединения муниципальных образований

Муниципальные образования вправе добровольно объединяться в ассо­циации (союзы) некоммерческих организаций.

Правовую основу деятельности объединений муниципальных образо­ваний составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», а также Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Основными целями союзов и ассоциаций местного самоуправления могут являться:

- содействие развитию и укреплению государственного устройства России, становлению, защите, развитию и укреплению местного само­управления;

- содействие в реализации прав граждан на местное самоуправление, координация деятельности муниципальных образований по более эффек­тивному осуществлению своих прав и интересов, социально-экономиче­скому развитию их территорий;

- развитие экономической, правовой, организационной, территориаль­ной основ местного самоуправления;

- отстаивание гарантированных законом прав муниципальных образо­ваний во взаимоотношениях с органами государственной власти;

- подготовка предложений федеральным государственным органам по проектам законов, других нормативных актов, касающихся местного самоуправления, и участие в их обсуждений и принятии; подготовка законодательных и иных нормативных актов субъектов Федерации о местном самоуправлении.

Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) муниципальных образований.

1. Ассоциация (союз) муниципальных образований является некоммерческой организацией созданной в целях координации деятельности органов местного самоуправления, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

2. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».

4. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти' из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае члены ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязатель­ствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхо­да. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации» (союза), возникшим до его вступления.

5. Учредительными документами являются учредительный договор, подписанный ее членами - главами муниципальных образований, и утвержденный ими устав, в котором содержатся сведения о органах управления (президенте, правлении и т.д).

6. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Муниципальные образования объединяются в ассоциации и союзы в лице своих органов местного самоуправления. Следует отметить, что в союзы и ассоциации объединяются именно муниципальные образо­вания, а не органы местного самоуправления. Ассоциации и союзы му­ниципальных образований следует отличать от таких общественных объ­единений, которые образуются гражданами, а не муниципальными образова­ниями в лице их органов местного самоуправления.

Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований.

Объединения муниципальных образований, существующие в России, делятся на: общероссийские, межрегиональные и региональные. Отдельно можно выделить специализированные объединения.

А) Общероссийские объединения муниципальных образований.

Наиболее крупным из общефедеральных объединений является Союз российских городов. Союз содействует городам в различных отраслях хо­зяйства и культуры. Он неоднократно обращался к Президенту РФ, парла­менту и Правительству РФ по различным вопросам городских финансов, планирования, экологии, культуры и т.д. Союз сыграл большую роль в под­готовке разделов Конституции РФ, посвященных местному самоуправле­нию, федеральных законов о местном самоуправлении. При его активном (участии создан Российский городской коммерческий банк, учредителями которого стали многие российские города. В 1995 г. создан Российский союз местных властей. Инициатива по соз­данию этого Союза как общероссийского объединения муниципальных об­разований, активно содействующего становлению в России института ме­стного самоуправления, была одобрена Правительством РФ. Союзу выде­лялись средства из федерального бюджета для организации взаимодейст­вия с территориальными ассоциациями органов местного самоуправления. Союз малых городов России создан в 1991 г. Он призван объединить ма­лые и средние российские города (с населением до 100 тыс. человек), у ко­торых есть специфические проблемы. Эти города либо отстают по уровню социально-экономического развития от больших городов, либо в них ска­зываются негативные демографические процессы, приводящие к сокраще­нию численности населения, сохранен низкий уровень социально-эконо­мической активности и др. Союз был основным разработчиком Федераль­ной комплексной программы развития малых и средних городов России в условиях экономической реформы.

Главный недостаток всех существующих общероссийских союзов и ас­социаций местного самоуправления, по мнению многих ученых и практи­ков, состоит в том, что они защищают прежде всего интересы городов, а ин­тересы сельских и районных муниципальных образований в них практиче­ски не представлены.

Конгресс муниципальных образований является общероссийской орга­низацией, представляющей интересы муниципальных образований стра­ны. Целями его создания было обеспечение координации деятельности му­ниципальных образований и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов мест­ного самоуправления. О значимости Конгресса свидетельствует Указ Пре­зидента РФ от 22 октября 1998 г. «О Конгрессе муниципальных образова­ний Российской Федерации», в котором определены цели его деятельности, установлены способы связи между Президентом РФ и Конгрессом, через соответствующего представителя Президента РФ.

В Конгрессе муниципальных образований предусмотрена должность представителя Президента РФ. Он принимает участие в работе органов Конгресса, информирует Президента РФ о работе Конгресса. Конгрессу разрешено использовать в своем названии наименование «Российская Фе­дерация», а в символике — изображение Государственного флага РФ.

Конгресс представляет в Совет по местному самоуправлению Российской Федерации информацию о деятельности муниципальных образований, их объединений (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления и их должностных лиц по обеспечению прав и свобод граждан, решению других вопросов местного значения. Конгресс может принимать участие в подготовке проектов федерального бюджета, федеральных законов, федеральных программ, иных нормативных актов по вопросам местного самоуправления.

Б) Межрегиональные объединения муниципальных образований.

Задачи межрегиональных объединений муниципальных образовании в принципе не отличаются от задач любых других объединений, но муници­пальные образования, входящие в их состав, имеют проблемы, харак­терные только для определенных территорий Российской Федерации, Города Крайнего Севера находятся в ином положении, чем города Юга России. Объединение в межрегиональные объединения позволяет учиты­вать специфические особенности муниципальных образований: экономи­ческие, климатические, демографические. Учитывая эти особенности, в Российской Федерации созданы и действуют Ассоциация муниципаль­ных образований «Города Урала», Ассоциация городов Юга России, Союз городов Северо-запада России и др.

В) Региональные объединения муниципальных образований.

Объединения муниципальных образований в субъектах Федерации на­целены на осуществление защиты прав местного самоуправления в преде­лах субъекта Федерации.

Через региональные объединения легче объединять усилия, успешно решать проблемы социально-экономического развития муниципальных образований, координировать законодательную работу по созданию право­вой базы местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации.

Региональные союзы и ассоциации муниципальных образований созда­ны в ряде субъектов Российской Федерации, например в Республике Башкортостан организована деятельность Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан".

Г) Специализированные объединения муниципальных образований.

Возможно образование ассоциаций экономического взаимодействия органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 сентября 1993 г. утвердило «Временное положение о порядке формирова­ния, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».

Согласно этому Положению объединения (ассоциации) экономического. взаимодействия образуются органами местного самоуправления для решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.

Муниципальные образования вправе объединяться в межмуниципальные хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности.

Для этого они создают закрытые акционерные общества и общества с огр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.011 с.)