Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей



 

Стереотип и его общие характеристики

 

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936).

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены национальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип – инструмент политики. Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на образование категории, чем более позднее опровержение этой информации.

Стереотип

духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

 

Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в сторону большей схематизации и абстракции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизведение» («испорченный телефон») (Allport, 1958).

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

 

Национальные и этнические стереотипы

Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.

Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог.

Этнический стереотип

упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы.

Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном».

 

Методы изучения и конкретные исследования стереотипов

 

Основные методы исследования:

  1. Метод свободного описания;
  2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этноцентризма, диагностические тесты отношений);
  3. Психосемантические и проективные методы.

В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с использованием одного и того же методического приема. Разным группам людей предлагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный характер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка.

Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризовать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды – в 1933 и 1951 гг. – среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из полученных результатов:

американец – предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогрессивен;

англичанин – спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, консерватор;

итальянец – артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален;

еврей – умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен;

немец – обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью.

Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. – только 31 процент.

Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и народностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию негативно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей.

Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989, 1995-1997 гг.

Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделанных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. – 150 чел. представителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. – 165 чел., из них 50 педагогов, остальные – студенты разных факультетов университета, а также курсанты военного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях – русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 национальностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.

В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25».

Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелюбие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души, сила, привлекательность, любовь. В начале исследования на первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы – терпеливость и безалаберность.

Национальный стереотип

недифференцированное суждение, обозначающее целиком этическую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе скрытую или явную оценку.

 

На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудолюбия можно ожидать от японца, эстонца, но никак не от француза; интеллект приписывается японцам, русским в интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы.

У взрослых чаще встречается нестереотипное описание, более похожее на национальный характер.

 

Свойства рус укр груз эст тат пол амер фр япон
Работа
Интеллект 14,5
Общение
Жизнелюбие 31,5 -

 

Рис. 17.5.Частота личностных свойств в стереотипах

 

Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская):

русский – безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться, садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций;

татарин – разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство;

поляк – ощущение трагичности своей истории;

эстонец – внешняя тяжеловесность;

американец – внешняя поведенческая открытость;

француз – умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях,

грузин – резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприятию мира;

немец – стремление к спокойной красоте, любители цветов.

За изучаемый период (с 1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались стереотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобрели»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему приписывается татарам.

Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских).

 

РУССКИЙ свойства 1984 г. (в %) 1. добрый 52 2. трудолюбивый 38 3. патриот 34 4. безалаберный 27 5. широта души 23 свойства 1997 г. (в %) добрый 33 ленивый 26 гостеприимный 25 умный 24 веселый 16

 

Следующие по частотности характеристики в портрете русского (1997 г.): щедрый – 15, открытый – 15, наивный – 14, трудолюбивый – 13, любит выпить – 13, безалаберный – 12.

При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством.

Наиболее близким к русскому в сознании опрашиваемых, хак и 12 лет назад, оказывается француз (количество общих черт – 11); у поляка с русским – 7, у японца – 6, у грузина и украинца – по 5 черт.

Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие различия.

1. Отношение к труду:

Трудолюбие японец 34,5% эстонец 19% украинец 18% русский 13% татарин 10% поляк 8 % американец 5 % Лень украинец 5% поляк 8% русский 26%  

Общение

Общительность американец 27% украинец 18% француз 17% грузин 14,5% поляк 13% русский 9% татарин 7% японец 5% Замкнутость поляк 4% японец 12% татарин 16% эстонец 18%  

 

Интеллект

Ум Японец 37% русский 24% татарин 10% поляк 8,5% американец 7% француз 7% грузин 6% эстонец 5,5% Глупость поляк 8,5% эстонец 10% татарин 11,5% американец 16%  

 

Доброта

Добрый русский 33% поляк 15% украинец 12% грузин 9 % татарин 5% Злой эстонец 4% татарин 5%

Исследование 3. В. Сикевич.В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые"» (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присущих большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива = 230 понятий) составлен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (19-е место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увлекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя».

Личность и стереотипное восприятие.В исследовании И. Венцковской (1997 г., дипломная работа под рук. В. Н. Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского и украинца).

Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испытуемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались характеристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереотипе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («безусловная стереотипность»); 1 балл – если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13 места («условная стереотипность»). Максимальный балл был равен 12. Например, один из испытуемых писал:

русский – бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый;

украинец – труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный;

американец – предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован.

По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность – 4,7 балла, условная стереотипность – 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние.

Результаты:

1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией).

2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия.

3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами.

Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными американца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описаниям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. странах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шмелев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (непрактичность, негибкость).

Типичный автопортрет русского – откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный.

В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребности в эмоциональных контактах у русских людей.

Специфика русского национального характера выражается «в наличии межличностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рациональному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками процесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).

Психологический симптом этого периода – отрицательная идентификация, выражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям своей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму.

Для русских самым «приятным» оказался француз, а лидером по адаптивности – японец и англичанин. В представлении зарубежных ученых главные внутренние проблемы русских – подозрительность и доверчивость, а также агрессивность. Исследователи не могут понять, почему, обладая от природы ровным и спокойным темпераментом, русские не могут развить у себя способность к рациональному самоконтролю. Можно предположить, что это – следствие преобладания в воспитании запретов, репрессий, наказаний.

Профессиональные стереотипы

 

Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, – профессиональные стереотипы.

Профессиональный стереотип – это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» – сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж. Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж – образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип.

Следует сказать, что стереотипы – не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.

Профессиональный стереотип

персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Имидж

образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объектдополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.01 с.)