Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественные разработки по проблеме социального интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, А. А. Кидрон, А. Л. Южанинова), а также описывают предполагаемую структуру и функции социального интеллекта (СИ). Предметом специального исследования социальный интеллект не стал прежде всего в силу отсутствия отечественных методических разработок. Впервые попытку определения социального интеллекта предложил Ю. Н. Емельянов, тесно связав его с понятием «социальная сенситивность». Он считал, что на основе интуиции у человека формируются индивидуальные «эвристики», которые человек использует для умозаключений и выводов относительно межличностного взаимодействия. Они обладают надежностью и достаточным прогностическим эффектом (Емельянов, 1987). В работах последних лет можно выделить исследование Н. А. Аминова и М. В. Молоканова, которые рассматривали социальный интеллект как условие выбора профиля деятельности у будущих практических психологов (исследовательская деятельность или практика).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Н. А. Аминов и М. В. Молоканов в 1992 году изучили связь социального интеллекта с профессиональной направленностью личности. Обследование проводилось в два этапа. На первом этапе (перед поступлением в вуз) абитуриентам предлагались тесты для определения уровня развития социального интеллекта (модифицированная версия теста Салливена – Гилфорда) и фасилитивности (оригинальная версия ситуативного теста «Собеседование»). На втором этапе (после второй сессии обучения, перед получением диплома) обследованию подверглись только те из испытуемых, которые успешно прошли отборочный тур и были зачислены на факультет. Использовались также опросник Кэттелла (16PF) и методика ППС (предрасположенность к развитию синдрома эмоционального «сгорания»: пресыщение общением, не проходящая усталость, подавленность, немотивированная агрессивность, недовольство собой и окружающими), созданная на базе MMPI. Для оценки мотивационных составляющих профессиональной направленности представителей использовались две невербальные шкалы: для измерения альтруизма (попечительства) и консерватизма (склонности следовать предписаниям и нормам). Для оценки развития умения влиять на других людей был использован игровой тест «Доклад о перспективах развития психологической службы в школе» как составная часть тренинга. В эксперименте приняли участие 120 абитуриентов спец. факультета МГПУ. Некоторые результаты исследования. Чем выше уровень социального интеллекта, тем вероятней предрасположенность к исследовательской деятельности. Те испытуемые, у которых оказались выраженными оба ведущих компонента специальных способностей, обнаружили более высокие склонности к практической психологической деятельности и конструктивному воздействию на аудиторию в процессе осуществления межличностных деловых форм коммуникации. Кроме того, испытуемые с выраженной фасилитивностью проявили меньшую склонность к развитию синдрома эмоционального «сгорания». Получена информация о мотивационных составляющих специальных способностей: при склонности к исследовательской работе более вероятно обнаружить выраженную установку на альтруизм; при избирательной склонности к практической работе – установку на радикализм (чувствительность к противоречиям и проблемам).
(См.: Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. –1992. – № 5. – С. 104.)
Авторы убеждены, что профессионализм психолога зависит от наличия специальных способностей, в частности, от социального интеллекта. Ведущими компонентами способностей к психологической деятельности, к вдумчивой работе с людьми являются, по мнению исследователей, социальный интеллект (способности к пониманию поведения других людей) и фасилитивность (поддерживающий стиль социальных отношений). Кроме того, оказываются важными энергетические характеристики, психическая выносливость в противоположность синдрому эмоционального «сгорания», при наличии которого происходит быстрое пресыщение общением, возникает недовольство собой и окружающими. Психологи чаще, чем другие люди, выделяют способность практически решать задачи на общение, талант общения как способность именно к своей специальности. Среди операциональных подходов к проблеме социального интеллекта можно выделить подход Н. А. Кудрявцевой. В 1994 г. в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал», осуществленного на факультете психологии СПбГУ (Грант РФФИ 1993/94 г.), Н. А. Кудрявцева предложила свою концептуальную разработку этой проблемы. Существенным в этом проекте было стремление соотнести общий и социальный интеллект. Интеллектуальный потенциал, по ее мнению, – это класс психических свойств и механизмов, определяющих прогрессивные изменения интеллекта. Его ключевыми компонентами являются интеллектуальный статус, познавательная мотивация, способность к самоотражению и самоопределению, а также умственная работоспособность. Основное внимание уделялось исследованию личностного аспекта (системе мотиваций) и индивидуальности как свободно развивающейся психической активности, готовности к постановке задач для себя. В ходе исследования было показано значение творческой вовлеченности школьника в учебную деятельность для умственного роста, значение поисковой активности как фактора, благоприятствующего здоровью. Творческая вовлеченность – это средство активизации эмоциональной, гуморальной, эндокринной системы организма, средство укрепления работоспособности, целостности личности. Н. А. Кудрявцева на основе представлений о структуре интеллектуального потенциала разработала комплекс исследовательских подходов и конкретных методик, которые в итоге привели к выделению интегративного показателя интеллектуального потенциала человека. Он был обозначен как «единство интеллекта» и отражал существенные компоненты механизма интеллектуального роста, повышение совпадения по уровням личности: общего интеллекта (способность решать задачи на субъект-объектном уровне), социального интеллекта (способность решать задачи на субъект-субъектном уровне), рефлексии (показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта). Важным компонентом в структуре социального интеллекта является самооценка человека. Социальный интеллект, таким образом, понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств. Была установлена неоднозначная картина взаимосвязи общего и социального интеллекта: как оказалось, социальный интеллект относительно независим по отношению к общему интеллекту. Об этом, по мнению Н. А. Кудрявцевой, прежде всего свидетельствует полученная отрицательная корреляционная связь между социальным интеллектом и эмпатией. Тем самым подтвердилась исходная гипотеза о социальном интеллекте как способности к рациональным (мыслительным операциям) и преодолению эмоционального заражения. Особое внимание автор уделила вопросу о мотивационном компоненте как важном детерминанте социального интеллекта и способности к самоорганизации интеллекта. «В развитии СИ и развитии способностей к самопознанию и саморегуляции, безусловно, важную роль играет механизм мотиваций. Может быть поставлен вопрос о механизмах, обеспечивающих логические функции эмоциональных процессов. Б. Г. Ананьев поставил проблему мнемологического градиента в структуре интеллекта. Эмоциональное отношение человека к другим людям и к самому себе может выступать сильным логическим инструментом анализа и интегрирования явлений окружающего мира (дифференциация окружающих по субъективному отношению, образование „эмоциональных синтезов" и др.). В этом механизме особенно большую роль выполняет неосознаваемая психическая регуляция, которая может блокировать сознательное регулирование. Вопрос о потенциалах интеллекта не может быть решен вне роли мотивационного компонента в структуре интеллекта» (Кудрявцева, 1995). Таким образом, Н. А. Кудрявцевой были выделены основные компоненты структуры СИ и выведен показатель «единство интеллекта», который предполагалось использовать в работе школьной психологической службы для диагностики уровня интеллектуального потенциала школьников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.01 с.) |