Шкала темпераментов по шелдону 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала темпераментов по шелдону



 

Висцеротоник (пикник) Соматотоник (атлетик) Церебротоник (астеник)
Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Сдержанность манер и чепорность движений
Любовь к физическому комфорту Любовь к физическим нагрузкам Чрезмерная физиологическая активность
Замедленные реакции Энергичность Повышенная скорость реакций
Любовь к пище Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к интимности
Удовольствие от пищеварения Склонность к риску Скрытость чувств, контроль над эмоциями
Социофилия (любовь к обществу и общению) Храбрость в бою Социофобия (боязнь общества и общения)
Приветливость со всеми Агрессивность в соревновании Затруднения в установлении социальных контактов
Жажда любви и одобрения Психологическая нечувствительность Трудность приобретения новых привычек
Стабильность эмоциональных проявлений Отсутствие жалости и такта Неумение предвидеть отношение людей к себе
Терпимость Громкий голос Тихий голос, боязнь вызвать шум
Безмятежная удовлетворенность Спартанское безразличие к боли Чрезмерная чувствительность к боли
Глубокий сон Любовь к шумным играм Недостаточный сон, хроническая усталость
Бесхарактерность Внешний вид соответствуе более пожилому взрасту Юношеская живость манер и внешнего облика
Общительноть и расслабленность в состоянии опьянения Агрессивность и самодовольство в состоянии опьянения Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в деятельности в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью Ориентация на юношеские цели и занятия Ориентация на занятия пожилого возроста

(См: Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975. - Гл. 3. - С. 208-209)

 

Имея развитую наблюдательность и некоторые психологические познания, а также опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередко говорим, глядя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, должно быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти прогнозы оказываются верными.

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание, но и могут быть сознательно смоделированы.

Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей (рис. 17.4). Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и перевоплощения (рис. 17.1).

Посмотрите на известных людей (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Интересно, что они говорили в этот момент, ведь этот жест означает желание что-то скрыть (рис. 17.2)?

Человек сидит, схватившись за голову, посреди хаоса несобранных вещей, и мы понимаем его отчаяние (рис. 17.3).

Существует мнение, что каждый человек имеет одну-две экспрессивные черты, которые обнаруживают его истинную натуру (человека).

 

Рис. 17.1. А. Райкин

 

Есть типичные жесты и жесты, распространенные в конкретной культуре.

Что же, кроме интуиции, наблюдательности, умения интерпретировать наблюдаемое и использовать «подсказки», обеспечивает проницательность и безошибочность в трактовке поведения и личности человека, с которым мы вступаем в контакт?

 

Проницательность

 

Свойства личности, необходимые для того, чтобы разбираться в людях и хорошо понимать их, известны. Каждый из нас в первую очередь назовет наблюдательность и проницательность.

Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутренний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситуацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Проницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаимодействию с человеком или группой.

Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, прежде всего (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вербального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей часто на подсознательном либо полуосознанном уровне. Многое может подсказать изменившийся почерк, новый запах, опоздание и другие нетипичные для человека проявления.

К продолжительному взаимодействию более приложима категория «умение понимать людей и взаимодействовать с ними», то есть социальный интеллект.

Свойства, необходимые проницательному человеку, охарактеризовал еще в 1937 году американский психолог, известный специалист по проблемам личности Гордон Оллпорт (Allport, 1937).*

* Более подробно об этом можно прочитать: Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1996. – С. 6-7 (Каталог. Часть III.).

 

 

Рис. 17.2. М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак

 

Рис. 17.3. Поза отчаяния

 

 

Рис. 17.4. Л. М. Веккер, известный психолог, обычно сопровождает свою выразительную речь обильной жестикуляцией

 

Перечислим эти черты:

1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житейский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результата и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.

2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точным оценкам.

3. Интеллект, Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда предубеждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.

4. Понимание себя является необходимым условием понимания других. Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми.

5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится больше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.

6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше. Он замечает, что особенно такое преимущество должно быть у психиатра (и, конечно, психолога). «Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни» (Макшанов, Хрящева, Сидоренко, 1986).

7. Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его оценки.

8. Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображение (писатель, художник), может им и не обладать.

«Социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет, отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт социальное приспособление, а не глубина понимания» (Allport, 1937, с. 516)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.008 с.)