Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другое название для застенчивогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте Бывает, что мы испытываем застенчивость в какой-то одной или двух ситуациях, но тем не менее считаем себя застенчивыми людьми. Вместо того чтобы считать и говорить: «Я застенчивый человек», старайтесь думать и высказываться о себе в более конкретных понятиях, имея в виду определенные обстоятельства и реакции. Например: «Я волнуюсь, когда выступаю публично», или «В компании я чувствую себя не на своем месте», или «Я нервничаю, встречаясь с президентом нашей фирмы», или еще более конкретно: «У меня учащается сердцебиение, если я чувствую, что девушка обратила на меня внимание». Составьте максимально полный список своих реакций, относящихся к определенным ситуациям. Затем решите, каким образом эти реакции можно подавить или видоизменить. Например, если при разговоре с девушкой у вас дрожат руки, сцепите пальцы, положите руки на колени, на худой конец, засуньте их в карманы. Острый диалог Составьте список всех людей, которые отвергают вас или в обществе которых вы испытываете застенчивость. Поставьте друг напротив друга два стула. Сядьте на один стул и вообразите, что на другом сидит номер первый из вашего списка. Обращаясь к нему, выскажите все, что связано с проблемой вашей застенчивости. Потом пересядьте на его стул и попытайтесь ответить с его точки зрения. Вернитесь на «свое» место и проделайте то же самое относительно другого человека. И так далее. Если б я небыл застенчив... Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте себе человека или ситуацию, вынуждающих вас испытывать застенчивость. Не упустите никаких подробностей - ни одного слова и жеста. А теперь представьте, как бы вы себя в этой ситуации повели, не будь вы застенчивы. Что бы вы сделали? Что бы сказали? Чем бы все кончилось? Пробуждайте в себе этот положительный образ ежедневно в течение недели. Когда в следующий раз вам придется реально столкнуться с этой ситуацией, восстановите в сознании свой положительный образ. И вести себя постарайтесь соответственно. Знаешь, что мне в тебе нравится? Выберите среди своих друзей того, кому вы более всего доверяете, и проделайте это упражнение вместе с ним. Каждый из вас должен составить список тех черт, которые в другом ему наиболее симпатичны. (Постарайтесь, чтобы список включал десять пунктов.) По очереди объясните друг другу, почему вы включили в список каждый пункт. Начните словами: «Что мне в тебе действительно нравится, так это...». Как вы себя чувствуете, когда ваш друг вас хвалит? Научитесь принимать похвалу (по крайней мере поблагодарите) и наслаждаться той радостью, которую приносят комплименты. Научитесь одаривать комплиментами своих друзей. Используйте этот навык в повседневной жизни, не жалея похвалы даже за вещи самые обыкновенные. Домашнее задание: «Вспомните, как развивалась ваша застенчивость» Напишите сочинение о том, как у вас возникла и развивалась застенчивость. Обратите внимание на следующие моменты: · Вспомните, когда вы впервые ощутили застенчивость. Опишите эту ситуацию, включенных в нее людей, а также ваши ощущения. а) Какое мнение о себе возникло у вас на основе этого случая? б) Говорил ли вам кто-нибудь что-то такое, что заставило вас признать себя застенчивым? Что именно было сказано? Какое решение вы приняли, услышав эти слова?
Литература Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., 1987. Леей В. Л., Волков Л. 3. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. – Минск, 1970. Куницына В. Н., Бойцова Е. Н. Психологический портрет застенчивого человека // Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства / Под ред. Д. К. Байметова. – Ижевск, 1983. Куницына В. Н., Ефремова (Поголъша) В. М. Влияние особенностей семейного уклада на возникновение у ребенка застенчивости // Психологические проблемы индивидуальности. – Л., 1985.
Глава 19. Дефицитное общение
Одиночество
Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству. К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, то есть своеобразное психологическое одиночество. Речь идет о том одиночестве, которое человек испытывает среди дружеской компании или в семье, которое он «носит с собой». Такое понимание психологического одиночества предполагает наличие специфического синдрома личностных свойств одинокого человека. Синдром затрудняет общение, препятствует установлению полноценных контактов доверительного общения, формирует тип самовосприятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья. М. Кларк и Б. Эндерсон в своей работе «Одиночество и старость» (Лабиринты одиночества, 1989) утверждают: «Американская культура четко определяет душевное здоровье как вовлеченность в общение; в минуты личного горя социальное взаимодействие и поддержка со стороны других людей очень важны для здоровья стареющего человека». Еще более справедливы эти слова по отношению к человеку взрослеющему, осваивающему новое социальное пространство, новые роли. Одиночество следует понимать как состояние и как свойство, также как в случае с застенчивостью, тревожностью или агрессивностью. Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество: это – изоляция эмоциональная и изоляция социальная. Эмоциональная изоляция - результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Одиночество эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения.
Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. На основе этих представлений Р. Вейс (Лабиринты одиночества, 1989, с. 123) определяет одиночество как «эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения». Переживаемое острое чувство одиночества влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным. Не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что – следствием. Одиночество в юности
Одиночество в юности многофункционально; это и способ верификации ценности сложившихся отношений, и проба самостоятельности, путь и средство самопознания, и одновременно с этим – очень глубокое переживание. Д. Рассел показал, что с возрастом одиночество убывает. А. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество следующим образом: «Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» (Лабиринты одиночества, 1989, с. 27). Чувство это чрезвычайно остро переживается именно в юношеском возрасте. Вот что пишет в своем дневнике 14-летняя девочка: «Днем я такая же, как все: хожу в школу, общаюсь с друзьями, строю какие-то приемлемые отношения со взрослыми – в общем, как все. Одиночество приходит ночью. Чувствую себя как раздавленная посреди дороги собака. Лежу посреди дороги, а мимо несутся люди, наступают мне на лапы, на шею, на грудь, кричат о чем-то, и никто друг друга не слышит и не хочет понять, а я все лежу и лежу...» (Прохорова И. Ю. Одиночество. Дипломная работа, 1998 г.). Одиночество является причиной разочарований и крушения надежд, а также осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений. Типы одиночества
Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества: а) космическое (соотнесенность человека с природой и миром, самоотчужденность); б) культурное (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений); в) социальное (отторжение значимой группой, результат – смятение и депрессия); г) межличностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями). Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества, он глубоко несчастен, его судьба – выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция. Анализ биографий 114 одиноких мужчин и женщин по эмоциональному состоянию выявил наличие разных типов одиночества, которые выражаются, в частности, в чувстве ущербности, покинутости, страхе, неуверенности, в специфическом восприятии дальнейшей жизненной перспективы.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.006 с.) |