Классификация правовых актов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правовых актов местного самоуправления.



1. В зависимости от нормативной природы различаются:

- нормативно-правовые акты длительного действия, адресован­ные широкому кругу лиц; это прежде всего: уставы муници­пальных образований, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.;

- индивидуальные правовые акты разового характера или при­менения, адресованные конкретному физическому или юри­дическому лицу, например, договор найма муниципального жилого помещения, распоряжение мэра города или главы ад­министрации района о выделении дополнительных средств на ремонт объекта образовательного назначения, приказ главы районной администрации об увольнении муниципального слу­жащего.

2. По содержанию их можно классифицировать в зависимости от пред­метов ведения местного управления следующим образом:

-акты по вопросам социальной политики;

-акты по вопросам хозяйственной деятельности;

-акты по вопросам деятельности местного управления в социально-культурной сфере;

-акты по вопросам охраны общественного порядка и др.

3. По порядку принятия различают:

-решения, принятые непосредственно населением муниципаль­ного образования на местном референдуме;

- решения, принятые коллегиально на собраниях (сходах) граж­дан;

- правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления или выборным коллегиальным органом тер­риториального общественного самоуправления;

-правовые акты, принятые на основе единоначалия.;

-договоры, если хотя бы одна из сторон представляет интересы соответствующего муниципального образования.

4. По порядку вступления в юридическую силу

-правовые акты, требующие обязательной публикации (акты затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);

-правовые акты, не требующие официального опубликования (как правило, это акты для служебного пользования).

Процесс принятия нормативного правового акта органом местного само­управления или должностным лицом местного самоуправления можно раз­делить на четыре стадии.

Первая стадия - изучение вопроса. Для изучения вопроса создаются комиссии, группы, в состав которых могут входить депутаты, должност­ные лица местного самоуправления, специалисты, представители общест­венности и т.д. В ходе изучения вопроса обследуются сферы деятельности, по которым должно быть принято решение. Для выяснения ситуации и обеспече­ния учета мнений граждан проводятся опросы или консультативные рефе­рендумы, организуются народные обсуждения тех или иных предложе­ний, являющихся основой для принятия решения.

Вторая стадия - это подготовка концепции и проекта решения на осно­ве материалов, составленных подготовительной группой. В подготовке ре­шения принимают участие все заинтересованные лица. Это и депутаты, и должностные лица местного самоуправления, и специалисты, и граждане. Подготовленный проект решения, если он затрагивает интересы и права граждан, как правило, подлежит опубликованию в средствах массовой ин­формации или доводится до сведения граждан иными способами. Он мо­жет быть также обсужден в трудовых коллективах. После этого проект дорабатывается и направляется соответствующему органу или должност­ному лицу для принятия.

Третья стадия - это обсуждение проекта решения и принятие его. По­рядок в данном случае зависит от того, какой орган принимает это реше­ние, представительный или исполнительный.

В том случае, если решение принимается представительным органом местного самоуправления, то проекты документов заблаговременно на­правляются депутатам. На заседании (сессии) представительного органа проводится обсуждение проекта решения. Предварительно проект реше­ния может быть обсужден в комиссиях или комитетах, если таковые име­ются в составе представительного органа. В обсуждении проекта принимают участие все депутаты. Проект, как правило, оглашается. По проекту дается обоснование о необходимости его принятия и последствия принятия, то есть ожидаемых результатах. Затем проект принимается за основу. После принятия проекта решения за осно­ву путем голосования принимаются поправки к нему. Каждый депутат имеет право на обоснование своей поправки. После того как все поправки проголосованы, проект решения ставится на голосование для принятия его в целом. Решение считается принятым, если за него проголосовало то коли­чество депутатов, которое предусмотрено в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или уставах муниципальных обра­зований

При принятии решения исполнительным органом используется два принципа: принцип коллегиального обсуждения и принятия решения и принцип единоначалия. Законы наделяют исполнительные органы и их должностных лиц правом принятия решений, как на основе коллегиально­го начала, так и индивидуальном порядке.

При коллегиальном порядке принятия решения в его обсуждении принимают участие все члены исполнительного органа, обладающие право решающего голоса. Решение принимается путем открытого голосования на заседании исполнительного органа. Такой порядок предусмотрен в ряде субъектов Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% членов исполнительного коллегиального органа.

В том случае, если глава администрации осуществляет свои полномо­чия единоначально, он вправе принять решение единолично, основываясь на материалах изучения вопроса.

Четвертая стадия состоит в том, что решение должно быть направле­но его исполнителям, а также опубликовано в средствах массовой инфор­мации или иным способом доведено до сведения граждан.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, закрепленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

11.2. Устав муниципального образования

Устав— основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Это своеобразная «местная конституция», включающая в себя основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сообщества на началах самоуправ­ления.

Устав — это правовой символ самоорганизации и саморегулирования, указывающий гражданам их роль в управлении на местах. Как акт учредительного характера, устав муниципальное го образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям. Он регулирует широкий спектр вопросов жизни местного сообщества, связанных с решением вопросов местного значения.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой по сравнению с другими муниципальными правовыми актами, т.е. иные муниципальные правовые акты не долж­ны ему противоречить.

Устав муниципального образования обладает рядом особен­ностей:

1) имеет особый субъект, который устанавливает или от имени: которого принимается устав муниципального образования;

2) придает, являясь актом учредительного характера, юридиче­ский, правовой статус фактически сложившимся или скла­дывающимся отношениям по самоуправлению местного со­общества;

3) регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жиз­ни местного сообщества;

4) обладает высшей юридической силой в составе норм, прини­маемых органами местного самоуправления или местным со­обществом;

5) является основой для дальнейшего нормотворчества;

6) характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений;

7) является одним из правовых средств, обеспечивающих легализацию самостоятельности местного самоуправления;

8) должен быть самодостаточным, т.е. должен включать все нор­мы, необходимые в практике решения вопросов местного зна­чения.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав разрабатывается муниципальным образованием само­стоятельно и принимается представительным органом муници­пального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 чело­век — населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении

Федеральным законом от 21.07.2005 г. «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» определен порядок предоставления устава в регистрирующий орган.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований, а также регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Регистрирующий орган:

1) проверяет соответствие устава муниципального образования #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию вносятся в реестр. В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: 1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования; 2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); 3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 г. регистрация устава проходит в ряд этапов.

I.Глава муниципального образования направляет устав муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

При этом необходимо предоставить:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

II. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок

III. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

В случае, если в результате проверки, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

IY.Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В соответствии с #M12293 0 901945479 2028685173 1280084117 10 3665987413 4251889295 2677098576 1656679524 3043421978Положением о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него утвержденного Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 24 августа 2005 года N 139, содержащиеся в государственном реестре сведения, предоставляются физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в произвольной форме.

Срок предоставления указанных сведений составляет не более 30 дней со дня получения запроса. Информация о предоставлении сведений из государственного реестра вносится в книгу учета предоставленных сведений из реестра уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 2453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.026 с.)