Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарии и механизмы взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера. Сценарии – это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и предсказуемо – как в сценарии фильма. Вне зависимости от того, кто именно вовлечен в данную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует совершать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна. Например, сценарий социальной ситуации «на приеме у врача» предполагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, процедуры, выполняемые медсестрой, выписывание врачом рецептов и устные рекомендации больному о действиях, способствующих выздоровлению. Сценарий ситуации «случайная встреча с приятелем» также предполагает определенную последовательность действий: удивление, расспросы, обсуждение нескольких тем, представляющих общий интерес, передача приветов, прощание. Итак, сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту. Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия, – взаимопонимание, координация и согласование. Сценарии взаимодействия стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.
Если учитывать в качестве относительно самостоятельных такие сферы общения, как когнитивная (ее содержание составляют в первую очередь знания – сведения партнеров друг о друге); инструментальная (включающая умения и навыки, которыми владеют партнеры, используемые ими стратегии и стили осуществления деятельности) и мотивационно-потребностная, то взаимопонимание в большей степени связано с когнитивными процессами, координация – с инструментальными, а согласование – с мотивационно-потребностными. Основная функция взаимопонимания – формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям. Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам. Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях. Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
Взаимопонимание механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации. Координация механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры обретают свой предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в совместный поиск, и эта совместная активность порождает новое содержание. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности. Подчинение своего поведения разумным канонам ситуации – первый шаг на пути к взаимопониманию. Насколько человек умен, малознакомые люди оценивают в первую очередь по умению правильно себя вести в соответствующей ситуации. Скажем, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Это – внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющими слабое отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ, если студент демонстрирует энергично-деловое настроение, а не естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха. Согласование механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.
Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то на социально-ролевом и личностном она приобретает решающее значение. На социально-ролевом уровне более значимыми являются демонстрируемые эмоции, а на интимно-личностном – ведущую роль играет способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, а при социально-ролевых контактах в первую очередь реагировать на демонстрируемые эмоции. В случае, когда интимно-личностные отношения становятся для человека обременительными, он переходит на язык социально-ролевого или делового общения: подчеркнуто реагирует только на демонстрируемые формы настроения, «не замечая» плохо скрываемых слез или игривых намеков, проявляет завидное «простодушие». При осознаваемой оценке уровня отношений в конечном счете устанавливается определенная согласованность относительно уровня общения. Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс «отлаживания» соответствия между интересами каждого из его участников и интересами формирующейся общности. В ходе данного процесса создается пространство взаимодействия, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения. Это пространство в свою очередь определяет характер психологического контакта между партнерами.
Выводы
1. Понятие «межличностное взаимодействие» указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. как достигается взаимность между участниками общения. 2. В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений выделяют три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный. Э. Берн предложил рассматривать шесть способов структурирования времени, представляющие собой способы организации межличностного взаимодействия: уход от общения; ритуалы; времяпрепровождение; совместную деятельность; игры; близость. 3. Структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы: 1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления; 2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности); 3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение. 4. Межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс конструирования, формирования межличностного пространства. Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации. 5. К основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного пространства, относятся взаимопонимание, координация и согласование намерений и интересов сторон. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности.
Основные понятия Межличностное взаимодействие Межличностное пространство Деловой уровень общения Интимно-личностный уровень общения Социально-ролевой уровень общения Сценарии взаимодействия Взаимопонимание Координация Согласование
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается понятие «межличностное взаимодействие» от понятия «межличностное общение»? 2. Назовите уровни взаимодействия, выделяемые в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личностной вовлеченности. 3. Какие дополнительные виды взаимодействий называет Э. Берн в своей классификации способов структурирования времени? 4. Дайте характеристику пространственным составляющим межличностного взаимодействия. 5. Приведите примеры «пристройки сверху» в социальных ситуациях. 6. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия? 7. Перечислите последовательность обязательных действий в таких социальных сценариях, как «поездка за город», «получение стипендии», «посещение больного приятеля». 8. С какими социальными сценариями вам приходится чаще всего иметь дело в настоящий момент? 9. Какие процедуры обеспечивают взаимопонимание, координацию и согласование в межличностном взаимодействии? 10. Каковы особенности эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?
Учебные задания Задание 1. Прочтите отрывок из рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения: а) уровней межличностного взаимодействия; б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга; в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции. «–Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены. – Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку. – В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. – Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился? – Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А? – Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я у же до тайного дослужился... Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... – Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. – Ну, полно! – поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! – Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом... Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены». (Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 томах, т. 1. – М.: Правда, 1950.) Задание 2. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом: а) уход; б) ритуалы; в) времяпрепровождение; г) совместная деятельность; д) игры; е) близость. Задание 3. Если целью общения является подтверждение человеком его статуса, выполнение ожидаемых от него функций, то имеет место (выберите правильный ответ): а) социально-ролевой уровень общения; б) деловой уровень общения; в) интимно-личностный уровень общения.
Дополнительная литература Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1989. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. - Тюмень, 1998. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. - М.: Наука, 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.01 с.) |